Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Работа содержит 1 файл

политология (20-48).docx

— 77.83 Кб (Скачать)

20. Типология общественных движений. Группы интересов. Лоббизм.

Типология общественно-политических движений 

По отношению  к существующему строю: 

Консервативные; реформаторские; революционные 

По идеологической основе: 

Либерально-демократические; консервативные; социалистические 

По национальному  признаку: 

Национально-освободительные; за самоопределение нации, культурно-национальную автономию.                                                                                                                                                                         По демографическому признаку: 

Молодежные; студенческие и др. 

По степени  организации: 

Стихийные; разрозненные; слабоорганизованные; высокоорганизованные 

По масштабам: 

Международные; региональные; действующие в стране, штате, республике 

По методам  и способам действия: 

Легальные/нелегальные; формальные/неформальные; ориентирующиеся на мирные или насильственные действия. 

 Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологи-ческие), по массовости (элитные/массовые), по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.

Группы  интересов — добровольные или вынужденные объединения людей, приспособленные или специально-созданные иногда другими, для удовлетворения и отстаивания жизненно- (насущно-,властно-) значимых интересов её членов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами.

Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг  от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов  обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц  и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические  и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры  и т. д.

Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.

Лоббизм' (то же что и "лоббирование") – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения. (Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009.)

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

В более широком понимании  лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с  использованием неформальных коммуникаций в органах власти.

 

 

 

21. Понятие «политический  процесс»,  понятие и классификация  субъектов политического процесса.

Политический  процесс - одна из центральных и, вместе с тем весьма специфических категорий политической науки. Несмотря на множество различий в определениях политического процесса считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов.

Иначе говоря, политический процесс показывает как граждане, группы и институты власти взаимодействуют  друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы  и мотивы человеческого поведения  постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

Политический процесс можно определить как совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти и ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического  процесса, выступает государство. Другим важным фактором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование гражданского общества.

Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и  группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах, но и  в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

 

22. Политическое  поведение. Политическое участие,  политическое действие.

Политическое  поведение (англ. political behavior, иногда political action) - субъективно мотивированный процесс осуществления политическим фактором того или иного вида политической деятельности, обусловленный потребностями реализации его статусной политической позиции, ориентациями и установками.

Политическое поведение  – многоаспектный процесс, предполагающий политическое участие и определенный уровень политической активности. Особенности политического поведения складываются под влиянием различных факторов, имеющих индивидуальную и групповую природу, а также относящихся к характеристикам политического устройства той или иной страны и ее политической культуры.

Исследования политического  поведения получили широкое распространение  в 1960-1970-е гг. под влиянием событий 1968 г. Однако проблемы политического  поведения, политической активности, политического  участия давно привлекали интерес  исследователей различных стран. Ученые пытаются ответить на вопросы: почему человек участвует в политике, из чего складывается его политическое поведение, какие факторы влияют на выбор тех или иных форм политического  участия, почему индивиды выражают свою поддержку или несогласие с какими-либо политическими силами, курсами, институтами  и т.п.

Ответы на эти вопросы  довольно сложны. Это объясняется  не только многообразием самого явления  и/или использованием различных  методологических подходов для его  объяснения, но и терминологической  неопределенностью основных понятий.

 

 

Политическое  участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности.

Формы политического участия. Объективные характеристики политической деятельности и субъективные восприятия политики человеком, его понимание  собственной роли в ней служат основанием выделения следующих  уровней и типов участия:

1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

2. Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др.

4. Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность.

6. Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.

Политическое  Действие

(POLITICAL ACTION) - всякое поддающееся  наблюдению, открытое поведение,  демонстрируемое (conducted) в рамках политической системы индивидом или социальной группой.  может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и осуществления решений. Ответ на действия, совершаемые другими, есть реакция. В ходе исследования действия в социальных науках исследователь вводит в изучаемый процесс, в качестве его элемента, свои собственные действия. Таким путем получают возможность наблюдать воздействие своего поведения на взаимодействия внутри обследуемой группы. Теория действия - комплекс идей, связываемый со структурно-функциональным анализом в его парсонианской (по имени Т.Парсонса. - Прим. ред.) форме, где простейшими элементами анализа выступают социальные действия, т.е. преднамеренные или мотивированные действия индивидов. См. также Политическая система. Реальное значение. Понятие действия в политическом смысле обычно относят: к поведению людей, стремящихся занять положение или приобрести влияние в государственном управлении; к выработке и проведению в жизнь государственной политики; или к поведению государств на международной арене. Некоторые виды действий становятся типичными и регулярно повторяются. Анализ таких типовых действий (patterns of action) может подводить исследователя к пониманию политических решений и в некоторых случаях давать основу для прогноза.

 

23.Политические  элиты: определение, типология,  структура.

Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и  социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому  участию в жизни общества, влияние  на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

"Элита" в переводе  с французского означает лучшее, отборное, избранное. 

Философы Древней Греции считали, что править обществом  должны лучшие, специально предназначенные  для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.

 Править обществом,  по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита  разумная часть души. Аристотель  написав: "…Тремя качествами должен  обладать тот, кто намерен занимать  высшие должности: во-первых, сочувствовать  существующему государственному  строю, затем, иметь большие  способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих,  отличаться добродетелью и справедливостью", тем самым дал наиобщую характеристику правящей элиты.

 

Политическая элита - это  относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих  руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Другими словами, элита - это  высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

Политическая элита - это  относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих  руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Элиты типологизируются по ряду оснований:

По отношению  к власти выделяют:

правящую элиту; неправящую, или контрэлиту.

По уровню компетенции:

высшая (общенациональная); средняя (региональная); местная.

По результатам  деятельности (эффективности):

элита; псевдоэлита; антиэлита.

Кроме того, выделяют :

"Элиту крови", или  аристократию; элиту богатства, или  плутократию; элиту знаний, или меритократию. Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.

Закрытые и открытые.

 В. Парето выделял  два главных типа элит: "львы" и "лисы". Для "львов " характерен консерватизм, грубые  силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.  "Лисы" - мастера  обмана, политических комбинаций. Элита  "лис" динамична, она обеспечивает  преобразования в обществе.

 

24. Понятие и  сущность политического лидерства.  Типология лидерства.

С понятием «лидер» (англ. Leader – ведущий, управляющий другими людьми) тесно связано понятие «лидерство». Смысл последнего достаточно точно отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот важный социальный аспект уходят корнями во времена Античности. Геродот, Плутарх и другие исследователи уделяли этому вопросу особое внимание, так как в монархах, полководцах они видели подлинных творцов истории. Значительный вклад в изучение политического лидерства внес Н. Макиавелли. В его понимании политический лидер – это государь, который использует любые средства для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка. Значительный вклад в разработку проблемы политического лидерства внесли Т. Карлейль, Р. Эмерсон, Г. Тард.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"