Гендерные проблемы в российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Задачи курсовой работы:

1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;

2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;

3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;

4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;

5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.

Объект курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления……………………………………………........7

1.Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений……………………………………………………7
2.Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание…………………………………………………………….10
3.Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры………………………………………………12
Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной власти в России…………………………………………………………..........16

2.1 Влияние макросоциальных факторов на карьерный рост женщин

в органах государственной власти в России……………………..16

2.2 Социологический анализ особенностей профессиональной

самореализации женщин в органах государственного и

муниципального управления………………………………………20

2.3 Влияние гендерно-адаптируемой политики органов

государственного управления на карьерную мотивацию женщин-

госслужащих………………………………………………………..22

Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики

в органах государственной власти………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Что касается мужчин, то мотивы расположились  в следующем порядке: стремление доказать свою самостоятельность в жизни; материальное благосостояние; стремление к власти; самореализация; интеллектуальная самостоятельность; удовлетворенность от профессиональной деятельности; служебный рост; стремление доказать свою самостоятельность в жизни; повышение квалификации; стаж административной работы. Все выделенные мужчинами основные мотивы практически не интересовали женщин-госслужащих. Отсутствие явных карьерных устремлений является тем барьером на пути занятия высоких должностей, который ставят перед собой сами женщины. Поэтому так важна поддержка извне, со стороны руководящих органов, государственной политики, СМИ, хотя бы на первых этапах становления гендерного паритета в высшем управленческом звене государственной службы» [8, С.75].

    «Успешность личностно-профессионального развития связана с возможностью самореализации в профессиональной сфере. Но для этого необходимо создание конкретных условий. К ним относятся:

  1. осознание ценности профессионального опыта человека как ценного капитала любой организации;
  2. высокий статус кадровых служб в государственных и муниципальных органах. В настоящее время возможности кадровых служб в государственных органах власти ограничены, и они слабо влияют на качественный состав государственных служащих и фактически не влияют на рациональное использование профессиональных возможностей персонала;
  3. создание системы общественного контроля за использованием профессионального опыта государственных служащих, механизма защиты общества от непрофессионализма в государственном управлении;
  4. создание оптимального карьерного пространства» [28, С.362].
 

    Таким образом, для эффективного воздействия на процесс профессиональной самореализации женщин в органах государственного управления необходимы и принятие решений на уровне государственного законодательства, и последовательная работа по изменению стереотипного восприятия роли и места женщины в современном обществе. Комплексная работа кадровых служб органов государственного управления, образовательных учреждений и средств массовой информации, направляемая и координируемая гендерно- компетентным руководителем региона, позволит повысить профессиональную самооценку и карьерный настрой женщин-госслужащих, а значит, пополнит государственную службу активными высокообразованными целеустремленными и ответственными профессионалами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики  в органах государственной власти 

    В настоящее время в России, так  и в ее регионах требуется более  последовательная, целенаправленная и комплексная работа по осуществлению активной гендерной политики в органах государственного управления. «Реализация комплексного подхода и решения равенства полов, по утверждению О.А. Хасбулатовой, позволит вовлечь в этот процесс все субъекты политики с тем, чтобы знание проблем гендерных отношений стало нормальной квалификацией ответственных лиц, принимающих решения. Такой тип политики она называет эгалитарным или активной гендерной политикой. Макро- и микрофакторы, влияющие на формирование гендерно-направленной политики органов государственной власти должны быть учтены в работе кадровых служб органов государственного управления, в деятельности СМИ и институтов образования, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих» [29, С.185].

Кадровые  службы органов государственного управления

Задачи:

  1. обеспечить устойчивое профессиональное развитие в системе государственного управления;
  2. повысить уровень карьерных притязаний женщин-госслужащих;
  3. использовать потенциал государственных служащих в лице женщин, занимающих средние и ведущие государственные должности;
  4. достичь широкого представительства женщин на высших государственных должностях на уровне принятия.

    Содержание  работы:

    Необходимо  разработать и последовательно  осуществлять комплексную программу подготовки и переподготовки, повышения квалификации с учетом гендерного компонента. «Личностно-профессиональное развитие осуществляется как в процессе профессиональной деятельности, так и в системе подготовки и переподготовки кадров. Кадровые службы должны разработать программы обучающих и развивающих средств (тренинговых, семинарских и консультативных занятий и т.п.), нацеленных на личностно-профессиональное развитие и оптимизацию профессиональной самореализации госслужащих, без отрыва от места работы с использованием современных инновационных методов обучения. Осуществлять периодический контроль уровня профессиональных знаний, умений, личностно-деловых и профессионально важных качеств и психологических умений необходимо, в частности – при проведении отбора и аттестации при разработке индивидуальных профессиограмм, решении вопроса формирования резерва на выдвижение» [29, С.186].

    «Необходимо задействовать практику выдвижения и назначения женщин на руководящие должности, отслеживать их профессиональную мотивацию.

    Необходимо  поощрять женщин, участвующих в работе конференций, семинаров, занимающихся исследовательской, научной работой» [20, С.116].

    Выпускниц высших учебных заведений по специальности  «Государственное и муниципальное  управление» привлекать к участию в работе международных конференций, практикумов, семинаров и др. учебно-образовательных форм повышения квалификации персонала управления.

    Важно разработать технологию целенаправленной подготовки женщин на высшие государственные  должности, осуществления их качественного отбора, аттестации, оценки и продвижения. Прежде всего, это касается работы с кадровым резервом из числа женщин.

