Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и определить особенности их развития на современном этапе.
Изучение литературы, анализ современной практики позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие благотворительности и попечительства будет успешным, если:
• уточнены понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определены исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявлены особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.
Задачи исследования:
• уточнить понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявить особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 8
1.1. История благотворительности и попечительства в России 9
1.2. Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации 20
1.3. Благотворительные организации 23
Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 30
2.1. Государственное регулирование благотворительной деятельности 30
2.2. Государственное регулирование попечительской деятельности 39
Заключение 61
Список литературы 66

Работа содержит 1 файл

Благотворительность и попечительство 05.04.2012 1.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Социальная поддержка семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида,из средств республиканского бюджета представлена льготами по родительской плате за обучение детей в учреждениях дополнительного образования: а) для родителей детей-инвалидов с детства; б) для родителей, один из которых является инвалидом I или II группы. С 1 января 2009 г. осуществляется выплата ежемесячного пособия в размере разницы между прожиточным минимумом, установленным в Республике Татарстан, и доходом на члена семьи неполным семьям с детьми-инвалидами, где единственный родитель является трудоспособным неработающим лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом. Благотворительные проекты, реализованные в 2007—2009 годов в интересах семей, воспитывающих детей-инвалидов, были направлены на организацию лечения(проекты «Помоги ребенку!», «Даруя кровь, спасаешь жизнь») и закупку дорогостоящей установки RADGILдля облучения крови и ее производных для Республиканской детской клинической больницы (проект «Мы можем!»).

Малообеспеченные семьи за счет средств республиканского бюджета получают ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; льготы родителям на обучение детей в учреждениях дополнительного образования, имеющим на иждивении 3 и более детей; государственную социальную стипендию, выдаваемую студентам из малообеспеченных семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан; отдых и оздоровление в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях. Как правило, к этой категории относятся и семьи, в которых родители (один — в неполной семье) являются неработающими инвалидами. С 1 января 2009 г. из средств республиканского бюджета эти семьи получают государственную поддержку в виде выплаты ежемесячного пособия в размере 500 рублей на ребенка в возрасте до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет). 

Молодой семье, в которой после принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке рождается ребенок, оказывается денежная поддержка, направляемая на оплату стоимости жилого помещения. В 2008 г. общий объем средств, направленных на эти цели, составил около 18 млрд рублей. Благотворительные проекты, реализованные в 2007—2009 гг. в интересах молодых семей, связаны прежде всего с предоставлением возможности трудоустройства. Одним из успешных проектов стал конкурс «Семейный бизнес—2008», проведенный в г. Казани с целью возрождения и укрепления традиций семейного предпринимательства.

Третьим направлением осуществления региональной семейной политики в Республике Татарстан является реализация эффективной политики занятости.В рамках мероприятий по содействию занятости в республике проводится постоянная работа по социальной поддержке семей безработных граждан, среди которых многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. По состоянию на 1 января 2009 года, в общей численности зарегистрированных безработных граждан почти 28 % составляют граждане, имеющие детей. В случае отсутствия вариантов подходящей работы безработным гражданам предлагается принять участие во временных работах, организуемых центрами занятости населения. С целью расширения возможности трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в рамках Закона Республики Татарстан «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» в 2008 г. для трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, зарезервированы рабочие места. Кроме того, ежегодно органами службы занятости населения республики осуществляется трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Несовершеннолетним, направленным на трудоустройство через центры занятости населения, за участие во временных работах производится выплата за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Реализация данного направления способствует профилактике беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних и совершаемых ими правонарушений, позволяет приобретать трудовые навыки и оказывает влияние на повышение материального благосостояния малообеспеченных семей.

В условиях, когда  семьи различных типов являются получателями средств из источников разного уровня (федерального, регионального, муниципального, уровня местного самоуправления), особенно возрастает роль координации, обеспечения адресности поступающей государственной и негосударственной помощи в целях обеспечения реального влияния поддержки на повышение качества жизни семей. Республиканским советом по вопросам благотворительной деятельности было принято решение продолжить традиции Года благотворительности в Республике Татарстан путем организации социально значимых мероприятий с привлечением благотворительных ресурсов (в виде благотворительных проектов в поддержку малообеспеченных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.), модернизации и внедрения благотворительных технологий, аналоги которых успешно применяются.

