Медицинская служба Вооруженных Сил РФ в чрезвычайных ситуациях мирного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:16, лекция

Описание работы

История медицины катастроф в нашей стране насчитывает более двух столетий. В середине XVIII века были заложены основы военной медицины, реализованные в последующие столетия. В годы деятельности Военно-медицинской академии многолетние войны того времени закономерно привели к организационному и научно-практическому оформлению новой медицинской науки - военно-полевой хирургии. Крымская, русско-турецкая и первая мировая войны, холерные и чумные эпидемии конца XIX века, Великая Отечественная война с ее огромным опытом организации полномасштабной медицинской помощи многомиллионным массам людей и, наконец, война в Афганистане и Чечне являются существенн

Работа содержит 1 файл

Тема №8-.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

учреждений), медицинские  эвакуационные средства, используемые в интересах Службы;

    на  уровне гарнизона: дежурные силы и средства медицинской службы; нештатные бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринские бригады, подвижные группы специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений гарнизонов, военно-учебных заведений медицинской службы; запасы текущего медицинского имущества медицинских складов; медицинские эвакуационные средства: штатные санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей и учреждений, транспортные средства, выделяемые начальником гарнизона.

    Органы  военного управления медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинские воинские части и учреждения Службы в зависимости от обстановки прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации функционируют в следующих режимах:

    режим повседневной деятельности - при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

    режим повышенной готовности - при ухудшении  производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической, гидрометеорологической, санитарно-эпидемической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

    режим чрезвычайной ситуации - при возникновении  и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают руководители соответствующих органов военного управления.   

    Основные  мероприятия при функционировании Службы:

      а) в  режиме  повседневной деятельности  организуются  и  проводятся мероприятия по предупреждению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, а именно:

  • анализ   обстановки,   предусматривающий   выявление   возможных   источников чрезвычайной ситуации на данной территории;
  • ведение учета потенциально опасных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, прогнозирование риска возникновения санитарных потерь и ущерба при возможных чрезвычайных ситуациях на этих объектах;
  • сбор, обобщение и обмен информацией об обстановке в зоне возможных чрезвычайных ситуаций;
  • разработка   конкретных  мер   по   снижению   или   предотвращению  санитарных потерь и ущерба при чрезвычайных ситуациях;

     - оперативное планирование  в  рамках планов действий (взаимодействия) при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

     - создание   и   поддержание   в   готовности   к   использованию   резервов материальных  и  других ресурсов для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

     - участие в разработке нормативных правовых актов и других документов по вопросам  предупреждения  и  ликвидации  медико-санитарных  последствий чрезвычайных ситуаций;

     - организация  и  проведение  тренировок (учений) по готовности формирований   Службы к работе в чрезвычайных ситуациях и проверке реальности планов взаимодействия;

    б) при повышенной готовности:

  • доклад  руководству  об  ухудшении обстановки  в зоне возможной чрезвычайной ситуации;
  • доведение информации - об ухудшении обстановки до медицинских воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений медицинской службы и формирований Службы;
  • уточнение планов действий органов военного управления, медицинских воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений медицинской службы при  ликвидации  медико-санитарных     последствий  чрезвычайных ситуаций  и планов взаимодействия;
  • усиление   наблюдения     и     контроля     за   санитарно-эпидемической обстановкой в районах расположения, базирования и действий войск (сил);
  • приведение   в      готовность      к  действиям   сил   и   средств   Службы, определенных для   проведения  первоочередных  мероприятий по оказанию экстренной медицинской   помощи, а  при  необходимости, их выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

    - усиление оперативно-дежурных служб органов военного управления; 

    в) при чрезвычайной ситуации:

  • в установленном  порядке информирование  соответствующих органов военного управления о факте возникновения чрезвычайной ситуации;
  • проведение  оценки  обстановки,   медицинской  разведки  зоны  аварии, катастрофы, принятие решения на ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;

     - выдвижение сил и средств район чрезвычайной ситуации и организация лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в соответствии с планами действий органов военного управления медицинской  службы  при  ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планами взаимодействия.

    На  всех уровнях на базе лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются нештатные формирования:

  • врачебно-сестринские бригады для оказания первой врачебной помощи в военных госпиталях,   санаториях (до 200 коек - одна;   от 200 до 400 коек - две; свыше 400 коек - на каждые последующие 100 штатных коек - одна) в составе 5-7 специалистов (2  врача,  3-5  медсестёр),  с выделением для  обеспечения  их работы санитарного автомобиля;
  • бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений, осуществляющих массовый приём пораженных, в военных госпиталях на 500 и более коек, а также в клиниках военно-учебных заведений медицинской службы в составе 3-5 специалистов (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры);

      - подвижные группы специалистов  создаются в санитарно-профилактических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации радиационных и химических поражений, по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск в учреждениях Центра из 10-12 специалистов (4-5 врачей, 6-7 средних медицинских работников), в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников) и в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах из 4-6 специалистов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника), с выделением для организации их работы необходимого медицинского имущества и специальной техники.

    Медицинское имущество (укладки) нештатных врачебно-сестринских  бригад, бригад специализированной медицинской помощи и подвижных групп специалистов медицинских воинских частей и учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы формируется заблаговременно за счет имущества текущего снабжения из расчета пяти суток автономной работы. Имущество хранится в готовности к немедленному использованию.

    Основным  формированием Службы, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуации или на ее границе, является медицинский отряд специального назначения (далее - Отряд или МОСН).

    Доукомплектование медицинских отрядов специального назначения личным составом, обеспечение вооружением, военной техникой и всеми видами материальных средств осуществляется заблаговременно командующими войсками округов (флотами) в первую очередь за счет ресурсов округа (флота).

    Отряды  содержат запас медицинской техники  и имущества, обеспечивающий автономность оказания экстренной медицинской помощи 1200 пораженным, в соответствии с Нормой снабжения медицинским имуществом медицинских отрядов специального назначения. Медицинское имущество, включенное в Норму снабжения, содержится в постоянной готовности и может использоваться полностью или частично, а при необходимости, дополняться медицинским имуществом сверх установленной нормы из запасов текущего обеспечения в зависимости от характера и объема задач, выполняемых Отрядом.

    Начальник Отряда - в 10-дневный срок после выполнения задач по предназначению обязан представить начальнику военно-медицинского управления (медицинской службы) округа (флота) отчет с проделанной работе, а в соответствующие довольствующие органы - об израсходованных финансовых и материальных средствах для их пополнения .

    Организация материально-технического и медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях возлагается на штаб округа (флота), на территории которого проводятся мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

    Основные  принципы организации медицинского обеспечения личного состава войск и гражданского населения в чрезвычайных ситуациях.

    Оказание  неотложной медицинской помощи военнослужащим и гражданскому населению, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях осуществляется в, соответствии с основными принципами единой военно-медицинской доктрины, основой которой является лечебно-эвакуационная система, с учетом особенностей конкретной чрезвычайной ситуации.

    Система лечебно-эвакуационных мероприятий  в основном должна быть двухэтапной:

    1) В очаге  или на границе очага.

     Фаза  изоляции. Оказывается первая медицинская помощь в порядке само-и взаимопомощи.

     Фаза  спасения и ликвидации последствий. Первая медицинская помощь оказывается личным составом аварийно-спасательных команд, санитарами и санитарными    инструкторами    подразделений,    привлекаемых   к   проведению аварийно-спасательных и неотложных восстановительных работ.

     2) На первом этапе медицинской эвакуации, развернутом в очаге или на границе очага оказывается доврачебная или первая врачебная помощь личным составом медицинской службы частей, соединений привлекаемых к проведению аварийно-спасательных   работ.    Для    этого   развертывается    пункт   оказания медицинской помощи (ПОМП). В проведении мероприятий доврачебной и первой врачебной помощи в очаге, или на границе очага участвуют также подвижные врачебно-сестринские бригады лечебных учреждений (госпиталей, поликлиник, санаториев).

      При крупномасштабном чрезвычайном событии  и ожидаемом одномоментном поступлении большого числа пострадавших, многие из которых будут нетранспортабельными рекомендуется усиление ПОМП хирургами, терапевтами, анестезиологами, реаниматологами и другими врачами, медицинскими сестрами за счет отдельных медицинских батальонов, военных госпиталей, лазаретов. При этом в составе ПОМП могут развертываться дополнительные подразделения.

     При развертывании МОСН в очаге или  на границе очага на первом этапе  медицинской эвакуации пострадавшим оказывается неотложная квалифицированная и элементы специализированной медицинской помощи.

     3) На втором этапе медицинской эвакуации,  как правило,  оказывается исчерпывающая медицинская помощь в полном объеме, плановое лечение и реабилитация пострадавших. Для этого в округе используются военные госпитали и санатории. Длительность    планового и восстановительного лечения устанавливается начальником медицинской службы округа.

    Если  МОСН развертывается на путях медицинской  эвакуации и принимает пострадавших из нескольких ПОМП, то отряд становится вторым, а стационарные военные госпитали - третьим этапом медицинской эвакуации.

     4) При   возникновении   на   территории   округа   чрезвычайных   ситуаций санитарно-гигиенические   и   противоэпидемические   мероприятия   проводятся санитарно-противоэпидемическими учреждениями округа в соответствии с планом районирования    работы СЭО во взаимодействии с СЭО министерства здравоохранения, других министерств и ведомств в зоне ответственности.

  1. Для  проведения противоэпидемических мероприятий  в очагах особо опасных   инфекционных   заболеваний    привлекается    СЭО   округа,    а   также вирусологическая    лаборатория,    которые    формируют    специализированные бригады   (противоэпидемические).   Ответственность за   готовность  санитарно-противоэпидемических формирований возлагается на главного санитарного врача округа.
  2. Медицинское снабжение в зоне чрезвычайной ситуации организуется вначале  за  счет  имущества  текущего  снабжения,   а   при   необходимости,   с разрешения начальника медицинской службы округа   и имущества длительного хранения. Медицинское снабжение формирований службы МК должно сочетать в себе централизованные (из округа) и децентрализованные (приобретение на местах)    поставки.    За    состояние    медицинского    снабжения    подчиненных формирований несет ответственность вышестоящий медицинский начальник.
  3. Штатные МОСН  и  нештатные (СБрМП,  ВСБр – специализированная бригада медицинской помощи и врачебно-сестринская бригада) формирования службы   экстренной   медицинской   помощи   убывают   для   работы   в   районы чрезвычайных    ситуаций,    имея    при    себе    запасы    материальных    средств обеспечивающие автономность   и оказание экстренной медицинской помощи до организации устойчивого снабжения в зоне бедствия.

Информация о работе Медицинская служба Вооруженных Сил РФ в чрезвычайных ситуациях мирного времени