Чикагская социологическая школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Чикагская социологическая школа - периодизация деятельности и подходы

Содержание

Введение
1.Периодизация деятельности Чикагской школы

2.Социально-экологический подход
3. Город как объект исследования

4. Концепция маргинальной личности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовик 2009.doc

— 276.50 Кб (Скачать)
 

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Курский  государственный технический университет»

    Кафедра философии и социологии

                                   

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине «История социологии»

    на  тему: «Чикагская социологическая школа» 
 

                  Специальность                          040201 Социология 

        Автор работы: Е.Н. Бабенко ________________

                                                                                              (подпись, дата)

        Группа:                                          СЛ-71              

        Руководитель: Е.Г. Каменский _________________

                                                                                                  (подпись, дата)

        Работа  защищена_________  

                                        (дата)

        Оценка __________________ 

        Члены комиссии: ______________                 ___________________

                   (подпись, дата)                            (инициалы, фамилия)

                                    

                                      ______________                  ___________________

                   (подпись, дата)                            (инициалы, фамилия)

                                  

                                      ______________                  ___________________

                                               (подпись, дата)                            (инициалы, фамилия) 
     
     
     
     
     
     
     

    Курск 2009 
 

Содержание 

    Введение  ………………………………………………………………….3-5

    1.Периодизация  деятельности Чикагской школы…………………….6-15

    2.Социально-экологический подход………………………………… 16-21

     3. Город как объект исследования…………………………………….22-31

     4. Концепция маргинальной личности………………………………..32-38

     Заключение……………………………………………………………...39-40

     Список использованных источников………………………………….41-42

     Приложение А…………………………………………………………...43-51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Деятельность  Чикагской социологической школы  внесла большой вклад в развитие  социологии как науки. Представители  данной школы уделяли большое  внимание социально – экологическому подходу  к целому социальному организму – обществу и главным образом городу; жизни в городе. Так же  ученые Чикагской школы внесли большой вклад в развитие концепции маргинальной личности. Наиболее активно изучением поведения маргинального человека занимался Р. Парк. Он был одним из первых ученых, которые постарались дать определение  маргинальной личности. Парк не только дал определение маргинальному человеку, но и изучил особенности его поведения, и обозначили его роль и место в обществе. Все перечисленные направления деятельности представителей Чикагской школы отражают такие проблемы как девиантное и маргинальное поведение личности, влияние урбанизации на жизнь в городе и мн. др., которые и по сей день существуют в обществе. Поэтому можно сказать,  что тема данной работы является  актуальной в современном обществе.

       Главная задача научной школы заключалась  в том, чтобы создать специализированную программу по предотвращению социальных проблем. Предметом исследования представителей Чикагской социологической школы являлись методологические  подходы, которые отличались стремлением соединить методы обследования: город, этническое сообщество, тип личности. Проблемы, которыми занимались социологи Чикагской школы, до сих пор не потеряли значимость и по прежнему «живут» в нашем обществе, поэтому они являются актуальными  и в настоящее время. Для решения  обозначенных выше проблем можно опираться на труды ученых Чикагской школы.

       При написании данной работы мы пользовались учебной литературой, оригинальными  произведениями представителей этой школы, а так же статьями из периодической печати и электронными ресурсами.

       Что касается учебной литературы, то она  представлена следующими учебными пособиями: П.С. Гуревич «Этапы развития социологической мысли», В. А. Бачинин «История Западной социологии», А.В. Воронцов «История социологии 19 – 20 века», П.П. Гайденко «История социологии в Западной Европе и США» и др.

       Так же в процессе работы над данной темой были прочитаны статьи из периодической печати: журналы «Социс» и «Социальные институты и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература» следующих авторов: А.В. Николаева, И.В. Даниловой, Е.В. Мельшиной, Ю.Н. Попова. А так же были изучены статьи расположенные на электронных сайтах www.auditorium.ru, www.academ.ru, socio.rin.ru.