Таким образом, необходимость обращения к теме благотворительности обусловлена потребностью комплексного осмысления феномена современной благотворительности, поскольку в условиях рассмотрения социальных групп российского общества по признаку материальной обеспеченности, деградации базовых социальных ценностей и институтов благотворительная деятельность может стать одним из резервов для повышения качества жизни семей, снижения уровня социальной напряженности в обществе и сохранения социальной стабильности.

В развитии благотворительности с целью формирования эффективно работающей системы благотворительной деятельности в республике, как следует из результатов социологических исследований, предстоит преодолеть специфику региональной культуры взаимоподдержки: люди готовы помогать друзьям и близким, но очень неохотно идут на контакт с незнакомыми людьми и организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предпринятый  в данном исследовании анализ исторических предпосылок, традиций и современных тенденций в осуществлении благотворительной деятельности и попечительства в России позволяет сделать следующие выводы.

Богатые социокультурные  традиции благотворительной деятельности являются историческими предпосылками  для ее осуществления на современном  этапе. Населению России издревле было присуще чувство коллективизма и высокой личной ответственности за настоящее и будущее своей Родины и своего государства.

Традиция личной благотворительности и попечительства в России неразрывно связана с христианской моралью и деятельностью Русской православной церкви. На протяжении XVIII - XX веков происходило постепенное перерастание регулируемой церковью частной благотворительности в государственную социальную политику.

К началу XX века в стране действовало множество  всевозможных общественных ассоциаций, которые создавались как общества взаимопомощи. Собственно благотворительная помощь высших сословий низшим происходила при непосредственном участии государственных структур или общественно-государственных учреждений и к началу XX века приобрела черты социального заказа. В дореволюционной России личная благотворительность российских предпринимателей носила целевой характер, а взаимодействие предпринимателей и предпринимательских организаций с органами местной власти было направлено на решение конкретных вопросов по улучшению социального положения беднейших слоев населения и на поддержку социально-значимых институтов. В свою очередь, местные власти с уважением относились к воле предпринимателей финансировать определенный проект.

К началу XX века в России, как в странах Европы и в США, образовались первые благотворительные фонды. Основной капитал таких фондов состоял из средств, завещанных состоятельными людьми на благотворительные цели и размещенных в банке в виде бессрочного депозита. Непосредственное финансирование благотворительных проектов осуществлялось на проценты с основного капитала. Управление процентами с капитала и распределение этих средств на благотворительную деятельность осуществлялось местными органами власти.

Благотворительная деятельность в дореволюционную эпоху имела высокий социокультурный статус. Это занятие поощрялось государством морально, а в отдельных случаях приносила благотворителям материальные выгоды и льготы.

Благотворительная помощь высших сословий низшим всегда происходила по благословлению высших должностных лиц, при непосредственном участии государственных структур или созданных ими общественно-государственных учреждений. В начале XX века взаимодействие благотворительных обществ и других общественных организаций с органами местной власти в процессе решения социальных проблем получило название социального заказа.

В советскую  эпоху частная благотворительность, как и частная собственность, была фактически поставлена вне закона. Система государственно-общественного  призрения была заменена государственной системой социального обеспечения. В то же время, государство поощряло личные и коллективные инициативы самопомощи, если они укладывались в русло официальной идеологии.

Кризис советского общественного строя и планово-командной  экономики в конце 80-х-начале 90-х годов XX века привел к развалу государственной системы социального обеспечения. Одновременно с этим происходило формирование

института частной  собственности и зарождение некоммерческого  сектора. В этот период происходит возрождение  традиций частной благотворительности отдельных социально ответственных предпринимателей и появление нового феномена - корпоративной благотворительности. Финансовые ресурсы бизнеса сегодня активно используются широким спектром некоммерческих организаций, созданных для решения социальных проблем и оказания социальных услуг.

В эпоху постиндустриального, информационного общества благотворительная  деятельность как вид специфических  общественных отношений не утратила своей важности, но приобрела ряд  новых существенных черт.

