Гендерные проблемы в российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Задачи курсовой работы:

1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;

2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;

3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;

4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;

5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.

Объект курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления……………………………………………........7

1.Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений……………………………………………………7
2.Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание…………………………………………………………….10
3.Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры………………………………………………12
Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной власти в России…………………………………………………………..........16

2.1 Влияние макросоциальных факторов на карьерный рост женщин

в органах государственной власти в России……………………..16

2.2 Социологический анализ особенностей профессиональной

самореализации женщин в органах государственного и

муниципального управления………………………………………20

2.3 Влияние гендерно-адаптируемой политики органов

государственного управления на карьерную мотивацию женщин-

госслужащих………………………………………………………..22

Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики

в органах государственной власти………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Функционирование  всей системы социальных институтов, цели и задачи, на решение которых  они ориентированы, определяющим образом  зависят от идеологии, которая доминирует в обществе. 
 
 
 
 

Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной власти в России

    2.1 Влияние  макросоциальных факторов на  карьерный рост женщин 

      в органах государственной власти  в России 

    Гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в сфере государственного управления должны рассматриваться на основе представления о гендерном социокультурном пространстве, под которым имеется ввиду «…часть социального пространства, представляющая собой совокупность гендерных статусов мужчин и женщин, которые пронизывают все социальные институты, являясь носителями определенной культуры и гендерного сознания, и представляют собой определенную иерархию» [27, С.308],

    Современные изменения гендерных отношений  отмечают российские социологи, не являются следствием направленной гендерной политики государства и политических дебатов. «Они становятся результатом адаптации к изменяющимся экономическим условиям и следствием предшествующего гендерного порядка» [23, С.61].

    «В таких условиях нельзя недооценивать такой фактор, как гендерная компетентность лидера (государства, региона, республики), как авторитетного и правомочного в выработке основных направлений гендерной политики в сфере государственного управления. Составляющими этого понятия является определенная просвещенность, знания руководителя в области гендерологии и его активная позиция в решении проблемы достижения гендерного равенства в современном обществе: 1) понимание значимости и самоценности каждого человека независимо от его биологического пола; 2) знание психологии мужчин и женщин, своеобразия их личностных характеристик, мотивации, профессиональных возможностей и потенциала; 3) знание проблем, которые мешают этим двум гендерным группам развиваться паритетно; 4) знание историко-культурных и национальных особенностей и традиций региона, которые являются важным фактором формирования гендерных стереотипов; 5) деятельность по формированию и реализации гендерно-направленной политики в регионе» [23, С.68].

    Рассмотрим макросоциальные факторы, способствующие влиять на гендерные процессы в органах государственного управления.

    Проблема  изменения социально-экономического статуса женщин в связи с процессами, переживаемыми российским обществом, становится все более популярной темой социологических исследований. В связи с отменой квот на представительство женщин в системе Советов их доля резко сократилась.

    «Гендерные проблемы в РФ характеризуют общую направленность современных социальных реформ. Одним из критериев, по которому можно судить о социально-политическом статусе женщин, является соотношение между законодательно закрепленными правами и условиями реализации этих прав» [23, С.68].

    «В составе правительства РФ отсутствуют женщины. Среди глав субъектов РФ кроме В.И. Матвиенко, нет ни одной женщины. В двух палатах Федерального Собрания женщины составляют не более 10%, а среди заместителей председателей верхней и нижней палат по одной женщине. Из 88 представителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ всего 4 женщины. Российское общество не готово голосовать за женщину-кандидата, что можно обосновать многими причинами, главными из которых является недостаточно развитая демократическая культура, консервативность общественного сознания, устоявшиеся патриархальные традиции, отсутствие развитого женского движения, нежелание политических партий вести работу среди женщин-избирателей и привлекать к своей работе женщин-лидеров, традиционная ориентация на женщину, прежде всего как на домохозяйку» [13, С.70].

