Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и определить особенности их развития на современном этапе.
Изучение литературы, анализ современной практики позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие благотворительности и попечительства будет успешным, если:
• уточнены понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определены исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявлены особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.
Задачи исследования:
• уточнить понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявить особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 8
1.1. История благотворительности и попечительства в России 9
1.2. Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации 20
1.3. Благотворительные организации 23
Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 30
2.1. Государственное регулирование благотворительной деятельности 30
2.2. Государственное регулирование попечительской деятельности 39
Заключение 61
Список литературы 66

Работа содержит 1 файл

Благотворительность и попечительство 05.04.2012 1.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

В современной  России можно отметить необходимость формирования нового подхода к соотношению участия государства и личности в ее жизнеобеспечении. Объективно назрела необходимость перехода к иной модели государственной поддержки граждан.

Обосновывается  идея о том, что «социальное» государство  должно выступать лишь в роли организатора социальной помощи. Основная задача законодателя в настоящий период состоит не в создании норм, провозглашающих социальные права, а в организации предпосылок для эффективной реализации людьми своего потенциала. В связи с этим существующее понятие «социальное обеспечение», под которым в большей степени принято понимать предоставление материальной помощи в тех или иных формах, требуется заменить новым, более точным - «социальная забота». Забота выражается не только в форме единовременных или периодических платежей, но также и в других формах. В настоящей работе забота понимается широко, как «социальная забота», т.е. деятельность по обеспечению потребностей нуждающегося в заботе лица, осуществляемая государством в лице его органов, а также организациями и отдельными гражданами, в том числе членами его семьи. В содержание этой деятельности входит целый комплекс всевозможных действий, включая выявление нуждающегося в заботе лица.

Под государственной  социальной заботой следует понимать деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по организации поддержки нуждающемуся в заботе лицу, а также по ее непосредственному оказанию.

Реализация  социальной заботы осуществляется путем:

- организации выявления нуждающихся в ней лиц;

- выяснения возможностей ее предоставления этим лицам за счет их «внутренних» ресурсов.

Представляется, что каждому человеку принадлежит  право на социальную заботу. Необходимыми предпосылками возникновения этого  права являются:

- потребность человека, а также общества в целом в оказании помощи и осуществлении заботы;

- объективная потребность людей, неспособных к самосохранению, в предоставлении им помощи;

- способность государства (как «публично-властной организации народа») к организации социальной заботы и заинтересованность его в благополучии своих граждан.

Право человека на социальную заботу должно занять свое место среди основных прав человека, заменив собой декларативное  по существу право на социальное обеспечение. Осуществление права на социальную заботу имеет весьма важное значение, поскольку тесно взаимосвязано с реализацией права человека на жизнь.

Предлагается  рассматривать право на социальную заботу как конституционное право  и параллельно как элемент содержания общей правоспособности гражданина.

В условиях современности для реализации права человека на социальную заботу необходимо незамедлительное принятие целого комплекса правовых, экономических и иных мер, которые не могут быть сведены только к поиску в бюджете средств для выплаты пособий и пенсий или для создания приютов для содержания в них граждан на полном государственном обеспечении. Комплексный характер предстоящих мероприятий предполагает не только совершенствование нормативной базы осуществления социальной заботы, но и создание и внедрение в сознание людей особой идеологии заботы, посвященности друг другу, ориентирование людей на семейные ценности.

Социальная  забота - динамичное явление, а следовательно ее виды могут быть различны, этом подтверждает история развития общественных отношений. Распространенные виды социальной заботы, среди которых можно выделить несколько основных:

- непосредственное осуществление заботы членами семьи; предоставление денежного или' иного имущественного содержания обязанными членами семьи;

- устройство  лица под опеку или попечительство;

- получение лицом содержания и (или) ухода на основании договора пожизненного содержания с иждивением либо иного соглашения;

- выплата государством различного рода социальных пенсий, пособий и иных сумм; помещение (устройство) лица в социальное или медицинское учреждение с финансовым обеспесением его пребывания либо на безвозмездных условиях;

- другие виды помощи, которые могут применяться одновременно.

Формы устройства могут быть различны, а их использование  зависит от совокупности многих факторов - национальных традиций, демографической экономической ситуациями и т.д. Так, советскому праву был известен договор о патронаже над психически больным гражданином, заключаемый в целях его «долечивания в условиях семьи». В зависимости от субъекта, осуществляющего социальную заботу, все формы устройства граждан следует разделить на две группы:

- формы индивидуального и,

- формы неиндивидуального устройства, основное отличие между которыми состоит в: а)придании юридического значения личностным качествам гражданина, непосредственно оказывающего помощь и попечение, и б) в наличии или отсутствии обязательного личного исполнения с его стороны.

Суть устройства различается в зависимости от потребностей устраиваемого лица. Если гражданам, страдающим физическими  недугами, требуется медицинская  помощь и посторонний уход, то, например, лица, страдающие психическими расстройствами, нуждаются также в защите и представительстве их прав и интересов. Под формами устройства граждан в работе предлагается понимать те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за нуждающимся в заботе гражданином одного или нескольких лиц с перемещением гражданина в помещение, принадлежащее этим лицам, или без такового, с предоставлением осуществляющим заботу лицам вознаграждения или без предоставления.

В зависимости  от длительности отношений по устройству гражданина следует различать формы  постоянного (например, усыновление) и  временного устройства. Временной формой устройства является в том числе опека (попечительство).

Выявлено различие между попечительством и патронажем над дееспособными гражданами (статья 41 Гражданского Кодекса РФ), сделан вывод о невозможности отнесения патронажа к попечительству над не полностью дееспособными гражданами. В результате было сформулировано предложение об изменении редакции статьи 41 Гражданского Кодекса РФ в целях недопущения отождествления патронажа и попечительства, которое может повлечь на практике подмену воли дееспособного гражданина волей органа опеки и попечительства) и пребывания его в специальном учреждении (лечебном, воспитательном или ином аналогичном). Опека и попечительство сравниваются также с усыновлением, передачей ребенка в приемную семью и иными формами устройства детей, в том числе теми, которые предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из того, что временные формы индивидуального  устройства детей (приемная семья, «патронатная семья» и иные) не имеют принципиальных отличий от опеки и попечительства, предлагается закрепить три формы устройства детей - пребывание в специальном учреждении, усыновление и опеку (попечительство). Вместе с тем нормы об опеке и попечительстве должны быть изменены таким образом, чтобы допустить существование разновидностей опеки в зависимости от условий исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей. Это позволит в том числе урегулировать в рамках одного института отношения устройства детей по договору.

Правоотношение, возникающее из договора об опеке (попечительстве), имеет своей целью устройство лица, нуждающегося в социальной заботе. Такая задача ни в коем случае не относится к внутрихозяйственным, более того, имеет общефедеральный масштаб. Следовательно, при заключении договора орган опеки и попечительства лишь формирует и выражает волю публичного субъекта, муниципального образования, что не исключает возможности делегирования этих полномочий (подобное положение вполне может быть закреплено законодательством субъекта Российской Федерации с учетом специфики организации местного самоуправления в регионе).

Таким образом, опека (попечительство) может основываться как на безвозмездном договоре, так и на договоре возмездного оказания услуг.

Право опекуна на возмещение ему расходов закреплено в большинстве источников зарубежного законодательства, а также существовало в истории отечественного института опеки (попечительства). В настоящее время в России возмещение расходов, связанных с осуществлением опеки (попечительства), законодательно не предусмотрено.

Анализ положений  действующего Гражданского Кодекса РФ позволяет прийти к выводу о том, что отечественный законодатель воспринял подход классического римского права к установлению различий между опекой и попечительством. Юридически значимые действия попечителя, с позиции Гражданского Кодекса Российской Федерации, сводятся лишь к одобрению совершаемых подопечным сделок в форме согласия.

Передача лица под опеку (попечительство) как форма  его устройства означает еще и  возложение ответственности на опекуна (попечителя).

Правовое регулирование  отношений, входящих в предмет института  опеки и попечительства, осуществляется в действующем российском законодательстве нормами гражданского, семейного, административного законодательства, а также законодательства об органах местного самоуправления.

Своеобразность российского института опеки и попечительства состоит в том, что основная часть его норм закреплена одновременно в двух отраслях законодательства - семейном и гражданском. Представляется, что включение всего института опеки и попечительства в семейное законодательство нецелесообразно. В первую очередь это связано с основной целью опеки (попечительства) - обеспечить при помощи действий другого физического лица (организации) восполнение недостающей дееспособности подопечного, а в необходимых случаях также и защиту иных его интересов.

Итак, определяя место норм об опеке и попечительстве в системе отечественного законодательства, следует признать, что опека и попечительство - это институт законодательства. Это утверждение полностью соответствует изложенной в работе идее о сути попечительства как такой формы реализации социальной заботы, которая выполняет общегосударственные задачи, вследствие чего должна обеспечиваться деятельностью органов государственной власти, а следовательно, подлежит комплексному правовому регулированию. Однако комплексный характер опеки не дает в настоящий момент оснований преувеличивать значение данного института и возводить опеку и попечительство в ранг отраслей законодательства.

 

2.3. Региональный  аспект благотворительной помощи  семье как составная часть  социальной политики Республики Татарстан

 

Историю и особенности становления и развития благотворительности в Республике Татарстан рассмотрена начиная с XIX века. Экономическое процветание края в XIX веке и возросшие доходы татарского купечества создавали благоприятную среду для системной благотворительности, которая осуществлялась не как разовое подаяние малоимущим на крупных религиозных праздниках, а как целенаправленное адресное вложение на содержание приютов для сирот и беспризорных. На открытие начальных школ, народных столовых и больниц для бедноты, материальной помощи голодающим и погорельцам Поволжья, а также на спонсирование обучения прогрессивной мусульманской молодежи в учебных заведениях Европы, Каира и Бухары. С конца 30-х годов XIX века в России, сначала в столицах, а затем в провинции на частные пожертвования и общественные средства стали открываться детские приюты, входившие в Ведомство учреждений императрицы Марии и подчинявшиеся Главному попечительству детских приютов. В 1843 года отделение попечительства начало действовать и в Казани.

«Казанские  губернские ведомости» в 1843 году писали: «Средства дозволяют учредить только один приют. Но неужели наше дворянство, купечество и другие сословия не захотят  способствовать столь полезному  делу? Неужели все те, кто называет себя христианами и магометанами и чтит Божье слово Спасителя, кто только хранит в глубине своего сердца теплое чувство любви к ближнему, кто не останется равнодушным к судьбе сограждан, тот не примет в нем участие». Этот призыв нашел живой отклик в среде казанского купечества.

В уезде открылось  три детских приюта: Николаевский, Александровский и Мусульманский  приют братьев Юнусовых. С самого основания приюты находились под  покровительством казанских купцов, как русских, так и татарских. Они много и успешно работали в различных благотворительных обществах, с их именами связано не одно доброе дело на благо города, в пользу сирот, бездомных и убогих.

Мусульманский детский приют братьев Ибрагима и Исхака Юнусовых первоначально  размещался в деревянном доме, а затем братья выстроили на Екатерининской улице (ныне Тукаевская) двухэтажный каменный дом. Ибрагим Юнусов стал первым директором приюта, который содержался на доходы с аренды 14 лавок Юнусовых на Сенном базаре. Дополнительно от полутора до двух тысяч в год жертвовали местные мусульмане Ново-Татарской слободы. Ежегодно всем воспитанникам справляли казакин коричневого цвета, козловые ичиги и калоши, тюбетейку и барашковую шапку, по три смены белья. Братья снабжали приют продуктами и дровами из своих имений. Воспитанники, кроме начального духовного образования, получали основы светских знаний по арифметике, истории, географии и рисованию, изучали русский и арабский языки. Когда мальчики достигали совершеннолетия и приходило время расставаться с приютом, выпускников устраивали служить в лавки купцов или учителями в национальные школы. При этом Юнусовы не оставляли своих подопечных, регулярно навещали их, помогали деньгами. Одним словом устраивали жизнь.

После Октябрьской  революции Юнусовы были лишены своей собственности, им была оставлена лишь маленькая комната, в которой ютилась многочисленная купеческая фамилия. В двадцатые годы сыновья Мухаметрахима Юнусова, доведенные до отчаяния, и, по всей видимости, опасавшиеся ареста, попытались нелегально перейти границу с Турцией, однако, попали в засаду и погибли в концентрационном лагере Беломорканала.

С 1867 года в России активные позиции начинает занимать Общество Красного Креста, с 1872 года –  Общество земледельческих колоний  и ремесленных приютов, основной задачей которого являлось нравственное исправление малолетних преступников. В 1887 году возникло Общество призрения и образования глухонемых детей, состоявшее в Ведомстве Министерства внутренних дел. Своей задачей общество ставило не только призрение, но и обучение глухонемых. В 1889 году начало работать Общество попечения о бедных и больных детях с целью оказания помощи бесприютным и больным детям. В декабре 1893 года был утвержден устав Дома трудолюбия в Казани, созданного с целью призрения неимущих через представление им посильного труда и религиозно-нравственного воспитания. Вместимость Дома трудолюбия, покровителем которого был Казанский губернатор, составляла 250 призреваемых. Функционирование Дома трудолюбия находилось в ведении городского общественного управления. С 1895 года в городе функционировало Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.

Информация о работе Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики