Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Работа содержит 1 файл

политология (20-48).docx

— 77.83 Кб (Скачать)

Становление и функционирование лидеров это объективное и  универсальное явление. «Объективное»  – потому что любая совместная деятельность нуждается в организации, выработке наиболее рациональных и  приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, которые  пользуются авторитетом. «Универсальное»  – потому что в лидере нуждаются  все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения. Можно  говорить о лидерах в политике, бизнесе, науке, искусстве, религии, о  партийных лидерах и т.д. В современной  политологии существует несколько  определений политического лидерства. Приведем некоторые из них:

 политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность;

 политическое  лидерство – это приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу;

политическое  лидерство – это символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти;

политическое  лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.

 

Таким образом, учитывая эти  определения, мы видим, что лидерство  – сложный механизм взаимодействия ведущих и ведомых. Главными составляющими  частями данного понятия являются: способность лидера точно оценивать  ситуацию; умение найти правильное решение стоящих перед обществом  задач, воздействовать на умы и энергию  людей в целях мобилизации  их на выполнение какого-либо решения.

Для изучения природы лидерства  большое значение имеет типология политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам). Разнообразие типов лидеров во многом объясняется различными видами их деятельности и широким кругом решаемых задач.

Многие исследования лидерства  опираются на типологию легитимного  господства, разработанную М. Вебером. Она базируется на определении корней лидерства, основания, которое позволяет  той или иной личности стать политическим лидером.

Традиционное  лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях.

 Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом.

Стиль руководства.

 Данная типология политических  лидеров зависит от используемых  ими методов управления обществом.  Характер взаимодействия лидера  и членов группы позволяет  выделить три типа лидерства:

авторитарное  лидерство – директивное (приказное) уп-равление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний;

либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек;

 демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных.

 

25. Выборы: сущность  и функции. Принципы избирательного  права.

Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для  осуществления законного утверждения  в должности руководителя административного  органа управления или представителя  от лица участвующих в выборах  лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов  применяется в системе государственного управления, а также в системе  управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и  т. д. Выборы считаются на сегодняшний  день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы —  проводятся в связи с прекращением  ранее объявленного срока полномочий  избирательных органов власти  или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в  порядке ротаций. Могут проводиться  в отношении части депутатов  представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае  возникновения вакансий во время  срока полномочий коллегиального  органа;

5. повторные выборы —  проводятся тогда, когда проведенные  выборы признаны несостоятельными  или недействительными по решению  суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные  выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов  в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимое количество голосов, и закон предусматривает проведение второго тура выборов.

Принципы  избирательного права — общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное проведение различных видов выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Таким образом, принципы избирательного права являются основополагающими  условиями регулирования избирательных  правоотношений.

Следует отметить, что разнообразие политических систем в мире предполагает и различие в правовом регулировании  института выборов. Как следствие  из этого вытекает закрепление различных  принципов избирательного права.

Так, например, для советского избирательного права характерным  было «отождествление принципов  избирательного права применительно  к условиям реализации гражданами субъективного  права избирать и быть избранными в органы государственной власти. В качестве принципов рассматривалось  исключительно участие граждан  в выборах на основе общего прямого  равного избирательного права при тайном голосовании». Такой узкий подход преимущественно сохраняется и в наше время. А.Г. Орлов указывет на существование следующих основных принципов:

  • всеобщность, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.
  • равенство, предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях.
  • прямое голосование, предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти.
  • тайное голосование.
  • принцип свободы выборов, предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

Такая концепция искусственно сужает систему принципов избирательного права, сводя их по сути к принципам активного избирательного права.

Существует и боле широкий  подход к пониманию принципов  избирательного права.

 

 

 

26. Избирательные  системы. Этапы избирательной  кампании в Республике Беларусь.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно  узкий смысл, также как и дореволюционные  отечественные авторы не выделяли избирательной  системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано  с нормативным введением в  оборот понятия избирательная система  в Конституции СССР 1936 г., когда  в Основном законе появилась глава  с аналогичным названием, нормы  которой касались регулирования  избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д.

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование  за конкретного кандидата или  за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.

Мажоритарная  избирательная система. Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

Гибридная избирательная  система. Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему.

Пропорциональная  избирательная система. Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

Выборы  Президента Беларуси — 2010.

Палата представителей Национального  собрания Республики Беларусь в соответствии с Конституцией назначила датой  проведения президентских выборов 19 декабря 2010 года.

14 – 24 сентября – регистрация инициативных групп по сбору подписей за выдвижение кандидатов в президенты.

14 – 26 сентября – выдвижение представителей партий, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в состав территориальных избирательных комиссий по выборам президента.

26-29 сентября – формирование территориальных избирательных комиссий.

14 сентября-18 октября – образование участков для голосования.

3-5 ноября – формирование участковых избирательных комиссий.

30 сентября —  29 октября – сбор подписей за выдвижение кандидатов в президенты.

20 октября —  19 декабря – долгосрочный мониторинг выборов международными наблюдателями.

30 октября —  13 ноября – проверка достоверности собранных подписей.

14-23 ноября* – регистрация кандидатов в президенты.

24 ноября —  18 декабря – предвыборная агитация.

19 декабря – день голосования.

19-29 декабря – подведение итогов выборов.

Результаты выборов могут  быть оспорены в вышестоящей избирательной  комиссии, а далее — в суде.

 

 

 

27. Средства массовой  информации в политическом процессе.

Неотъемлемой составной  частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается  в специальных средствах информационного  обмена, в установлении и поддержании  постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика в принципе может функционировать на основе рыночного саморегулирования при  ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и  государственного принуждения. Непосредственными  носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. СМИ представляют собой учреждения, созданные для  открытой, публичной передачи с помощью  специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Функции СМИ  в политике.

Информационная функция

Образовательная функция

Функция социализации

Функция критики

Контрольная функция

Артикуляция и интеграция

Мобилизационная функция

 

28. Политическое  сознание:  сущность, структура, разновидности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"