    «В России в последние годы обнаруживается тенденция обусловленности вертикальной восходящей мобильности человека его интеллектуальными ресурсами, получением качественного высшего образования по профилю специальности, а также наличием нескольких вузовских дипломов. Образовательный уровень женщин в России выше, чем у мужчин, и этот разрыв имеет тенденцию к увеличению» [5, С.36].

    «Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где гендерное соотношение во властных структурах женщины составляют 30-40%. По своим природным и профессиональным качествам они подготовлены исполнять технократическо-бюрократические функции гражданских служащих высшей иерархии государственных должностей» [13, С.71].

    Таким образом, существующая концепция приоритетности развития и продвижения женщин в структуре государственной службы нуждается в основательном пересмотре.

    «Создавшаяся демографическая ситуация, непоследовательность ряда социальных реформ в определенной степени является результатом последствий слабого внимания к законодательным гендерным проблемам.

    В работе с женскими кадрами должны учитываться мотивации материнства  и детства, равных семейных обязанностей. Принимаемые государственные меры в вопросах позитивного отношения к материнству – это одна из ключевых установок теории гендера XXI века» [2, С.54].

    «Гендерное соотношение кадров в сфере принятия решений меняет консервативный подход понимания роли государства в обеспечении конституционных и международных норм равенства полов. Преодоление традиционных стереотипов в отношении гендерной ассиметрии в органах государственной власти сложно. Большую роль в формировании гендерной культуры играют также определенные национально-культурные традиции, которые являются основой менталитета того или иного народа. Как отмечал Р. Коннел: «Разные культуры и разные периоды истории конструируют гендер по-разному» [12, С.18].

    «При доминировании патриархальных традиций, отмечают историки, русские женщины все же обладали достаточной степенью экономической свободы и, в этом аспекте, их статус был выше, чем статус европейских женщин» [13, С.72]. «С одной стороны, в русской культуре существует образ сильной, ответственной, компетентной и самостоятельной женщины. С другой стороны, христианские и патриархатные ценности и стереотипы не позволяют женщинам в полной мере почувствовать себя уверенно при достижении и занятии высокостатусных позиций в профессиональной сфере, традиционно предписываемых мужскому гендеру» [7, С.95]. 

    Таким образом, в гендерном социокультурном пространстве выделяем один из социальных институтов — институт государственной службы. На формирование гендерных отношений в рамках института государственной службы оказывают влияние следующие макросоциальные факторы: 1) кадровая политика органов государственной службы; 2) историко-культурные факторы (национальные традиции, менталитет); 3) информационная политика, формирующая позитивное восприятие женщин, делающих карьеру в органах государственной власти; 4) гендерная компетентность руководителя.

    На  реализацию гендерной политики в  сфере государственного управления влияет гендерная компетентность лидера – руководителя.

    Гендерная компетентность руководителя может обеспечить реализацию гендерно-адаптируемой политики в органах государственной власти и управления. Под этим понятием мы понимаем в широком смысле -целенаправленный процесс воздействия на массовое сознание с целью преодоления гендерных стереотипов относительно профессиональной и личностной самореализации индивидов независимо от их биологического пола и создания условий для удовлетворения их интересов и потребностей во всех сферах жизни общества. В узком смысле применительно к профессиональной сфере вообще и к сфере государственной службы, в частности, это: 1) понимание значимости гендерных качеств госслужащего как особого специфического ресурса; 2) умение функционально использовать специфику этого ресурса в кадровой политике органов государственного управления.

    Осуществление гендерно-адаптируемой политики по отношению  к женщинам-госслужащим может  привести к постепенному изменению  общественного мнения относительно роли женщины в обществе в целом  и в сфере государственного управления, в частности. Гендерная модернизация различных сфер общественной жизни должна осуществляться с учетом национально-культурных традиций и особенностей страны. 

    2.2 Социологический  анализ особенностей профессиональной

    самореализации  женщин в органах государственного и

    муниципального  управления 

    «К микросоциальным факторам, влияющим на карьерную самореализацию женщин в системе государственного управления и проявляющимся в ходе повседневного взаимодействия, следует отнести: гендерную социализацию; влияние гендерных стереотипов на карьерный настрой женщин; гендерную самоидентификацию; стратегии построения карьеры; особенности профессиональной самореализации женщин, изменение их гендерного сознания под влиянием перечисленных макрофакторов» [8, С.56].

    «Женщинам, которым удалось сделать успешную карьеру в органах государственного управления, не так уж много. Скоростная карьера нетипична для госслужбы вообще, а для женщины в системе государственного управления тем более. У российских женщин-руководителей наблюдается более или менее гармоничное совмещение сфер работы и семьи, как на уровне установок, так и в реальной жизни» [30, С.15].

    «В процессе развития и совершенствования сферы управления полоролевые особенности руководителя постепенно отступают на второй план, выдвигая в качестве значимых факторов такие качества, как профессионализм и порядочность. Современные тенденции указывают на формирование модели руководителя, который комбинирует в своей профессиональной деятельности все многообразие стратегий и тактик, приводящих к эффективному результату, и учитывает в своей работе человеческий фактор» [8, С.42].

    «На выбор и реализацию методов и способов управления воздействует определенная сфера профессиональной деятельности, в которой осуществляется руководство. Все эти факторы накладывают определенный отпечаток на самореализацию женщин-госслужащих, вызывая необходимость в выработке таких качеств, как требовательность к себе, высокую работоспособность, самоконтроль, потребность постоянного повышения своего профессионального уровня, гибкость, способность разрешать конфликтные ситуации, умение при этом отстаивать свою позицию; креативность» [5, С.37].

    «В условиях же экономического кризиса и переходного периода такие управленческие стратегии, как техника переговоров, установка на консолидацию сотрудников, умение не давить на персонал и избегать давления с его стороны, применение «мягких» конфликтных стратегий, толерантность стали играть ключевую роль в процессе вывода предприятий и организаций из кризисных ситуаций» [16, С.46].

    За  последние годы произошли существенные изменения в области «гендерного  менеджмента». «Женщины-руководители все больше отходят от практики жесткого, авторитарного, «мужского» руководства, используя собственные стратегии и «женский» стиль управления. Этот стиль признан специалистами более демократичным, «гуманным» с точки зрения ориентации на человека и использования психологических методов в управлении» [13, С.73]. 

    Таким образом, социологи утверждают, что  женщины-руководители признают, что  государственная служба, в первую очередь, дала им возможность профессиональной самореализации развития и совершенствования их деловых способностей и навыков, открыла им новые возможности и перспективы.

    Слабовыраженная нацеленность на карьеру объясняется  наличием определенных барьеров и спецификой государственной службы. На профессиональное самочувствие и самореализацию женщин-госслужащих оказывают большое влияние гендерные стереотипы, присущие в большой степени самим женщинам, в которых преломляются определенным образом национальные традиции и особенности региона. С одной стороны, глубинные стереотипы заставляют женщин идентифицировать себя с патриархатных позиций. С другой стороны, реальность современного общества, втянутость женщин в современное общественное производство, высшее образование заставляют оценивать гендерные отношения с новых, еще только зарождающихся норм. Это говорит о том, что Россия сейчас на начальной стадии становления новых социальных норм и ломки прежних стереотипов.

    Женщины-руководители находят оптимальную стратегию совмещения профессиональной и семейной занятости через модель разделенной ответственности. 

    2.3 Влияние  гендерно-адаптируемой политики  органов государственного управления на карьерную мотивацию женщин-

госслужащих 

    По  исследованиям Е.М. Жорниковой «…мотив профессиональной и личностной самореализации оказался на первом месте у женщин, далее в иерархическом порядке расположились мотивы: удовлетворенность от профессиональной деятельности; служебный рост; профессиональное самоопределение; интеллектуальная самостоятельность; повышение квалификации; материальное благосостояние; стремление доказать свою самостоятельность в жизни; стаж административной работы; стремление к власти.

Информация о работе Гендерные проблемы в российском обществе