Благотворительная деятельность и ее связи с отечественной системой социального обеспечения, социальной защиты и социальной политикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения оплаты труда.

Работа содержит 1 файл

Диплом Ершовой doc.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     В этой ситуации существенным становится тот факт, что решение об оказании благотворительной помощи в 91% случаев  принимает высшее руководство компании. В 63% случаев эти же лица определяют и в какую сферу следует  направить помощь, что указывает на неэффективность системы принятия решений по вопросам благотворительности и, вероятнее всего, негативно сказывается на результатах  реализующихся благотворительных проектов.

     По  данным исследования, представленного Ассоциацией менеджеров в октябре 2003 года оказалось, что в процессе  формирования у потребителей мнения о той или иной компании наличие у нее благотворительных программ не является определяющим! Первым признаком социальной ответственности компаний общество склонно считать производство качественной продукции и социальную защищенность ее сотрудников (так считает 98% опрошенных). Далее следуют обеспечение компанией занятости населения (97%) и ее вклад в экономику (92%). Предоставление открытой и достоверной информации занимает в этом рейтинге 17 место (88%), а поддержка благотворительных проектов - 24 место (81%). Однако тот факт, что расхождение между позициями весьма незначительно, скорее всего, говорит о несформированном общественном мнении.

     Среди системных изменений, которые могли бы  содействовать позитивным переменам, опрошенные представители бизнеса хотели бы видеть экономическое стимулирование благотворительности, определение приоритетных направлений поддержки, возникновение внутренней структуры третьего сектора, улучшение взаимоотношений доноров и местной администрации в сфере поддержки социальной сферы.

     Что касается гендерного аспекта благотворительности, то исследования зафиксировали, что  женщины в 1,7 раза больше информированы  о благотворительных проектах, чем мужчины, и в большей степени доверяют благотворительным начинаниям (22% против 13%). Тем не менее, мужчины, как правило,  более мотивированы на благотворительность нежели женщины.

     Первое, что следует отметить, говоря об участии бизнеса в решении социальных проблем, в том числе через благотворительность – буквально взрывной всплеск интереса к этой теме. Только в течение лета-осени этого года состоялось около десятка мероприятий, на которых, в том числе, активно обсуждалась проблема социальной ответственности бизнеса. "Модели реализации филантропических программ бизнеса. Российский и международный опыт" стали предметом рассмотрения участников круглого стола, организованного АСИ совместно с Форумом доноров. Эксперты - топ-менеджеры 40 компаний и корпораций, работающих на российском рынке, обсудили накопленный опыт, а также эффективность и целесообразность использования тех или иных институциональных моделей реализации филантропических программ в российских условиях.

     На  конференции "Деловая репутация: как это выглядит в России", организованной аналитическим центром "Эксперт" при поддержке страховой компании "СОГАЗ" речь шла о факторах, влияющих на создание деловой репутации российского бизнеса. В числе основных составляющих этого понятия были названы отчетность и открытость, честность в отношениях с заинтересованными сторонами, качественное корпоративное управление и социальная ответственность компании. Так, вице-президент ОАО "Альфа-Банк" Александр Гафин назвал социальную ответственность "признаком дальновидности" компании. Альфа-Банк" содействует реализации культурных проектов в регионах, где действуют отделения банка, поддерживает студентов из малоимущих семей, поступивших в московские вузы, делает отчисления от прибыли на нужды пострадавших в техногенных и природных катастрофах.

     Как сообщил Александр Локтев, заместитель  директора по связям с общественностью  НК "ЮКОС", в текущем году в  создание репутации компании были вложены  сотни миллионов долларов, значительная часть средств пошла на социальные инвестиции. В результате на порядок увеличилась капитализация ЮКОСа, а объем продаж вырос на 30%. "Социальная ответственность бизнеса - это не просто актуальная тема или призыв "поделиться с государством" и "подкинуть на бедность", но и необходимое условие устойчивого развития общества", - заявил бывший первый вице-премьер Правительства РФ, а ныне председатель наблюдательного совета инвестиционной группы "Ренессанс-Капитал" Александр Шохин. По подсчетам Ассоциации менеджеров, в целом российские компании ежегодно выделяют на социальные программы 500 млн. долларов, что положительно влияет на их деловую репутацию. Участники конференции также пришли к выводу, что налоговые льготы в российском законодательстве станут хорошим стимулом для развития корпоративной социальной ответственности бизнеса.

     Международный форум лидеров бизнеса (IBLF) и его  российский партнер Ассоциация по защите прав инвесторов (IPA) объявили о новом  начинании - Российском партнерстве  по развитию корпоративного управления и социальной ответственности. Партнерство призвано мобилизовать усилия отечественных и западных предпринимателей для достижения успешной деятельности бизнеса в России. Об участии в Российском партнерстве уже заявили крупные российские и международные компании - "ЮКОС", "Альфа-Групп", "Интеррос", BP, Shell и Cisco System. Российское партнерство предполагает организацию круглых столов по обмену опытом, форумов и встреч между руководителями крупных компаний.

     Ассоциация  менеджеров озвучила результаты международного исследовательского проекта. "Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания", который осуществлялся в России и в странах Центральной и Восточной Европы в течение года. В России в состав экспертной группы входят сотрудники соответствующих подразделений более 40 зарубежных и российских компаний ("ГАЗПРОМ", "СИДАНКО", "РУСАЛ", "Норильский никель", "Данон Индустрия", "Росбанк", "СУАЛ-Холдинг", "Юнилевер", "ЛУКойл", "Мосэнерго" и др.), а также региональные администрации, международные фонды и организации. Поддержку исследовательского проекта осуществляет компания "Филип Моррис Интернэшнл".

     А в конце октября аналитический  центр "Эксперт", корпорация "Иркут", стальная группа "Мечел", "СУАЛ-Холдинг" и НК "ЮКОС" проведут конференцию  в рамках проекта "Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества". Участники - представители деловых кругов России, органов власти, СМИ - обсудят вопросы о социальной миссии корпораций и государства, опыт взаимоотношений бизнеса с региональными и местными властями, социальные "ноу-хау" корпораций, а также проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений в современной России.

     По  данным уличного опроса, проведенного архангельским центром «Гарант», благотворительная деятельность бизнеса  не проходит мимо внимания населения. По мнению 64% опрошенных, бизнес города активно занимается благотворительностью. Но вот в качестве основного мотива такой деятельности большинство (68 %) указало саморекламу и стремление содействовать продвижению фирмы. Лишь 27 % верят в то, что бизнес делится со своими неимущими согражданами по зову сердца.

     Использование благотворительности для прямого  продвижения товаров или услуг, производимых компанией, является наиболее очевидным и наименее интересным с точки зрения мотивации, способом использования филантропии. Для компании - поставщика воздушных шаров, (ООО “МФ ПОИСК”) совершенно беспроигрышным ходом будет как проведение конкурса детских рисунков “Дети рисуют воздушные шары”, так и спонсирование других аналогичных мероприятий.

     Также оператору мобильной связи (ЗАО "Мегафон") ничего не стоит провести благотворительную  акцию "Звонок домой" для двухсот  матросов срочной службы одной из воинских частей Североморска, которые  получили возможность в течение 10 минут бесплатно общаться с родственниками и знакомыми в любой точке России. Другой вопрос, что политические дивиденды от этой акции скорее получит ее непосредственный организатор – молодежное отделение партии «Единство». Калужский провайдер (ОАО "ЦентрТелеком" - "Элекс") ввел "социальные" тарифы доступа в Интернет: в числе самых низких тарифных планов есть "Школьный" - для образовательных учреждений и "Социальный" - для многодетных семей, имеющих 6 и более детей, а также для инвалидов по зрению.

     В использовании благотворительности в качестве «локомотива» для продвижения товара или торговой марки, в области здравоохранения лидируют, пожалуй, зарубежные фирмы или их российские представительства, особенно фармацевтические. Благотворительная акция фармацевтической компании SOLVAY PHARMA "Здоровье маленьких москвичей с поливитаминами Алвитил", сопровождающаяся безвозмездной благотворительной передачей одноименного препарата, (результат активности фонда "Московский благотворительный резерв")  скорее всего имела целью подготовку рынка к принятию нового товара. К тому же набору чисто маркетинговых мероприятий можно отнести и программу "Здоровье школьника", проводимую в 1400 российских школах компанией "Данон". Педиатры и диетологи, которые должны будут повысить уровень знаний школьников об основах рационального питания, расскажут им о вредных и полезных продуктах. Нетрудно догадаться, продукты какой компании окажутся наиболее полезными. Избрав детей в качестве объекта своей поддержки, компания "Данон" также выступает спонсором детского футбольного турнира непрофессиональных команд "Кожаный мяч-2003", причем команда-победитель получит право представлять Россию на мировом первенстве среди детских непрофессиональных команд "Кубок наций Данон", который состоится в 2004 году в Париже.

     Компания "ГлаксоСмитКляйн" финансировала создание программы персонифицированного учета детей-инвалидов в Московской области. Возможности системы позволяют сформировать статистику потребностей детей-инвалидов в лекарствах и вести контроль за медицинскими назначениями и процессом лечения. "Медицина и фармацевтика - области, делающие бизнес на болезнях людей, поэтому компании, работающие на этом рынке, должны быть социально ориентированы в первую очередь. Это та область, где особенно необходимо социальное партнерство, совместная работа государства, медиков, общественных организаций и коммерческих структур", - считает заместитель главы представительства

     Куда  более интересной является позиция  косметической компании "AVON Beauty Products Company", которая продвигает свою марку, реализуя благотворительную программу “Вместе против рака груди", непосредственно не связанную с деятельностью фирмы. От продажи сувениров с "розовой лентой" - символом борьбы против рака груди во всем мире - компания выручила около 700 тыс. долларов и направила часть этих средств на оснащение медицинским оборудованием передвижного маммографического комплекса. Российские медики будут проводить на нем бесплатные исследования жительниц Подмосковья. Предполагается собрать еще 800 тыс. долларов и оборудовать на эти средства еще два мобильных комплекса, а также продолжать работу "горячей линии", на которой будут дежурить онкологи.

     В этом ряду особняком стоит благотворительный  фонд Western Union, (корпоративным фондом компании First Data), предоставивший грант в размере 114 тыс. долларов США Северо-Западному окружному центру Минздрава России по профилактике и борьбе со СПИДом, который функционирует на базе НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера в Санкт-Петербурге.

     Однако  в сфере здравоохранения также сосуществуют самые разные варианты мотивации коммерческих структур. 30 млн. рублей, выделенных на строительство детского областного диагностического центра компанией  "Славнефть", могут быть следствием как «государственного заказа», то есть вариантом добровольно-принудительной благотворительности, так и быть продиктованы социальной ответственностью градообразующего предприятия. Аналогично может быть оценена помощь  Нижнетагильского металлургического комбината, входящего в группу "ЕвразХолдинг», системе образования Нижнего Тагила. На подготовку к учебному году муниципальных образовательных учреждений осенью этого года комбинат потратил 1 млн. рублей.

     Говоря  об образовании, традиционной сфере  благотворительности бизнеса, следует  отметить, что наибольшую популярность здесь имеет поддержка талантливых студентов и ученых. Объединенный годовой бюджет восьми стипендиальных программ Благотворительного фонда В.Потанина составил в 2003 г. около 6 млн. долларов. Так, в рамках Федеральной стипендиальной программы фонд будет выплачивать 1330 стипендий студентам-отличникам 67 государственных вузов страны. Помимо студентов бенефициарами станут дипломники, молодые преподаватели, которые сочетают преподавание с научной деятельностью, курсанты военных вузов

     Фонд  некоммерческих программ "Династия", основанный в 2002 году основателем и почетным президентом компании "Вымпелком" Дмитрием Зиминым в 2003 году увеличит число студентов-стипендиатов фонда с 60 до 100. Вдвое увеличится число молодых кандидатов наук, которые получат возможность работать в ведущих российских научных учреждениях на оплаченных фондом позициях. В рамках новой "аспирантской" программы, начиная с января 2004 года, 50 лучших аспирантов будут получать стипендии в течение года. Объем запланированных расходов фонда на благотворительные проекты в сфере науки, культуры и общества в 2003 году составит 750 тыс. долларов, а в следующем году - превысит 1,2 млн. долларов. В 2004 году в рамках политики информационной открытости фонд "Династия" первым их частных российских фондов намерен опубликовать годовой отчет о своей деятельности.

Информация о работе Благотворительная деятельность и ее связи с отечественной системой социального обеспечения, социальной защиты и социальной политикой