       Затруднение было с поиском оригинальных произведений. Так как в целом виде не удалось найти ни одной работы, представителей данной школы При написании нашей работы мы использовали главы из произведений Л. Вирта «Гетто»  и Э. Хьюза «Институты» опубликованные в журнале «Социальные институты и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература».

       Объектом данной работы является деятельность представителей Чикагской школы. Предметом основные теории и концепции, разработанные учеными данной школы, это такие как: социально – экологический подход к изучению общества, город как объект исследования и концепция маргинальной личности.

       Целью написания данной работы является анализ основных теоретических воззрений представителей Чикагской школы.

       Основные  задачи исследования:

    1. Выделить основные периоды развития и деятельности Чикагской социологической школы. Охарактеризовать каждый период развития школы и основные направления деятельности социологов данного периода;
    2. Выяснить особенности социально-экологического подхода к изучению общества. Дать характеристику этому подходу, а так же выявить основные направления в рамках данного подхода и обозначить имена ученых занимающихся данной проблемой и их точки зрения;
    3. Выделить особенности методологических подходов к  изучению города. Ознакомится с точками зрения ученых, которые занимались изучением города и проанализировать их;
    4. Выявить основные направления концепции  маргинальной личности. Изучить точки зрения ученых на эту проблему, узнать какое место занимает маргинальная личность в обществе и в целом охарактеризовать маргинального человека.

       Для решения поставленных нами в данной работе задач необходимо изучить указанную выше литературу. Проанализировать полученные сведения и на их основе сделать собственные выводы.

       Как уже говорилось выше, проблемы, которыми занимались представители Чикагской социологической школы еще не решены и до конца не изучены, по этому по завершении данной работы планируется дать анализ основных причин и факторов, влияющих на распространение этих проблем.

       При решении проблем связанных с  адаптацией, маргинализацией, урбанизацией можно опираться на теории, которые содержаться в нашей работе.

       В свое время  деятельность ученых Чикагской социологической школы способствовала повороту социологии к изучению конкретных нужд, потребностей и интересов человека. Таким образом, опираясь на теории, разработанные в рамках Чикагской школы, можно будет решить проблемы, существующие в нашем современном обществе.

  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

       1. Периодизация деятельности Чикагской школы 

       «Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров, и при его создании царил дух приоритета ценностей филантропии и баптизма, а в практическом плане преобладающими социальными давлениями были непосредственная власть частного капитала и требование следовать установившимся образцам американского образа жизни».1

       Американский  исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения Чкакгской социологической школы.

       Первое  поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Школа возникла на базе первого в США департамента социологии в 1982 году. Бесспорным лидером был А. Смол, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Эти теоретики имели огромное влияние на своих современников. Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США.

       Самой большой заслугой первого поколения  является установление тесных связей с городским правлением Чикаго и  со всеми его административными  службами. Именно эти социологи убедили  людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработке с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последствий каждого из вариантов решений.

       «Именно первое поколение Чикагской школы – Смол, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной социально – философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а так же на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества.

       ЧСШ развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, за цивилизованность, рациональность форм такого господства.

       В мировую социологическую классику вошла пятитомная работа этого периода  Чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920), опубликованная Уильямом Айзеком Томасом и Флорианом Витольдом Знанецким. Изученные в ней процессы миграции и социальной адаптации впервые строились на основе строгого качественного и количественного анализа личных документов (писем, дневников, автобиографий поляков, как переехавших в США, так и остающихся в Польше)».2

       «У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три важнейшие составные части:

       1) объективные условия, заложенные  в существующих социальных теориях и ценностях;

       2) установки индивида и социальной группы;

       3) формулирование существа ситуации  действующим индивидом.

       В совместной работе со Знанецким Томас  детально исследовал именно систему  социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция  с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью  не совпадают с групповыми ценностями.

Информация о работе Чикагская социологическая школа