    «Важно ознакомление включенных в кадровый резерв с перспективами своей должностной карьеры и требованиями, которые выдвигаются для занятия ими более высоких должностей. Процесс должностного продвижения государственных служащих необходимо сделать открытым, гласным, доступным для ознакомления широкому кругу работающих в системе государственной службы. Публичность данного процесса обеспечит более объективную оценку в работе кадровых служб.

    Деловые игры, тренинги, тестирование по вопросам профессиональной пригодности, где  в равной степени должны быть представлены женщины и мужчины – госслужащие, выдвигаемые в кадровый резерв на замещение высоких должностей позволят продемонстрировать работникам свой профессиональный и личностный потенциал в равных конкурентных условиях» [12, С.19].

    Основные  направления гендерной политики органов государственного управления как страны, так и регионов должны быть отражены в соответствующих правовых документах по кадровой политике государственной службы, что обеспечит ее эффективность и необратимость. 

    Информационно-аналитические  службы и средства массовой информации

    Задачи:

  1. «изменение стереотипного восприятия образа женщины-профессионала, женщины, делающей карьеру в органах управления;
  2. открытое рассмотрение, обсуждение и анализ в СМИ возможностей и барьеров женщин на пути профессиональной самореализации и карьерного роста в управленческой сфере;
  3. выявление и привлечение внимания к активным, работоспособным и творческим женщинам-профессионалам, способным занять достойное место в органах государственного управления» [20, С.118].

    Содержание  работы:

    Через СМИ – прессу, радио и телевидение  важно осуществлять работу по повышению гендерной просвещенности населения в целом, открыто поднимать и осуждать проблемы, вызванные дискриминацией по признаку пола, затрагивая при этом трудности самореализации и самоутверждения в современном обществе, как мужчин, так и женщин.

    Для преодоления сложившихся стереотипов  в обществе необходимо привлекать СМИ  для создания имиджа успешной и профессионально  реализовавшей себя женщины.

    Через СМИ важно широко освещать стороны  жизни женщин, добившихся значительных результатов в сфере государственного управления.

    Благоприятно  на общественном мнении могло бы оказаться  привлечение женщин, занимающих руководящие  должности в органах государственного управления к ведению отдельных  специальных рубрик в прессе или  передач на телевидении, посвященных проблемам карьеры, профессионального и личностного роста, препятствиям и трудностям профессиональной самореализации женщин.

    Проведение  и широкое освещение конкурсных мероприятий, организованных с целью  показать достижения женщин в различных  сферах профессиональной деятельности также может помочь привлечь к ним внимание и высоко оценить их успехи на деловом поприще. 

    Институты образования, переподготовки и повышения  квалификации

    Задачи:

  1. «рассмотреть в рамках различных вузовских дисциплин различия между мужчинами и женщинами в различных областях социальной жизни как комплексную, включающую в себя биологические, психологические, социальные и культурно-исторические аспекты. Проанализировать, как исторически складывались представления о социальном предназначении мужчин и женщин;
  2. показать, что поведение мужчин и женщин – это следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества об их социальной роли;
  3. обозначить роль института права и показать значение законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин;
  4. ознакомить студентов и слушателей, получающих образование или проходящих переподготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление» с зарубежным опытом реализации политики гендерного равенства;
  5. обозначить роль и функции культуры и религии в определении социального положения женщины и мужчины, показать влияние гендерных стереотипов на содержание и направленность жизненных стратегий мужчин и женщин» [2, С.58].

    Содержание  работы:

    Ввести в систему получения очного и заочного образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» практику ведения спецкурсов по проблемам женщины на государственной службе или включить гендерный компонент в преподавание ряда учебных предметов, как общегуманитарного цикла, так и дисциплин специализации.

    Проводить регулярные стажировки, семинары и  конференции, посвященные теме «Женщина в сфере государственного управления».

    Проводить научно-исследовательскую работу среди  преподавателей, а также среди мстудентов и слушателей по изучению особенностей женской психологии применительно к сфере государственного управления, по выявлению национальных и культурных традиций и их значения в решении гендерных проблем. Учет этих научных данных как в сфере подготовки будущих специалистов государственной службы, так и в практической деятельности кадровых служб органов государственного управления поможет более продуманно и эффективно реагировать на изменения, происходящие в стране и в регионах. Как отмечает В.А. Мальцев: «Многое зависит от самой науки, которая способна привлечь управленцев на свою сторону, превратить их из обычных потребителей предложений ученых в заинтересованных соисполнителей исследовательских проектов» [17, С.120].

    Разработать учебно-методические пособия, планы семинаров, деловых и ролевых игр, других интерактивных форм обучения для изучения и поиска на практике путей решения гендерных проблем в сфере профессиональной деятельности государственных служащих.

    В целом, все перечисленные направления работы кадровых служб, СМИ и институтов образования сделают гендерную политику страны, регионов целенаправленным, заранее запланированным и результативным процессом.

    Государственная служба в конечном итоге получит  в лице женщин: профессионально-подготовленных, ответственных и целеустремленных служащих; уверенных в своем будущем, строящих свою жизнь и карьерную судьбу, исходя из обозначенных целей, возможностей и перспектив развития сферы государственного управления в целом, и своего ведомства, в частности; психологически устойчивых к давлению стереотипных установок на возможности и способности выстраивания женской карьеры в системе государственного управления, а следовательно, способных адекватно реагировать на особенности работы в системе государственной службы и успешно справляться с поставленными перед ними задачами.

Информация о работе Гендерные проблемы в российском обществе