Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Работа содержит 1 файл

политология (20-48).docx

— 77.83 Кб (Скачать)

Политическое  сознание — одна из основных форм общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфический объект отражения. В качестве такового выступает политическое бытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. Основными субъектами политической деятельности являются классы. Именно с момента их исторического возникновения появляется политическая деятельность как таковая. Она предполагает создание специальных институтов (организаций), с помощью которых классы, взаимодействуя, реализуют свои специфические интересы, ведут борьбу за власть, политическое господство, владение ресурсами, территориями и т. д. Господствующие в обществе классы регулируют производство и распределение духовных (идейно-нравственных) ценностей своего времени; а это значит, что их идеи и ценностные ориентиры доминируют в общественном сознании. Это относится ко всем формам общественного сознания, включая политическое.

Политическое сознание выполняет  в обществе специфические функции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое программирование. Они теснейшим образом взаимосвязаны. Основной задачей любой политики является выработка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое теоретически обоснованное воплощение в соответствующих программах, заявлениях, декларациях субъектов политической деятельности.

Политическое сознание не только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее, формирует определенные требования к ней. В этом состоит его нормативная  роль. Его нормотворческая функция заключается в том, что оно формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.). Оно выполняет также и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).

 

 

 

29. Понятие, структура,  функции политической культуры.

Политическая  культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд  функций политической культуры в  обществе.

К функциям политической культуры относят:

интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;

сохранение и развитие основ политической деятельности;

проверки истинности официальной  идеологии; устранение и компенсация  пробелов (неопределённости норм) и  разрывов (отсутствия или нарушения  логической связи норм права) права; проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов; профетическая, прогностическая в отношении развития; апробации и верификации политических кадров;

синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные  модели поведения электората. В более  широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует  с институциональной системой. В  рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации  институциональной и политической системы с одной стороны и  политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного  типа гражданской культуры связывают  успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки.

 

30. Типы политической  культуры.

Наиболее известная типология  политических культур принадлежит  Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

    приходская культура (Parochial)

    зависимая культура (Subject)

    культура участия (Participant)

Приходская  культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

31.  Политическая  социализация: сущность, типы.

Политическая  социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

В западной политологии на основе характера политических ценностей  и норм, предписывающих индивидам  определенные образцы политического  поведения, выделяются следующие типы политической социализации:

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти.

плюралистический  тип, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью.

конфликтный тип, характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняют достижение согласия между носителями различных культур и властью.

гегемонистский  тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии

(например, коммунизма, либерализма,  фашизма и т.д.).

 

32. Определение  и структура политической идеологии.

Политическая  идеология - важнейший элемент политической системы. Будучи выражением классовых, национальных, партийных интересов идеология определяет определенной политическое ядро системы общества, морали, социологической направленности политических взглядов. Придает конкретность добра и зла, ставит их в определенные исторические рамки.

Политическая идеология - это целостное систематическое  отражение на политическом уровне, коренных интересов определенных классов, наций, социальных групп, связанных с борьбой за власть, и осуществление этой борьбы.

Наука дает знания, будучи бесстрастной, объективной, а идеология дает знания, но вместе с тем выражает определенное отношение к предмету знаний. Это обусловлено определенными классовыми интересами, с позиции которых отражается действительность (американская доктрина - Америка для американцев).

Политическая идеология  активно включается в политическую деятельность. В конечном счете, побеждает тот класс и народ, который способен вести за собой людей, и выигрывает, сплотив людей во имя своих идей.

Исторически политическая идеология  возникла с государством, как определение  взглядов, в качестве всеобщих, разумных и общезначимых для всех.

Сознание людей раздваиваются  на обыденно - практическое и идеолого - теоретическое (основанное на научных знаниях).

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Основные идеологические  течения современности.

Унаследовав ряд идей древнегреческих  мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII- XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике "профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых" не может иметь "морального превосходства и практического преобладания над другими".

С момента своего возникновения  либерализм отстаивал критическое  отношение к государству, принципы высокой политической ответственности  граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии  всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь  индивида, совмещение демократии и  свободы, верности конкретному Отечеству  и универсальных прав человека.

В целом же, усиление элементов  государственной идеологии и  социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим  и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его  исторически обновленной форме - неолиберализме. Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства - ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений. В отличие от прежней склонности механически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

 

34. Политические  конфликты и кризисы.

Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

 Политический  конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Проблема политического  конфликта стара, как мир. Древние  философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие  философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той  или иной форме подобные мысли  высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа  конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление  общества на классы и экономическое  соперничество, которое рассматривалось  им как важнейшая движущая сила общества.

Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о  противоречиях и борьбе противоположностей .

Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией  Маркса политические разногласия обусловлены  социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает  глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.

Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают  основу политической системы - государство. Подобные конфликты характеризуются  как политические кризисы.

Политический  кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

 Политические кризисы  можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

  1. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
  2. Внутриполитические кризисы - это:

правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными  органами;

парламентский кризис - расхождение решений законодательной  власти с мнением большинства  граждан страны или изменение  соотношения сил в парламенте;

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"