Благотворительная деятельность и ее связи с отечественной системой социального обеспечения, социальной защиты и социальной политикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения оплаты труда.

Работа содержит 1 файл

Диплом Ершовой doc.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     -     коммерческие предприятия;

     -      физические лица;

     -     некоммерческие организации;

     -      государственные органы;

     -      благотворительные фонды;

     -      средства массовой информации.

     Наибольшее  количество исследований посвящено  изучению благотворительной деятельности коммерческих компаний, меньший интерес  исследователей вызывает позиция населения, и еще реже предметом изучения социологов становилась деятельность некоммерческих организаций. Замыкают это список государственные органы, средства массовой информации и, как ни странно, собственно благотворительные фонды.

     С 1997 года теме филантропической деятельности посвящено свыше десяти социологических исследований, причем наиболее полно информация представлена в тех из них, которые проведены в последние два года. Возросшая глубина разработки проблемы свидетельствует об усилении внимания к теме филантропии и о необходимости получения достоверной информации для принятия реальных управленческих решений. Наибольший интерес, пожалуй, представляют две работы: «Корпоративная филантропия: миф и реальность», исследование, проведенное ВЦИОМ в 2002 году, и «Благотворительность и социальная ответственность уральских предприятий», - проведенное в Екатеринбурге в 2003 году группой социологов под руководством Л. Петровой. Эти исследования разносторонне представляют ситуацию в области филантропической деятельности коммерческих предприятий.

     Анализ  данных, полученных отдельными группами исследователей в разные временные  периоды, позволяет говорить о достаточно стабильной мотивации в сфере  социальной активности коммерческих компаний. В большинстве случаев это  «движение души» и «экономическая выгода». Оказание помощи, продиктованное обычным человеческим желанием помочь, является наиболее традиционной причиной благотворительности бизнеса в России. Такая благотворительность выполняет компенсаторную функцию для руководителей предприятий, снимая с них комплекс вины за положение социально уязвимых слоев населения. В то же время, такого рода благотворительность не оказывает влияния на будущее состояние общества.

     Как субъект экономики благотворительность  в России функционирует не в самых  комфортных условиях. Ее развитию не способствуют ни законодательство, ни налоги. Однако это не мешает сотням тысяч коммерческих структур находить лазейки в законодательстве и заниматься благотворительностью. Несмотря на то, что новый налоговый кодекс затруднил развитие благотворительности, 64,2% опрошенных руководителей предприятий оказывают помощь в прежнем объеме независимо от наличия или отсутствия налоговых льгот. Благотворительность воспринимается ими как личное  дело личное, которое нельзя использовать в целях получения прибыли.

     Однако  в позициях руководителей компаний наблюдаются и рост прагматического  подхода к вложению средств в  благотворительность. Если всего год  назад 67% опрошенных руководителей  считали, что корпоративная благотворительность – это чистый альтруизм, и только 7% полагали, что благотворительность позволит компании улучшить работу с целевыми рынками (3), то в исследованиях 2003 года оценка эффективности благотворительных затрат компании включала уже такие критерии как повышение эффективности маркетинговой стратегии (этот показатель назвали 7,8% опрошенных) и повышение отдачи на вложенный капитал (2,3% опрошенных) (3). Раньше о маркетинговых показателях эффективности благотворительности речь не заходила.

     В целом исследования фиксируют неблагоприятный фон для развития благотворительности. 76% руководителей компаний считают, что условия для ведения благотворительной деятельности в России неудовлетворительные.

     Многие  исследователи обращают внимание на порой парадоксальные оценки различных аспектов филантропической деятельности. Это выражается в отсутствии логики в ответах на некоторые схожие вопросы, в невозможности сопоставить близкие по содержанию параметры. По оценкам специалистов, исследования которых рассматриваются в данной работе, эти несоответствия свидетельствуют о несформированном понятийном аппарате в области социальной ответственности компаний. Используемые параметры являются зачастую умозрительными, не основываются на зафиксированных эмпирических данных, а потому иной раз могут легко изменять свой знак на прямо противоположный.

     Почти все исследователи четко отделяют благотворительные пожертвования, основанные на милосердии, от спонсорской  помощи, основанной на выгоде. Однако и  в том, и в другом случае часто  возникает несоответствие между ожиданиями руководителей компаний и их практическими действиями. Большинство исследований фиксируют в качестве приоритетного направления благотворительной деятельности помощь бедным и решение других социальных проблем. Так 92% руководителей компаний считает, что в первоочередной помощи нуждаются незащищенные слои населения (им реально помогают 88% опрошенных). Экологические проблемы заботят 30% руководителей предприятий (поддерживают экологические проекты 10% из опрошенных). Директора компаний считают, что религиозные организации вообще не нуждаются в поддержке, однако 35% опрошенных их поддерживают.

     Несмотря  на столь высокую заинтересованность руководителей в решении социальных проблем, те же исследования фиксируют  отсутствие среди критериев, которыми руководствуются компании при выборе получателей поддержки, такого показателя как социальный эффект. Зачастую для донора более значимым фактором становится возможность контроля за расходованием средств, личное знакомство с получателем поддержки и многое другое, но не собственно результат благотворительной деятельности.

     В другом исследовании среди основных мотивов оказания благотворительной  помощи первое место занимает поддержка  имиджа компании (55,2% опрошенных руководителей  компаний) и чувство гордости (50,8%). Решение социальных проблем занимает предпоследнюю строчку списка (5,6%).

     Отмечаются  противоречия и в области оценки экономических критериев благотворительной  деятельности. Ежегодно российскими  предприятиями в социальную сферу  реально вкладываются сотни миллионов  долларов США. Однако лишь малая часть  этих средств находит отражение в бухгалтерских документах и официальных отчетах. Настораживает и тот факт, что при таких значительных затратах на социальную сферу ни одна из социальных проблем страны до сих пор не приблизилась к своему решению.

     В нескольких исследованиях произведена  оценка проблем, препятствующих развитию благотворительности. Позиции, отмеченные в них довольно схожи (в порядке убывания приоритета:

     -  несовершенство налоговой и законодательной  сферы;

     -    финансовое состояние компаний;

     -   недостаток признания благотворителей государством;

     -    отсутствие гарантий целевого  использования средств;

     -   экономическая нестабильность в  стране;

     -    недоверие руководства компании  к посредникам между компанией  и получателем помощи;

     -   отсутствие традиций благотворительности;

     - отсутствие у руководства понимания социального эффекта благотворительной деятельности.

     При этом 76% опрошенных считает, что развитие благотворительности будет зависеть от развития экономической ситуации в стране. В рейтинге проблем это  лишь 5 позиция. 20% опрошенных считает, что развитие благотворительности будет зависеть от активности общественных организаций. И это при том, что исследование фиксирует явное недоверие к НКО со стороны компаний.

     На  второй по значимости позиции находится  финансовое состояние компании. Однако в других источниках отмечается отсутствие прямой зависимости между благотворительной деятельностью предприятия и типом его бизнеса, а также между оборотом предприятия и размером благотворительного бюджета.

     Другим  важным критерием развития благотворительности называется совершенствование налогового законодательства. Вопреки расхожему мнению недавняя отмена налоговых льгот на благотворительные пожертвования существенно не повлияла на реальные объемы благотворительных расходов коммерческих предприятий. Исследователями фиксируется прежний уровень расходов на благотворительность. Увеличение фондов, направляемых на филантропические цели, зафиксировано в 34% опрошенных компаний, в то же время 17% компаний хотят сократить свои расходы на благотворительность.

     Федеральный закон предлагал несколько вариантов  льготирования налогов, однако, ни один из них не являлся реальным стимулом. В условиях действующего налогового кодекса организации стремятся  скрывать прибыль, от которой и высчитывается  льгота по благотворительности. Благотворительность осуществляется в основном «в черную».

     Одним из главных препятствий для создания взаимовыгодных отношений бизнеса  с сообществом называется недостаточная  поддержка государства. С другой стороны 37% опрошенных компаний жалуются на «командный» стиль отношений со стороны власти, 77% вынужденно откликаются на просьбы власти о финансировании социальных проектов, 96% считают, что именно власть отвечает за решение социальных проблем.

     Исследователями выявлен еще один парадоксальный факт. Вопреки сложившемуся общественному мнению относительно высокого профессионализма коммерческих компаний и дилетантизма благотворительных организаций в области управления филантропическими проектами на практике чаще всего наблюдается обратная картина. Коммерческие компании бесконтрольно расходуют благотворительные бюджеты, в подавляющем большинстве не имеют стратегии управления этой деятельностью, не контролируют финансовые потоки и не интересуются результатом. Лишь 5% опрошенных предприятий целенаправленно занимаются благотворительной деятельностью. Остальные предприятия не имеют постоянных объектов благотворительности. Бухгалтерский учет благотворительной деятельности ведет 0% предприятий. Только 5,3% взаимоотношений с получателем пожертвований оформляются юридически. Письменный отчет о расходовании пожертвования требуют лишь в 13% случаев. Только 40% компаний из числа опрошенных в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске имеют собственную программу благотворительной поддержки, 60% поддерживают разовые акции.

     В 50% компаний существуют устоявшиеся  принципы формирования благотворительного бюджета, однако отчисления от рекламного бюджета используют лишь 7% компаний,  34% не контролируют использование средств  получателями помощи

     НКО же, напротив, в своей деятельности отдают приоритет социальной эффективности, нацелены на достижение конкретного результата, в большинстве случаев имеют стратегию действий, ведут учет расходов и являются экспертами в социальной сфере. С точки зрения лидеров НКО, наиболее значимой для деятельности некоммерческих организаций в 19,6% случаев является результативность, в 18,7% - актуальность и востребованность, в 16,9% эффективность.

     При явных преимуществах НКО в  решении социальных проблем и  некомпетентности в этих вопросах представителей компаний, в нескольких исследованиях отмечается недоверие бизнесменов к НКО и нежелание воспользоваться их консультационной помощью. Более 60% компаний указали, что они не нуждаются в содействии по ведению благотворительных программ, 70% категорически отвергают консультативную и юридическую помощь в этих вопросах, 46% руководителей компаний высказали недоверие к НКО, при этом 70% опрошенных не имели опыта партнерства с некоммерческими организациями.

     Предприятия Екатеринбурга, активно занимающиеся благотворительностью, в целом, не нуждаются в поддержке со стороны некоммерческих организаций. Опыт работы с НКО имеет только 10% предприятий. 24% затруднились сформулировать необходимую им информацию об НКО. Консалтинг в области благотворительной деятельности нужен лишь 7% опрошенных, а 58% утверждают, что не испытывают в нем необходимости. Правда, почти половина опрошенных все же не отвергает внешние источники информации по благотворительности (2).

     Бросается в глаза несоответствие между  желаниями и реальными действиями в вопросе информирования общества о благотворительных проектах компании. Несколько исследований фиксируют приоритет укрепления имиджа компании в оценке эффекта благотворительной деятельности. Улучшение имиджа (на этот показатель указало 58,8% опрошенных) занимает первое место в рейтинге ожидаемого эффекта от благотворительной деятельности. В то же время по данным того же исследования несмотря на интерес к имиджевым показателям 90,4% опрошенных при установлении деловых контактов не интересуются, занимается ли партнер благотворительной деятельностью, а 82,4% никогда не предоставляют сведения о своей благотворительности в СМИ.

     В опросе «Социальная роль бизнеса  в общественном развитии: корпоративная  благотворительность и спонсорство», проведенного ассоциацией менеджеров в 2001 году, выявлены различные позиции в вопросах благотворительности высшего руководства крупных коммерческих компаний и руководителей их PR-служб.

     63% генеральных директоров и 76% руководителей  PR-служб считают, что благотворительная деятельность способствует росту положительного имиджа компании и ее рекламе. Соответственно 29% и 47% считают, что благотворительная деятельность позволяет создать взаимовыгодные отношения с властью. 34% директоров считает, что освещать благотворительные программы компании в СМИ не нужно, главное реально помочь. Согласны со своим начальством всего12% руководителей PR-служб. В тоже время 38% руководителей PR-служб считают освещение в СМИ корпоративной благотворительной деятельности очень важным элементом формирования отношений между бизнесом и обществом.

Информация о работе Благотворительная деятельность и ее связи с отечественной системой социального обеспечения, социальной защиты и социальной политикой