Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и определить особенности их развития на современном этапе.
Изучение литературы, анализ современной практики позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие благотворительности и попечительства будет успешным, если:
• уточнены понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определены исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявлены особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.
Задачи исследования:
• уточнить понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявить особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 8
1.1. История благотворительности и попечительства в России 9
1.2. Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации 20
1.3. Благотворительные организации 23
Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 30
2.1. Государственное регулирование благотворительной деятельности 30
2.2. Государственное регулирование попечительской деятельности 39
Заключение 61
Список литературы 66

Работа содержит 1 файл

Благотворительность и попечительство 05.04.2012 1.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в целях: а) социальной поддержки  и защиты граждан (включая улучшение  материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы); б) подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; в) оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; г) содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе, защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности, в сфере физической культуры и массового спорта, профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; д) охраны окружающей природной среды и защиты животных; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, охраны и содержание мест захоронения.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.  Учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Согласно законодательным положениям учредителями благотворительной организации не могут являться органы государственной власти  и органы местного самоуправления,  а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

Законом предусматривается  обязательность государственной регистрации  благотворительной организации. Она  осуществляется в порядке, установленном  федеральными законами для некоммерческих организаций. Решение регистрирующего  органа об отказе в государственной регистрации благотворительной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную  деятельность, направленную на достижение целей, в соответствие с которыми она создана, а также иных, предусмотренных законом целей благотворительной деятельности. Благотворительная организация принимает благотворительную программу - комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

Для создания материальных условий реализации благотворительных  целей благотворительной организации  разрешается осуществлять предпринимательскую  деятельность, она вправе учреждать  хозяйственные общества. В тоже время законом устанавливается ряд ограничений. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

В собственности  или на ином вещном праве благотворительной  организации могут находиться здания, сооружения, оборудование, денежные средства,  ценные бумаги,  информационные ресурсы,  другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами, результаты интеллектуальной деятельности.

В качестве источников формирования имущества благотворительной  организации могут являться: а) взносы учредителей благотворительной  организации; членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве); б) благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; в) поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); г) доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности; д) поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов; е) доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; ж) труд добровольцев; з) иные не запрещенные законом источники.

В отношении  имущества благотворительной организации, находящегося в ее собственности или на ином вещном праве, благотворительная организация вправе совершать любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

Законом устанавливаются  дополнительные ограничения для  благотворительной организации. Она  не вправе использовать на оплату труда  административно-управленческого персонала  более 20 % финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год.  Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. Не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Государством  гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством  прав и законных интересов граждан  и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут установленную законом ответственность.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительной деятельности, могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах: а) предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот в пределах компетенции этих органов; б) материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом); в) финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями; г) размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов; д) передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации.

Законом устанавливается  ответственность благотворительной организации. При неоднократном таком предупреждении благотворительная организация может быть ликвидирована в предусмотренном законодательством порядке.

Благотворительные организации не могут участвовать  в агитации при проведении выборов и референдума, им запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков (см. п. 5 ст. 37, подпункт "л" п. 4 ст. 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Благотворительный фонд — это самостоятельное юридическое  лицо, которое использует пожертвования  на благотворительные цели. В большинстве  стран благотворительность поддерживается законодательством и сам благотворительный фонд, а также лица, жертвующие в фонд, имеют налоговые льготы.

Следует отметить, что благотворительный фонд не является инструментом защиты личного капитала или налоговой оптимизации. Время, когда законодательство той или иной страны позволяло заниматься коммерческой деятельностью под вывеской благотворительного фонда и таким образом уходить от уплаты налогов, прошло. Тем не менее, такой фонд позволяет эффективно использовать средства для ведения благотворительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 

2.1. Государственное регулирование благотворительной деятельности

 

Согласно статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной деятельностью является «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче конкретизированным в статье 2 закона гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Включение в Закон «О благотворительной деятельности» описательного определения благотворительности соответствует традиции восточноевропейского законодательства.

Что касается современного западноевропейского законодательства, то оно, как правило, не дает определения  благотворительной деятельности, подменяя его простым перечислением тех  юридических признаков, которые  лежат в основе этого понятия. Так, например, в соответствии с нормами английского Закона «О благотворительных организациях» (1960), благотворительной считается та деятельность, которая, во-первых, служит всему обществу либо значительной его части; во-вторых, преследует установленные в законе благотворительные цели.

Отдельные виды благотворительной деятельности конкретизируются в специальных законах. В частности, согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» от 18.07.1995, осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.

К числу основных целей благотворительной деятельности, в частности относятся: содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности. Перечень целей благотворительной деятельности приведен в пункте 1 статьи 2 Закона и является исчерпывающим; он конкретизируется в региональном законодательстве о благотворительности7.

Данное в  статье 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон о благотворительной деятельности) определение благотворительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что современной российской благотворительности присущи те классические признаки, которые были отмечены дореволюционными исследователями конца XIX - начала XX веков. К этим признакам относятся, прежде всего, добровольность, бескорыстие и избирательный характер благодеяний. При этом, сформулированное в Законе о благотворительной деятельности правовое понятие благотворительности имеет целый ряд характерных особенностей, выходящих за рамки дореволюционных представлений о благотворительности. В частности, благотворительная деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации характеризуется относительным бескорыстием, поскольку закон допускает оказание нуждающимся благотворительной помощи не только безвозмездно, но и на льготных для них условиях. Например, в феврале 1998 г. благотворительный Детский Фонд Иркутской области, действуя в рамках благотворительной программы «Глухие дети», заключил благотворительный договор с фирмой «Отикон» на поставку слуховых аппаратов для детей на льготных для фонда условиях, со скидкой (Еженедельный информационный выпуск Агенства Социальной информации. № 13 3-9 апреля 1998 г.). Таким образом, бескорыстие, по смыслу Закона «О благотворительной деятельности», не исчерпывается безвозмездностью совершаемых благодеяний и, в силу этого, является понятием относительным. Бесспорно, в каждом конкретном случае оказания благотворительной помощи льготные условия благотворительной деятельности подлежат дополнительной конкретизации. Полагается, что оптимальным средством такой конкретизации может стать договор о благотворительности, содержащий, в отличие от безвозмездного договора пожертвования, нематериальные обязательства получателя в отношении дарителя. В настоящее время институт договора о благотворительности предусмотрен в нормах действующего законодательства некоторых восточноевропейских государств (статья 4.3 Закона «О благотворительности и спонсорстве» Республики Молдова; статья 1 Закона «О благотворительности и спонсорстве» Республики Литва). К сожалению, в действующем российском законодательстве специальные нормы о таком договоре отсутствуют. Однако не установлен и запрет на его заключение, ведь согласно пункту 2 статьи 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами.

Информация о работе Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики