Благотворительная деятельность и ее связи с отечественной системой социального обеспечения, социальной защиты и социальной политикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения оплаты труда.

Работа содержит 1 файл

Диплом Ершовой doc.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     В связи с полученными данными нам представляется необходимым разработать мероприятия для развития благотворительности в г. Балаково.

     В современных условиях сущность ведения  предпринимательской деятельности появляется в ряде характерных особенностей:

  • в ориентации на нравственно-позитивную ценность успеха, подтверждаемую общественным признанием.
  • в подчиненности этических норм идее служения «общему благу», а не только благу успешного индивида.
  • в высокой трудовой мотивации, уважении к людям труда, неприятии лености, паразитизма.
  • в уважении к деньгам не как к символу власти, подчинения и источнику эгоистического удовольствия, но как к средству поддержания и развития бизнеса, выступающему овеществленным выражением результатов труда, его  качества и эффективности; как источнику благотворительности, позволяющему осуществлять практическое милосердие, целенаправленное меценатство, оказание помощи культурным, религиозным, спортивным общественным движениям.12 

     Рост  внимания бизнеса к различным  социальным проблемам означает переход современного менеджмента к социально ориентированной концепции управления. Благодаря этому и усилиям других субъектов социальной политики создана и реализуется многоуровневая система социального партнерства. Социальное партнерство бизнеса с государственными и муниципальными органами власти определяет его участие в реализации федеральных, региональных и городских (сельских) социально-экономических программ. В данном случае важно создать такие условия в обществе, при которых работать согласно социальной ответственности было бы бизнесу привлекательно и выгодно.

     Социальная  ответственность бизнеса должна подкрепляться ответственностью государства - предсказуемой политической обстановкой, либеральной налоговой политикой, стабильностью экономики, решением вопроса о земле и имуществе, поддержкой малого предпринимательства и ответственностью местных властей - предоставлением льгот по налогам, кредиту и аренде, решением других проблем предпринимательской деятельности. Социальная стратегия компании не может отличаться от общей стратегии бизнеса, от его производственной, финансовой, кадровой и других стратегий. Бизнес действует как единый организм, все бизнес-функции компании сводятся воедино, подчиняются одной цели. В частности, существует прямая взаимосвязь между финансовыми показателями компании и социальными. Социальные инвестиции осуществляются за счет прибыли компании, т.е. в зависимости от рентабельности. В свою очередь социальные инвестиции направляются, с одной стороны, в человеческие ресурсы (реальные и потенциальные), а с другой — в репутацию компании. Это повышает конкурентоспособность, эффективность и инвестиционную привлекательность бизнеса. Рыночная стоимость компании увеличивается вследствие возрастания стоимости не только материальных, но и нематериальных активов (стоимость торговой марки, высокая репутация компании). Многие фирмы считают, что корпоративная репутация является самой важной составляющей успеха и дает значительный процент рыночной капитализации компании.

     По  мнению В.Л Беловой и А.Л. Гарсия, «социальная ответственность бизнеса - противоречивое понятие. В нем сочетаются рост имиджа и издержек производства; социальное партнерство и понуждение бизнеса к инвестициям в социальные проекты; выполнение работы малой частью предпринимателей и пользование полученными благами всеми остальными многочисленными юридическими и физическими лицами; противоречия интересов субъектов социальной политики; законопослушность бизнеса и его проигрыш в конкуренции и т.п.»13 Социальная ответственность бизнеса может рассматриваться как элемент культуры, поскольку тенденция к прозрачности деятельности (показ своих акционеров, прибыли, социальных программ и т.п.) означает повышение уровня культуры российского бизнеса.

     Компания  ответственна перед акционерами за результаты своей деятельности, своевременную выплату дивидендов, а особенно, если акционерами являются не только высший управленческий персонал и учредители, но и работники предприятий.

     Компания  ответственна перед персоналом за стабильность работы, занятости и заработной платы, за условия труда и определенный набор социальных услуг. В этой связи имеются многочисленные примеры социально безответственного поведения фирм, когда сочетаются официальная и неофициальная зарплаты, систематически задерживается ее выплата, не соблюдается Трудовой кодекс РФ по продолжительности рабочего дня, предоставлению отпуска, процедуре оформления на работу, предоставлению социальных гарантий и т.п.

     Компания  ответственна перед партнерами по обязательствам, а также при решении отраслевых и межотраслевых проблем. Пока еще нередки случаи обмана деловых партнеров в ходе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, имеет место стремление к монополизации рынка по горизонтали и вертикали.

     Ответственность перед местным сообществом в наибольшей степени относится к градообразующим предприятиям, особенно расположенным в районах Крайнего Севера. Она выражается в участии компаний в решении региональных и муниципальных проблем, предотвращении противостояния администраций предприятий и городов.

     Ответственность перед государством предполагает участие бизнеса в решении общенациональных проблем. Например, привлечение дополнительных ресурсов бизнеса для финансирования внебюджетных статей Федеральных целевых программ: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Дети России» (подпрограмма «Здоровый ребенок»), «Молодежь России» (подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации»).

     И, наконец, ответственность перед человеческой цивилизацией в решении глобальных проблем современности, так называемая отсроченная ответственность перед будущими поколениями. Таким образом, в основе социальной ответственности бизнеса лежит идеология общего дела.14

     Масштабы  социальной ответственности компании зависят и от формы бизнеса. В  малом бизнесе экономическая  самостоятельность предпринимателя  максимально детерминирована эффективностью труда персонала организации, поэтому здесь особенно актуальна солидарная социальная ответственность предпринимателя и наемного работника. Задачи малого и среднего бизнеса - создавать рабочие места, обеспечивать доходы работников и многоукладность экономики, реализовывать частную инициативу, возрождать малые населенные пункты и промыслы, развивать местные рынки и т.д. В решении указанных чисто экономических задач и состоит социальная ответственность этого бизнеса, которая может быть дополнена актами благотворительности. Иными словами, само развитие малого и среднего бизнеса означает решение многих социальных проблем и снятие социальной напряженности в обществе.

     Таким образом, проблема социальной ответственности  бизнеса становится с каждым годом  все более актуальной. С процессом становления и развития рыночной экономики в России началось осознание социальных функций бизнеса и той роли, которую играет или должна играть социальная политика фирм, социальная деятельность отдельных предпринимателей в формировании социального климата в стране и в решении стоящих перед ней социальных проблем.

     По  мнению А. Чириковой, «наибольшее распространение  в мире нашли следующие три  концепции социально-ответственного бизнеса – концепция «корпоративного  эгоизма», она исходит из того, что  единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров при соблюдении определенных правил хозяйственной деятельности. Концепция «разумного эгоизма» исходит из того, что бизнесу необходимо ограничивать свои текущие прибыли, создавая предпосылки для успешного долгосрочного развития для своих работников и территорий присутствия. Концепция « корпоративного альтруизма», разработанная Комитетом по экономическому развитию департамента социального развития США, подчеркивает, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни»15

     В рамках данной концепции сегодня  мыслит и российская власть, представляя  именно таким образом социальную ответственность бизнеса. Не менее  важен взгляд изнутри на социальную ответственность. По мнению экспертов, социальная деятельность бизнеса исследована недостаточно. Целостной картины поведения российского бизнеса на поле социальной политики не выстроено.16

     Предлагаем  внедрение специфических мероприятий  в деятельность представителей бизнеса.

     Мероприятия развития благотворительной деятельности в Балаково

     

     п/п

 
     Содержание

     мероприятий

 
     Сроки исполнения
 
     Ответственные за исполнение
 
     Финансовое  обеспечение и другие ресурсы
 
 
 
 
     1
     Создание  рабочей группы – координационного совета из представителей администрации БМО, СРОО «Ассоциация Предпринимателей Поволжья», учреждений социальной защиты населения, СМИ, который будет следить за выполнением всех требований и нормативов проекта.        
 
 
     1 неделя
     Администрация БМО,

     СРОО  «Ассоциация Предпринимателей Поволжья», УСЗН г. Балаково

     Квалифицированные кадровые ресурсы (социолог, специалист по социальной работе, экономист, юрист, представители власти). Материально-техническое  обеспечение (помещение, мультимедиа, компьютеры). Финансовое обеспечение (Расходы  на деятельность рабочей группы, канцелярские принадлежности, оплата труда специалистов).
 
 
 
 
 
 
 
 
     2      
     Распространение в среде предпринимателей листовок о проекте.

     Приглашение представителей бизнеса на ознакомительные  лекции на темы «Областная целевая  программа

     "Развитие  благотворительности в Саратовской  области на 2008-2010 годы", «Социальная  ответственность предприятия в  мире и Российской Федерации». Лекции дадут элементарные понятия  о мировой и отечественной  практике благотворительности, а  также информацию о государственной политике в области поддержки благотворительной деятельности. Обратная связь.

     
 
 
 
     1 неделя
     Администрация БМО, СРОО «Ассоциация Предпринимателей Поволжья», УСЗН г. Балаково      Кадровые  ресурсы (социолог, специалист по социальной работе, экономист, юрист, представители власти). Материально-техническое обеспечение (помещение, мультимедиа, компьютеры).
 
 
 
 
 
 
 
     3
     Семинар на тему «Общество и бизнес: столкновение интересов», «Филантропия и бизнес» - разъяснение сути проекта. Отбор  участников проекта на добровольной основе, заключение с представителями предпринимательства договоров на определенный срок. Утверждение нормативов.        
 
 
 
 
 
     1 неделя
     Администрация БМО, СРОО «Ассоциация Предпринимателей Поволжья», УСЗН г. Балаково      Денежные  средства на создание методического раздаточного материалы, создание презентаций и т.п. Материально-техническое обеспечение –

     помещение, мебель, телефон, компьютеры, мультимедийные установки, проектор.

 
     4
     Распространение листовок, перечней в среде тех  категорий населения, на которых ориентирован проект.  
 
     1 неделя
     Учреждения  социальной защиты населения, УСЗН, СМИ      Денежные  средства на печать листовок и оплату работы СМИ. Приглашение волонтеров.
 
 
 
 
 
     5
     Непосредственная  пробная работа проекта. Ведение  в каждом предприятии книги жалоб и предложений. Работа телефона «Горячей линии» на базе администрации БМО – возможность гражданам получить интересующую информацию.  Мониторинг – наблюдение, оценка, прогноз на будущее. Внесение изменений в работу проекта  
 
 
 
 
     1 месяц
     Представители бизнеса г. Балаково; рабочая группа проекта      Расходы на оформление предприятия – вывески.

     Расходы на оплату телефонной связи и обслуживающего персонала.

 
 
 
     6
     Собрание  рабочей группы и операторов благотворительной  деятельности. Коррекция проекта  по итогам мониторинга.

     Представление работы наиболее успешных операторов социальных брендов.

 
 
 
     1 неделя
     Представители бизнеса г. Балаково; рабочая группа проекта; СМИ      Расходы на оплату деятельности специалистов. Компьютеры, мультимедийные установки.
 
 
 
     7
     Подведение  итогов. Доклады специалистов рабочей группы и операторов благотворительной деятельности о количестве и категориях обратившихся, увеличении числа потребителей. Выводы об эффективности данного проекта.  
 
 
     1 неделя
     Рабочая группа проекта; представители бизнеса      Расходы на оплату деятельности специалистов. Компьютеры, мультимедийные установки.

     Реализация  проекта «Филантроп»  позволит скорректировать  и работу и создать взаимовыгодные условия сотрудничества органов  местного самоуправления, социальных служб и представителей предпринимательства. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Активность  российских коммерческих компаний в  области благотворительной деятельности существенно не изменилась. По-прежнему благотворительная деятельность выполняет для большинства руководителей российских предприятий функцию компенсации социально незащищенным  слоям населения, но не функцию инструмента формирования  будущего состояния общества. Учет благотворительных средств, в большинстве случаев, ведется через «черную» кассу и реальные объемы социальных инвестиций недоступны исследователям.

     По  данным исследований благотворительность  в России как объект экономики  не имеет пока комфортных условий  для развития, что, однако не мешает сотням тысяч коммерческих структур заниматься благотворительностью, находя лазейки в законодательстве. Большинство руководителей благотворительность воспринимают как дело личное, интимное, которое нельзя использовать в целях получения прибыли.

     Оценивая  эффективность благотворительных  затрат некоторые компании начинают использовать такие критерии как повышение эффективности маркетинговой стратегии и повышение отдачи на вложенный капитал.

     Отмечаются  порой взаимоисключающие оценки различных аспектов филантропической деятельности, что свидетельствует  о несформированном понятийном аппарате. В целом исследования фиксируют неблагоприятный фон для развития благотворительности в России.

     Тема  филантропии непопулярна в российских СМИ, особенно федеральных. Причины  непопулярности следующие:

      - тема имеет «шлейф» негативных  ассоциаций, связанных со скандалами вокруг благотворительных фондов десятилетней давности; 

      - СМИ воспринимают информацию  о филантропической деятельности  исключительно как рекламную  и требуют оплаты за публикации;

     - сами доноры ведут себя пассивно  или не вполне профессионально  при  установлении связей с общественностью;

     - журналисты не верят в чистоту  помыслов филантропов.

     Наиболее  отзывчивы к освещению темы радийные СМИ и некоторые региональные газеты и телекомпании.

Информация о работе Благотворительная деятельность и ее связи с отечественной системой социального обеспечения, социальной защиты и социальной политикой