Борьба с терроризмом: уголовно - правовой и криминологический аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений
современности, которое приобретает все более разнообразные формы и
угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые
человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей,
не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами,
провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными
группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого
поколения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3


Глава 1: Терроризм – глобальная проблема современности.
- Понятие и признаки терроризма как явления
современной действительности……………………………..5
- Причины и условия способствующие совершению
актов терроризма……………………………………………..19
- Особенности терроризма в России………………………………39

Глава 2: Борьба с терроризмом. Криминологический и международно –
правовой аспекты.
- Основные направления предупреждения актов
терроризма………………………………………………………43
- Борьба с терроризмом как общегосударственная
задача………………………………………………………….50
- Международное сотрудничество в борьбе
с терроризмом…………………………………………………58
Глава 3: Проблема уголовно – правового регулирования
борьбы с терроризмом.
- Терроризм и уголовная ответственность………………….…….70
- Пробелы и недостатки уголовного
законодательства регулирующего борьбу с терроризмом…83

Заключение…………………………………………………………………..91

Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ УГОЛОВНО – ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ.docx

— 194.38 Кб (Скачать)

конкретизация договоров о размежевании и взаимном  делегировании  полномочий

РФ и ее субъектов. Дополнения целесообразно  внести и в законодательные  акты

о стандартах обучения (общего,  профессионального  и  т.д.),  в  нормативные

акты  о   координации   правоохранительной   деятельности,   государственных

инспекциях, пожарной безопасности и  некоторые другие.

         На  концептуальном   уровне   необходимо   осуществить   разработку

уголовного и уголовно – процессуального  законодательства.1

         Подлежит  разработке и нормативному закреплению  перечень  участников

антитеррористической деятельности с дифференциацией на группы:

         Участников  общей профилактики (дальние подступы  –  противодействие

развитию конфликтности в обществе, ожесточению  людей,  привитие  ценностных

ориентаций  и  создание  жизненной  перспективы,  с  учетом  того,  что  эта

глобальная социальная политика имеет  и антитеррористический аспект);

         Участников  специальной профилактики  (включая   антитеррористическую

пропаганду, противодействие процессам, непосредственно создающим  почву  для

подготовки  и  совершения  террористических  деяний,  включая  контроль   за

информацией, предоставляющей интерес  для террористов, оружием и  материалами

повышенной   опасности,   охрану   режимных   объектов   особой    важности,

психологическую  подготовку  населения  и  его   инструктаж,   контроль   за

националистической, фундаменталистской,  экстремистской средой и т.д.);

         Участников  пресечения террористических  деяний  на  всех  возможных

уровнях;

         Участников  справедливого наказания террористов  и его исполнения.  В

частности, в этот перечень должны быть включены, разумеется, с  определением

задач, прав и обязанностей,  ресурсного  обеспечения,  линий  взаимодействия

вооруженные силы и другие формирования,  приравненные  к  ним,  МЧС,  органы

местного самоуправления, инспекции, структуры ведомственной  безопасности  и

охраны, средства массовой информации. В этой  же  связи  требует  решения  и

вопрос  о   повышенной   ответственности   участников   антитеррористической

деятельности в военной время  и  в  боевой  обстановке.  Следует  обсудить  и

вопрос  о  возможности  приравнивания  в   некоторых   случаях   сотрудников

специальных формирований милиции  к военнослужащим.

         На  внутреведомственном   уровне   участников   антитеррористической

деятельности  превалируют  проблемные  ситуации   нормативного   закрепления

соответствующих   функций,   специализация    их    носителей,    ресурсного

обеспечения, профессиональной подготовки и переподготовки, включая  правовые

и морально – психологические аспекты. Требуется и  организационное  решение,

нормативное  и  ресурсное  обеспечение  внутреведомственной  координации   с

выделением руководителя с управленческими  функциями в этой сфере.

         На    межведомственном    уровне,    помимо    сквозных    вопросов

информационного  обеспечения,   о   которых   говорилось   выше,   требуется

разработка   типовых   планов   межведомственных   действий,   федерального,

межрегионального, регионального  уровня и  уровня  сотрудничества  с  другими

государствами.  Для  каждого   варианта   должен   быть   определен   единый

руководитель, его правовой статус и  круг  помощников,  включая  аналитиков,

экспертов – юристов, психологов и  т.д.

         Разработке  подлежат следующие проблемные  ситуации  стратегического

характера: компетенция ветвей власти, пределы ограничения прав  и  свобод  в

условиях чрезвычайной обстановки, режим деятельности представителей СМИ  при

освещении   антитеррористических   операций   (ограничения,   связанные    с

секретностью,  с  безопасностью  самих  журналистов  и  т.д.);   обеспечение

безопасности населения; принципы переговоров;  принципы  применения  силы  и

психологического давления; надзор и контроль за  законностью,  в  том  числе

основания и режим допуска международных  наблюдателей;  статус  сотрудников,

внедренных  к  террористам.  Подлежит  градации  на   основе   интегративных

критериев оценка допустимых пределов применения силы, оружия и спецсредств.

         Детальной  разработки требует процедура  и содержание  взаимодействия

введенных в действие федеральных  сил с властями региона и органами  местного

самоуправления. В частности, речь  идет  о  праве  региональных  властей  на

переговоры, о статусе  использования  местных  ресурсов  и  сил  для  вывода

населения,  оцепления,  контроля  транспорта,   размещения   эвакуированных,

размещения и снабжения участников  операции,  информационной  взаимосвязи  и

т.д.

         Большое  значение необходимо предавать  целевой характеристике задач,

форм и содержания: а) работы с  населением  по  опровержению  преувеличенных

представлений о распространенности и опасности  терроризма  (здесь  нужны  и

совместные с СМИ действия на основе партнерской позиции) и в  то же время  по

формированию повседневной бдительности в отношении лиц и предметов,  которые

могут представлять опасность; б) своевременной  и  достаточной  информации  о

конкретных действиях террористов, согласованной между ведомствами, точной  и

не допускающей избыточных деталей, внушающих страх;  обязательное  сообщение

о потерях террористов и о  судебном приговоре;  целенаправленной  правовой  и

морально  –  психологической  подготовки   участников   антитеррористической

деятельности, с тем, чтобы создать  позицию готовности к ней (и  в  ситуациях

риска) на основе точного знания прав, обязанностей, ответственности.  В  том

числе осознания законности  необходимой  обороны  и  противоправности  любых

приказов по ее ограничению (опыт Первомайского). В то же  время  морально  –

психологическая и правовая подготовка  должна  ориентировать  не  только  на

своевременность и достаточность  активного противодействия террористам, но  и

на  предотвращение  избыточности   и   проявлений   жестокости;   необходимо

предусмотреть и психолого –  психиатрическую помощь  участникам  операций  по

выведению их из экстремального личностного  состояния.1

         Активная  борьба с проявлениями терроризма  ведется также  на  уровне

законодательства.   Среди   нормативных   актов,   регулирующих   борьбу   с

терроризмом необходимо выделить такие  как Указ Президента РФ  от  07.03.1996

г.  №338  «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В  данном  нормативном

акте определяются основные направления  повышения эффективности  деятельности

федеральных  органов  исполнительной  власти  в   борьбе   с   терроризмом.2

Положение  «о  Межведомственной  антитеррористической  комиссии   Российской

Федерации», утв. Постановлением Правительства  РФ  от  16.01.1997,  №  45.  В

данном положении  определяются  основные  задачи  и  права  межведомственной

антитеррористической  комиссии   направленные   на   борьбу   с   различными

проявлениями  терроризма.1  Важным  нормативным  актом  является   Концепция

национальной безопасности утвержденная указом Президента РФ от 10.01.2000  №

24.  В   Концепции   сформулированы   важнейшие   направления   и   принципы

государственной  политики.  Концепция  является   основой   для   разработки

конкретных программ  и  организационных  документов  в  области  обеспечения

национальной безопасности РФ.2

 

    §2.  Борьба с терроризмом  как общегосударственная задача.

 

         Не подлежит  сомнению тезис о том, что  терроризм превратился сегодня

в серьезную проблему  для  всего  мирового  сообщества.  И  при  организации

эффективного противодействия  ему  необходимы  совместные  усилия  различных

государств,  их  специальных  служб  и  правоохранительных  органов.  Однако

следует четко осознавать, что  подобное  взаимодействие  может  иметь  место

лишь в ситуации, когда  интересы  различных  государств  в  сфере  борьбы  с

терроризмом совпадают. Примерами  таких ситуаций могут  быть:  посягательство

террористов на сложившуюся систему  международных отношений  и  правопорядка;

покушение на объекты совместной защиты  (дипломатические  представительства,

официальные государственные делегации, совместные предприятия,  транспортные

средства   международного   сообщения   и   пр.);   наличие   связей   между

национальными  террористическими  структурами  и  проведение  ими  операций,

выходящих за рамки юрисдикции одного  государства,  и  т.д.  Таким  образом,

речь идет о взаимодействии в  противоборстве с международным  терроризмом.

         Вместе  с тем существует широкий спектр  проявлений террористического

плана,  которые  не  затрагивают  международного  правопорядка  и   поэтому

относятся к внутреннему терроризму (совершение  политически  мотивированных

убийств  государственных   или   общественных   деятелей   данной   страны,

посягательства   на   ее   конституционные      основы,      создание     и

функционирование незаконных вооруженных  формировании, захват заложников без

перемещения  их  за  границу  и  др.).  Ясно,  что  если   подобного   рода

криминальным проявлениям  не  будет  оказано,  адекватного  и  эффективного

противодействия, их масштабы будут  возрастать и  способны  выйти  за  рамки

национальной проблемы. И все  же борьба с ними - задача внутренняя, так  как

и основные детерминанты, порождающие  внутренний терроризм, чаще всего носят

также внутренний характер.

         Для подтверждения   выдвинутого  тезиса  хочу  обратиться  к  мнению

специалистов. Ни для кого не секрет, что еще лет десять  назад  в  качестве

основных    источников    возникновения     политически     мотивированного

противоправного насилия в СССР назывались спецслужбы западных государств  и

иностранные антисоветские организации. А  вот  при  проведении  экспертного

опроса среди руководителей   подразделений   по  борьбе    с    терроризмом

территориальных органов  безопасности  России  в  1993  г.  респонденты  на

просьбу  перечислить  основные  факторы,  порождающие  терроризм   и   иные

насильственные  антиконституционные  посягательства  в  стране,   поставили

деятельность зарубежных спецслужб  лишь на пятое место.  Это  обстоятельство

симптоматично  и,  с  одной  стороны,  отражает  процесс   "потепления"   в

международных отношениях, а с другой - указывает  на  приоритет  внутренних

факторов среди детерминант  терроризма в современной России. Что же  это  за

факторы? В  ходе  названного  исследования  специалисты  указали  следующие

причины терроризма  и  политически  мотивированного  насилия  в  Российской

Федерации:  падение  жизненного   уровня   подавляющей   части   населения,

обострение политической борьбы в  стране, повышение  социальной  и  правовой

незащищенности  людей,  наличие  неразрешенных   проблем   межнационального

характера, усиление сепаратистских тенденций. Подчеркну, что это - открытые

данные, они  были  опубликованы  в  "Белой  книге  российских  спецслужб".1

Результаты экспертного опроса подтверждают  важное  положение  о  том,  что

основой возникновения терроризма всегда  является   обострение   социально-

политических  противоречий, которые, в случае непринятия своевременных  мер,

порождают конфликт того или иного  масштаба.2

         Приведенная  справка из социологического  исследования наталкивает  и

еще  на  один  вывод.  Представляется,  что  следует   пересмотреть   широко

распространенное мнение, в соответствии с которым  приоритет  в  организации

борьбы с терроризмом должен принадлежать  спецслужбам  и  правоохранительным

органам.  Если  мы  обратимся  к     упоминавшемуся  опросу    руководителей

контртеррористических подразделений, то увидим,  что  в  качестве  факторов,

порождающих сегодня терроризм  в России, выступают социальные,  экономические

и политические причины, рычаги прямого  воздействия на которые находятся  вне

компетенции органов безопасности и  правоохраны.  Следует  отметить,  что  и

подавляющее  большинство   обстоятельств,     благоприятствующих    успешной

реализации   террористических   и  иных  насильственных  антиконституционных

посягательств, также имеют  социальную,  экономическую    и     политическую

природу     (обострение  межнациональных  проблем;  усиление  экстремистских

тенденций в политической борьбе;  политизация  организованной  преступности,

стремящейся  проникнуть  к  рычагам  власти;  увеличение  количества  людей,

приобретших  опыт  ведения  военных   действий   в   локальных   вооруженных

конфликтах; падение производства  в  промышленности  и  сельском  хозяйстве;

проблема занятости населения  и т.д.).

         Таким образом,  главными субъектами борьбы с  терроризмом должны быть

само государство, законодательная  и исполнительная ветви власти. Спецслужбы

Информация о работе Борьба с терроризмом: уголовно - правовой и криминологический аспекты