Борьба с терроризмом: уголовно - правовой и криминологический аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений
современности, которое приобретает все более разнообразные формы и
угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые
человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей,
не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами,
провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными
группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого
поколения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3


Глава 1: Терроризм – глобальная проблема современности.
- Понятие и признаки терроризма как явления
современной действительности……………………………..5
- Причины и условия способствующие совершению
актов терроризма……………………………………………..19
- Особенности терроризма в России………………………………39

Глава 2: Борьба с терроризмом. Криминологический и международно –
правовой аспекты.
- Основные направления предупреждения актов
терроризма………………………………………………………43
- Борьба с терроризмом как общегосударственная
задача………………………………………………………….50
- Международное сотрудничество в борьбе
с терроризмом…………………………………………………58
Глава 3: Проблема уголовно – правового регулирования
борьбы с терроризмом.
- Терроризм и уголовная ответственность………………….…….70
- Пробелы и недостатки уголовного
законодательства регулирующего борьбу с терроризмом…83

Заключение…………………………………………………………………..91

Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ УГОЛОВНО – ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ.docx

— 194.38 Кб (Скачать)

глобальных  формах.  Двусторонний  подход  основывается  на  так  называемой

эволюционной  модели  сотрудничества,  для  которой  характерно  постепенное

укрепление системы двусторонних  связей.  Такой  процесс  носит  планомерный

характер и предусматривает  тщательное укрепление  и  постепенное  расширение

норм, механизмов и  инструментов  сотрудничества.  Укрепление  двустороннего

сотрудничества осуществляется  снизу  вверх,  стержневым  моментом  являются

понятия  целесообразности  и   практичности.   Конечная   цель   отнюдь   не

игнорируется,  но  осознается,  что  для  ее  достижения  потребуется  много

времени. Приверженцы двустороннего  подхода  считают  наилучшей  основой  для

развития  сотрудничества  совпадение  интересов  двух  государств,   которые

сталкиваются с аналогичными проблемами и  проявляют  готовность  решить  эти

проблемы. Эффективность в значительной степени зависит от  воли  государств,

и это наилучшим образом проявляется  в случаях, когда  отдельные  государства

готовы налаживать активное и стабильное сотрудничество для достижения  общих

целей. При этом  действующие  двусторонние  договоры  о  взаимной  помощи  и

выдаче, а также различные другие формы содействия  обеспечивают  модель  для

более высокого уровня сотрудничества.

         Комплексный  подход к международному сотрудничеству  состоит  в  том,

что,  поскольку  проблема  носит  глобальный  характер,  наилучшим  решением

является деятельность, широкая  по  масштабам,  многосторонняя  по  форме  и

глобальная  по  охвату.  Признается  необходимость   упорядочить   ситуацию,

которая  может  оказаться  "довольно   беспорядочным   набором   глобальных,

региональных  и  двусторонних  механизмов,   созданных   без   учета   общих

параметров".  Применение  многостороннего  подхода  позволило  бы  исправить

сложившееся положение. Сотрудничество развивалось бы постепенно, без  какой-

либо  общей  стратегии,  однако  на  современном   этапе   процесс   требует

планирования  и  регулирования,  в  частности  за  счет   применения   более

комплексных  и  долгосрочных  подходов,  например,  разработки  конвенции  о

борьбе  против  организованной  транснациональной   преступности.   Ключевая

концепция многостороннего подхода  состоит в  том,  что  для  решения  острых

проблем необходимы кардинальные  меры,  но  такой  подход  наталкивается  на

традиционную    приверженность    национальному    суверенитету.    Но     в

действительности речь идет не об утрате суверенитета, а  о  том,  готовы  ли

государства пожертвовать частью  формальных  требований,  связанных  с  ним,

чтобы предотвратить разрушения в  результате  деятельности  транснациональных

преступных  организаций.  Как  и  большинство  других  теоретических   схем,

многосторонний  подход  ориентирован  на  определенную   конечную   цель   и

предусматривает  наиболее  короткий  и  прямой  путь  ее  достижения.  Такой

подход, действующий сверху вниз, учитывает  различные  проблемы  и  в  то  же

время исходит из неумолимой логики,  которая  обеспечивает  стимулы  для  их

преодоления.1

         В каждый  исторический период международная  борьба  с  преступностью

хранила черты своей эпохи.  В  период  рабовладения  все  межгосударственные

связи в этой области сводились  к заключению договоров о выдаче или просто  к

практике выдачи политических  беглецов.  Данные  связи,  естественно,  имели

только двусторонний характер и  развивались  в  немногих  регионах.  Развитых

принципов сотрудничества не существовало. При  феодализме  круг  государств,

имеющих связи в деле борьбы с  преступными  деяниями,  расширился,  активная

роль в  этом  принадлежала  церкви.  И  хотя  межгосударственные  связи  по-

прежнему   ограничивались   заключением   договоров   и   практикой   выдачи

преступников, детальнее стал определяться круг  лиц,  подлежащих  выдаче.  В

период феодализма  широко  применялись  обычные  нормы,  но  появлялось  все

большее количество договоров. Господствующим принципом был принцип борьбы  с

политическими преступлениями.

          С появлением  капитализма в международной   борьбе  с  преступностью

произошли   кардинальные   изменения.   Во-первых,   стало    общепризнанным

совершенно новое правило: не выдавать политических деятелей  и  сотрудничать

только в борьбе с общеуголовными преступлениями, что,  однако,  не  означало

точного следования  этому  принципу  на  практике.  Во-вторых,  сам  предмет

сотрудничества стал шире. Между  государствами начали заключаться  соглашения

о борьбе с  отдельными  видами  преступлений.  Одним  из  первых  документов

такого  рода  явилась  принятая  Венским  конгрессом  4  февраля   1815   г.

Декларация, в которой  заявлялось  о  недопустимости  торговли  африканскими

неграми.  Вслед  за  ней  были  приняты  соглашения  о  борьбе  с  торговлей

женщинами и детьми, незаконным распространением наркотических веществ и  др.

Далее чрезвычайно усилилась роль уголовного закона в деле борьбы  за  мир  и

безопасность,  равноправие  народов  и  наций,  против   геноцида,   расовой

дискриминации и т.д. Новые принципы  международного  права  в  ряде  случаев

обеспечиваются также  силон  внутригосударственного  принуждения.  Например,

многие государства приняли  специальные акты, запрещающие  пропаганду  войны.

Увеличилась роль международных соглашений в борьбе с преступлениями. И  дело

не только в том, что увеличивается  число таких соглашений, но и в  том,  что

теперь вначале  вырабатывается  договор,  а  затем,  в  соответствии  с  его

установлениями, принимаются внутригосударственные  законы.

         Существенная  черта современного состояния   международной  борьбы  с

преступностью —  возрастание  роли  международных  организаций  в  качестве

организационных и координирующих центров.

         Учитывая,  что  межгосударственные  связи   в   области   борьбы   с

преступностью весьма динамичны, что  почти ежегодно появляются новые  и  новые

соглашения относительно отдельных  видов преступлений, в данном  исследовании

подробно рассмотрим меры по борьбе именно с международным терроризмом.

         В документах  ООН  отмечается,  что  при   рассмотрении  деятельности

транснациональных   преступных   организаций   неизменно   встают   вопросы,

касающиеся  использования  тактики  террора  и  связей  с  террористическими

организациями. Преступные организации  прибегают к  террору  чаще  всего  для

того, чтобы создать  более  благоприятные  условия  для  деятельности  своих

преступных предприятий. Их действия направлены против конкретной политики  в

области обеспечения законности, а  не против существующих властных  структур.

Напротив, террористические  группы  преследуют  политические  цели,  которые

зачастую направлены на  изменение  сложившегося  положения  либо  на  уровне

государства,  либо  на  международном  уровне.  В  преступной  деятельности,

например  в  торговле  наркотиками  или  оружием,  террористические   группы

участвуют, как правило, с целью  добыть средства, необходимые  им  для  более

эффективного выполнения их политических задач. Однако при том, что  средства

и цели преступных и  террористических  организаций  совершенно  различны,  в

настоящее время все больше  проявляется  тенденция  к  их  слиянию,  которая

может стать необратимой.

         Одним из  признаков этой  тенденции   является  прямое  использование

преступными организациями акций  террора.1

         Исследуемая  проблема являлась предметом  неоднократного рассмотрения

в ООН. Так, ее седьмой Конгресс по предупреждению преступности и  обращению

с  правонарушителями  в  своей  резолюции  в   Миланском   плане   действий

подтвердил,  что  первоочередное  внимание  должно   уделяться   борьбе   с

терроризмом  во   всех   его   формах,   в   ключах,   при   необходимости,

скоординированные,  согласованные   действия   международного   сообщества.

Седьмой Конгресс ООН просил Комитет  по предупреждению преступности и борьбе

с ней  рассмотреть  возможность  разработки  рекомендаций  о  международных

действиях по укреплению правоохранительных мер, в том числе процедур выдачи

преступников, соглашений о юридической  помощи и сотрудничестве в  отношении

правонарушений террористического  характера.

         Будучи   обеспокоен   быстрым   распространением   национальной   и

международной террористической  преступной  активности,  а  также  сознавая

серьезную  угрозу,  которую  представляет  рассматриваемая  активность  для

социальной и политической  стабильности  и  жизни  огромного  числа  людей,

восьмой  Конгресс  ООН  по  предупреждению  преступности  и   обращению   с

правонарушителями особо отметил  тенденцию интернационализации  терроризма. В

связи  с  этим  Конгресс  предложил  международному   сообществу   принятие

согласованных  ответных  мер  по  борьбе  с  национальным  и  международным

терроризмом  глобального  характера.  С  целью  скоординированных  действий

против  международного  терроризма  как   на   национальном,   так   и   на

международных  уровнях,  восьмой   Конгресс   ООН   выработал   специальные

рекомендация, именуемые «Приложение  «О  мерах  по  борьбе  с  международным

терроризмом».

           В   данном  «Приложении»  отсутствует   определение  международного

терроризма. Этот  пробел  можно  объяснить  следующим.  Начиная  с  первого

исследования  международного  терроризма,  проведенного  ООН  в  1972   г.,

международное сообщество до настоящего времени не может достигнуть согласия

в отношении общеприемлемого содержания термина  "международный  терроризм".

Не удалось достичь общего согласия  и  в  отношении  мер,  необходимых  для

предотвращения пагубных последствий  терроризма и в целом борьбы с  ними.  До

согласования  общеприемлемого  определения  международного   терроризма   в

"Приложении" рекомендуется определить  преступное поведение террористов  и на

основе принципов  международного  права  создать  систему  эффективных  мер

превенции и принуждения.

         В своем  выступлении  на  пятой  сессии  Генеральной  Ассамблеи  ООН

руководитель американской делегации  в ООН М. Олбрайт заявила, что  США будет

просить Ассамблею  принять  решения,  касающиеся  терроризма,  коррупции  и

преступности, наркобизнеса и незаконной торговли оружием. По ее словам, США

будут лоббировать резолюцию по заключению конвенции против террористических

актов  с  применением  взрывных   устройств.   "Терроризм   подобен   чуме,

распространившейся во все уголки земного шара,  -  заявила  Олбрайт,  -  Мы

должны действовать вместе для  того,  чтобы  предупреждать  и  предотвращать

террористические акты, а  их  организаторов  и  исполнителей  привлекать  к

ответственности. Мы должны дать ясно понять  тем,  кто  планирует  подобные

акты, что международное сообщество выступит против них единым фронтом". Еще

одним приоритетом является запрещение применения, хранения, производства  и

передачи наземных мин, сказала  М.Олбрайт.  США  будут  добиваться  принятия

"международной  декларации   о   безопасности   граждан,   которая   должна

продемонстрировать решимость  в борьбе с международной преступностью  во всех

ее формах".

         Лидеры  крупнейших промышленно-развитых  стран  приняли  пакет   мер,

направленных на борьбу с международной  преступностью,  незаконным  оборотом

наркотиков и терроризмом на состоявшемся саммите в Лионе  в  1996  г.1  Этот

пакет,   представляющий   собой   перечень    из    сорока    рекомендаций,

предусматривает принятие конкретных мер  со  стороны  "большой  семерки"  и

России.

         Указанный   пакет  содержит  конкретные  рекомендации   по   четырем

ключевым направлениям.

         "Отказ  в предоставлении убежища": восемь  стран должны  обмениваться

информацией в связи с договорами об экстрадиции и запросами  об  экстрадиции

в   отношении   разыскиваемых   преступников,   террористов   и   преступных

организаций, а также в связи  с программами по защите свидетелей.  Это  будет

осуществляться   путем   обмена   работниками   прокуратур,    судебных    и

правоохранительных   органов;   за   счет   координации   усилий   в   сфере

международной подготовки сотрудников  правоохранительных органов, а также  за

счет увеличения числа  договоров  и  других  двусторонних  и  многосторонних

соглашений, касающихся экстрадиции.

         "Лишение  преступников и террористов необходимых   ресурсов":  восемь

стран будут обмениваться информацией, касающейся борьбы с отмыванием  денег,

в  том  числе  о  методах  ведения  расследований  и   методах   привлечения

преступников к ответственности. Они будут  способствовать  увеличению  числа

стран, относящих практику отмывания  денег  к  преступлениям  и  принимающих

Информация о работе Борьба с терроризмом: уголовно - правовой и криминологический аспекты