Гендерные проблемы в российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Задачи курсовой работы:

1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;

2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;

3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;

4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;

5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.

Объект курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления……………………………………………........7

1.Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений……………………………………………………7
2.Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание…………………………………………………………….10
3.Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры………………………………………………12
Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной власти в России…………………………………………………………..........16

2.1 Влияние макросоциальных факторов на карьерный рост женщин

в органах государственной власти в России……………………..16

2.2 Социологический анализ особенностей профессиональной

самореализации женщин в органах государственного и

муниципального управления………………………………………20

2.3 Влияние гендерно-адаптируемой политики органов

государственного управления на карьерную мотивацию женщин-

госслужащих………………………………………………………..22

Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики

в органах государственной власти………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

   ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   «Сибирская  академия государственной службы»

   Филиал  ФГОУ ВПО СибАГС в г. Новокузнецке 
 
 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

   по  дисциплине: «Социология»

   на  тему: «Гендерные проблемы в российском обществе» 
 
 
 

   Студентка Кравченко Юлия Геннадьевна

                                        Группа ГМУ № 282

                                                                 Руководитель: кандидат соц. наук

                                                            Демчук Наталья Владимировна 
 
 
 
 
 

   Новокузнецк 2010

   Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Гендерный  подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления……………………………………………........7

    1. Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений……………………………………………………7
    2. Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание…………………………………………………………….10
    3. Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры………………………………………………12

Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной  власти в России…………………………………………………………..........16

    2.1 Влияние  макросоциальных факторов на  карьерный рост женщин 

          в органах государственной власти в России……………………..16

    2.2 Социологический  анализ особенностей профессиональной 

         самореализации женщин в органах  государственного и 

         муниципального управления………………………………………20

    2.3 Влияние  гендерно-адаптируемой политики  органов

          государственного управления на карьерную мотивацию женщин-

          госслужащих………………………………………………………..22

Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики

          в органах государственной власти………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………34 

      
     

   Введение 

     Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, в условиях трансформации российского общества важнейшей задачей становится преодоление различных дискриминационных проявлений, в том числе и по признаку пола. Современные исследования показывают, что внешняя гендерная нейтральность реформ в транзитивном российском обществе привела к неодинаковым гендерным последствиям.

    Современный гуманистический подход, принципы и  критерии гражданского общества, приоритеты общественного согласия и мира выдвигают на первый план проблему включённости женщины в процессы принятия решений. XX век во многом изменил положение женщины, ее социальный статус, самооценку, политические и экономические возможности, участие в общественном производстве.

     Актуальность  исследования гендерных аспектов управления обусловлена динамичным проникновением женщин в сферу управления экономикой, появлением новой социальной когорты  «деловых женщин». При этом повышается активность и масштаб участия женщин в предпринимательской, общественной и политической сферах. Для женщин сфера управления является относительно новым поприщем деятельности и требует физического и психологического напряжения, упорства, самостоятельности, умения. В роли руководителя женщины испытывают наложение гендерных характеристик на лидерские, представляемых в общественном мнении противоположными, что влияет на поведение женщин в сфере управления.

    Проблемы  женского стиля руководства до недавнего  времени не привлекали достаточного внимания со стороны социологов, т. к. все исследования традиционно ориентировались на мужчину-руководителя. Это считалось стандартом, поскольку именно мужчины доминируют среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. Вместе с тем женщины-руководители способны приоритетно справиться с поставленными  задачами во многих сферах жизни российского общества. При этом необходимо обратить внимание на то, что социальные установки и гендерные стереотипы, касающиеся роли женщины и мужчины, отражают ментальные характеристики общественного сознания. Эти ценностные представления формируются в разных культурах особым образом.

    Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

   Задачи  курсовой работы:

   1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;

   2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;

   3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;

    4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;

   5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.

    Объект  курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

   Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.

   Данная  работа носит междисциплинарный характер. Этим и объясняется комплекс и комбинация применяемых в работе методов.

   В работе использовались элементы синергетического подхода, позволяющие указать, что многовариативность, альтернативность развития современного общества, возможности его самоорганизации как сложной системы немыслимы без участия женщин в сфере управления; антропологического и гуманистического подходов, указывающих на действительные потенциальные возможности женщин в трансформирующемся традиционном обществе, необходимость разработки современной гендерной политики. В связи с особенностью объекта исследования широко применяется гендерный подход, согласно которому анализ власти и доминирования в обществе утверждается через гендерные роли и отношения. Изучение гендерной проблемы в специальной социокультурной среде позволило использовать социокультурный подход.

   Также использовались методы: компаративистский (сравнительный), методы обобщения, абстрагирования.

     В последнее десятилетие ХХ в. влияние  гендерных различий на трудовую деятельность и карьеру стало объектом специальных научных исследований за рубежом и в России.

    Социологическому  анализу влияния социальных практик  на гендерные отношения с учетом статусно-ролевой структуры посвящены  исследования Л. Белоконной, Е. Жорниковой, Г. Кошарной, О. Здравомысловой, Г. Турецкой.

    Общие проблемы профессиональной самореализации государственных служащих, вопросы кадровой политики, повышения эффективности государственной службы, карьеры работников государственного управления проанализированы в трудах А.И. Турчинова, Д.М. Овсянко и др.

    Особенности совмещения женщиной профессиональной и семейной ролей, проблемы, связанные  с «двойной занятостью» женщин, делающих профессиональную карьеру, освящены в  работах А.С. Чириковой, О.А. Здравомысловой.

    Об  адаптации женщин к управленческой должности, о женских стратегиях и стиле руководства немало написано в последние годы зарубежными и российскими учеными: Дж. Роузнер, Э. Гидденсом, Г.Г. Силласте, Е.Б. Петрушихиной, М.К. Кияновой, О.Н. Кричевской.

    В статье Р.М. Канапьяновой «Женщины в системе государственного управления» рассматривается статистика распределения женщин в органах государственного управления Российской Федерации по всем ветвям власти. Автор отмечает наличие противоречия между реальным усилением социальной роли женщин и их внутренним ощущением продолжающегося преимущества мужчин. Сложившаяся ситуация свидетельствует, по мнению автора, о сохранении в России административно-управленческой системы как «однополового института». Делается вывод о том, что в России пока отсутствуют социальные силы, заинтересованные в реальном расширении равного участия женщин и мужчин в принятии государственных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления

    1. Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений
 

    Основные  концепции и подходы, касающиеся соотношения публичной и приватной  сферы в жизни женщины, её самореализации в области государственного управления складывались в ходе развития философской, а начиная с XIX века - и социологической науки.

    Категория «гендер», в качестве социально детерминированной  характеристики пола, и гендерные  отношения были обоснованы научно только во второй половине XX века. Гендер, в отличие от биологического, стал определяться современной психологией и социологией как «…социальный пол – комплекс социокультурных характеристик, обеспечивающий личный, социальный, экономический, политический и правовой статус мужчины и женщины» [27, С.304].  

    К вопросу о положении женщин обращались и античные философы, и средневековые писатели, и религиозные мыслители. Причем в этом отношении они проявляли редкостное единодушие, рассматривая женщин как определенно низших по сравнению с мужчинами.

    «Платон в свое работе «Государство» изложил эгалитарный подход к данной проблеме: «Одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того или другого пола одинаково, и по своей природе, как женщины, так и мужчины могут принимать участие во всех делах одинаково»» [30, С.7].

    Противоположную точку зрения предложил Аристотель в «Политике». «По своим умственным способностям, заявлял он, женщина должна быть приравнена к ребенку и определена как «несостоявшийся мужчина»» [9, С.17].

    Идею  активного участия женщин в общественно-политической жизни актуализировали, прежде всего, французские просветители.

    «Причины неучастия женщин в политике и управлении государством Г. Гельвеций и Ф. Вольтер видели в недостатке образования и гражданской непросвещенности женщин, Ш. Монтескъе – в нравах и обычаях общества, Д. Дидро – в действии определенных гражданских законов и распространении предрассудков по отношению к женщине в обществе» [7, С.94].

    Проблема  политического и правового статуса  женщины, ее участие в социально-экономической  жизни общества рассматривались в трудах ученых  макросоциального подхода (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс – представители структурного функционализма; Р. Коллинз – теория конфликта; К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). В XX веке в рамках теории структурного функционализма ее подробно рассмотрел и обозначил с точки зрения полоролевого подхода Т. Парсонс. Представители теории конфликта считали, что «…полоролевое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой (женщинами)» [9, С.19].

    «С точки зрения теории мировых систем свойственно оценивать роль женщины в социальной системе, когда они выступают в качестве работников, поставленных в рамки капиталистического производства и рынка» [23, С.65].

Информация о работе Гендерные проблемы в российском обществе