Во-первых, в  эпоху глобализации производства и  потребления благотворительная  деятельность также все больше приобретает  глобальные черты. Об этом свидетельствует  опыт транснациональных компаний, имеющих  в России широкую производственную и сбытовую сеть. О глобализации благотворительной деятельности говорит также активное участие иностранных благотворительных фондов в выработке стратегии такой деятельности в России.

Во-вторых, в  настоящее время наблюдается  постепенное изменение основных ценностей российского менталитета, который воспринимал благотворительную деятельность исключительно как богоугодное, нравственное занятие, не требующее публичной огласки. С одной стороны, эти ценности были значительно утрачены в советскую эпоху. С другой стороны, в современной России растет влияние идеологии корпоративной культуры, привнесенной из-за рубежа. В этих условиях благотворительная деятельность имеет шанс быть социально значимой и эффективной только тогда, когда она имеет четкие государственные гарантии, отвечает долгосрочным корпоративным интересам, а также получает широкое общественное признание.

В-третьих, органы государственной власти уже в  настоящее время сталкиваются с  тем, что корпоративная благотворительность  и социальные инвестиции бизнеса  вообще, конкурируют с социальной деятельностью и социальной политикой самого государства. В этих условиях государственным органам, отвечающим за социальное развитие, а также за развитие культуры, искусства, здравоохранения и образования следует более гибко искать компромисс с крупными корпорациями и предпринимательскими ассоциациями, а также с некоммерческим сектором. В то же время, государство должно поощрять социальные инициативы бизнеса, используя для этого новые социальные технологии, в частности технологию городских фондов.

Сотрудничество  государственных органов с общественными  организациями и в наши дни  наиболее успешно реализуется в  виде предоставления некоммерческим организациям социального заказа, то есть поручения  провести соответствующие работы, которые  полностью или частично финансируются из соответствующего бюджета.

В настоящее  время в России наблюдается неравномерное  развитие некоммерческого сектора. Наибольшее развитие он получил в  Приволжском федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, а также ряде крупных городов, где наметилось конструктивное сотрудничество местных властей, местного бизнеса и НКО.

В целом для  решения задач социальной политики органам государственной власти целесообразно более активно  использовать финансовый и организационный  ресурс, предоставляемый бизнесом и некоммерческим сектором.

Для этого необходимо стимулировать социально значимые инициативы фирм и корпораций, предоставляя им целесообразные налоговые льготы и вводя другие методы экономического стимулирования (муниципальный заказ, более низкая арендная плата и т.д). Целесообразно также пересмотреть существующий порядок налогообложения некоммерческих организаций, сделав его более социально направленным.

Органам государственной  власти, социальным службам следует вести пропаганду благотворительной деятельности и социальной ответственности в широком смысле слова через государственные и негосударственные СМИ.

Необходимо  развивать механизм социального  заказа, для чего органам региональной и местной власти должны организовывать конкурсное финансирование деятельности социально значимых НКО. К созданию местных фондов социального развития необходимо привлекать местный бизнес.

В целом, мы оцениваем перспективы благотворительной деятельности коммерческих организаций как положительные. Благотворительность не должна заменять государственную социальную политику, но должна стать для российского бизнеса своего рода миссией социальной ответственности. Именно такая идея будет способствовать стабильному развитию России в XXI веке.

Список литературы

 

1. Аксентьева  Е., Григорьев Г., Полищук В. Условия  и перспективы развития третьего  сектора в Тюменской области  // Условия и перспективы развития  третьего сектора в регионах, М.: CAF, 1998, с. 80-98.

2. Алексеева  О. Благотворительное движение: регионы России, М.: CAF, 1995.

3. Алексеева  О. Третий сектор, или благотворительность  для «чайников», М.: ВВС МРМ, 1997.

4. Арато А.  Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание  и направления для дальнейших  исследований // Полис, 1995, N3, с. 48-57.

5. Баранов С.  Группы давления в современной  России // На путях политической  трансформации (политические партии  и политические элиты постсоветского  периода), М.: МОНФ, 1997, вып. 8, ч. 1, с. 92-122.

Информация о работе Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики