Анализ международных отношений на рубеде 19-20 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:19, реферат

Описание работы

На рубеже XIX-XX вв. произошло значительное изменение международной обстановки, вызванное борьбой великих держав за передел мира, усилением тенденции к прямой аннексии различных территорий и превращению их в колонии. На международной арене возросло влияние Германской империи, созданной в 1870 году. В связи со стремлением Германии участвовать в переделе мира резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического влияния.

Работа содержит 1 файл

зачет креленко.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

   После работы в течение долгих месяцев комитет экспертов разработал документ, который вошел в историю как «план Юнга». Суммы немецких репараций устанавливалась в 113,9 млрд марок с ежегодной выплатой по 2 млрд в течение 37 лет. Таким образом, «план Юнга» снизил ежегодные взносы Германии по сравнению с «планом Дауэса» на 20%. Участники парижского совещания приняли ряд других постановлений, смягчающих положение Германии. Была ликвидирована репарационная комиссия, снят контроль над железными дорогами и предприятиями, решен вопрос о выводе войск из Рейнской зоны не позднее середины 1930 г. «План Юнга» вошел в силу в июне 1930 г., а уже через год Германия обратилась к США за помощью, так как не могла уплатить очередной репарационный взнос. По настоянию американских банкиров, которые боялись потерять свои деньги в Германии, президент США Г. Гувер предложил ввести мораторий на выплату репараций и военных долгов. Это предложение ударяло по карману Франции, которая имела бы чистую потерю в 2 млрд франков в год. Еще через год, в июне 1932 г., на Лозаннской конференции репарации с Германии были ликвидированы. Пока банкиры и промышленники решали свои экономические и финансовые дела, в политических и дипломатических кругах созревал проект создания пан-Европы. 17 мая 1930 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к 27 странам Европы с предложением организовать Европейский федеральный союз. Предполагалось, что это межгосударственное образование будет иметь два органа: один – в виде Европейской конференции; другой – Европейского комитета как исполнительного органа. Французская сторона полагала, что с созданием пан-Европы позиции Франции значительно усилятся. Тактически этот проект был направлен против влияния Англии в Европе и, прежде всего, в Лиге Наций. Второй стороной французского плана пан-Европы была антисоветская направленность. Однако он так и остался планом. Английская дипломатия выступила против него, так же как Германия и Италия.

   Но  тут же появился новый план –  план объединения двух стран. 19 марта 1931 г. Австрия и Германия подписали соглашение о таможенном союзе между двумя странами. Сообщение об этом вызвало большую настороженность в Европе. Особенно встревожилась Франция, которая видела в этом первый шаг на пути к аншлюсу. Ссылаясь на специальную статью Версальского договора, запрещающего объединение Германии и Австрии, она передала жалобу в Международный суд в Гааге. 5 сентября 1931 г. Постоянный международный трибунал 8 голосами против 7 принял решение о том, что таможенный союз несовместим с ранее взятыми обязательствами Австрии. Но еще 3 сентября, за 2 дня до решения суда, Австрия и Германия заявили, что они отказываются от создания таможенного союза.

   С тех пор как на Вашингтонской  конференции было принято решение, ограничивающее строительство линкоров и авианосцев, развернулось соперничество в строительстве судов других классов. Англия, начав отставать в этом соревновании, выступила за ограничение строительства все видов кораблей других стран. Она добилась созыва в Лондоне конференции пяти государств, подписавших Вашингтонское соглашение. Работа конференции проходила с 21 января по 22 апреля 1920 г.

   Несмотря  на разногласия, ее участники после  долгих дебатов смогли дополнить  Договор, подписанный в Вашингтоне. Был определен предельный тоннаж военных судов трех стран – США, Англии и Японии. Общий тоннаж крейсеров не должен превышать у Англии – 339 тыс. т, у США – 323, у Японии – 209 тыс. т. Общий тоннаж подводных лодок был установлен для всех трех стран одинаковый – 52,7 тыс. т. После этой конференции Япония, приняв новую программу строительства флота, стала увеличивать его ускоренными темпами.

   Экономику всех стран продолжало лихорадить. Установленный для Германии мораторий  на выплату репараций не остановил кредитный кризис Английский банк, не сумев остановить отлив капиталов и сокращение золотых резервов, добился отмены английским правительством 21 сентября 1951 г. золотого стандарта. Это немедленно отозвалось в США. Золотой стандарт отменили и другие европейские страны. Вместо фунта стерлингов в Европу хлынули американские доллары. Только за один месяц их утечка составила 330 млн.

   Мировой экономический кризис привел Европу к политическому кризису, к осложнению отношений между странами. Были возможны военные осложнения. Поэтому после долгих лет подготовительной работы и переговоров 2 февраля 1932 г. в Женеве открылась Международная конференция по разоружению, на которую прибыли делегаты 62 государств. Хотя США и СССР не являлись членами Лиги Наций, их представители были приглашены на конференцию и участвовали в ее работе.

   Советская делегация внесла свой проект полного и всеобщего разоружения, указывая, что только радикальное решение вопроса может гарантировать мир от военных авантюр. Были представлены и другие проекты. Франция, продолжая цепляться за Версальский договор, считала, что лишь сохранение этой системы может создать безопасность, которая и позволит начать разоружение. Для борьбы с возникновением каких бы то ни было агрессий она предлагала предоставить Лиге Наций гражданскую и военную авиацию, а также наземные и военно-морские средства.

   Англичане главное место в своем проекте уделяли запрещению подводных лодок, а также предлагали ограничить численность армий. Германия выступала за уравнение ее вооруженных сил с другими великими державами. Ее проект поддерживали США и Англия, которые полагали, что для сохранения равновесия в Европе нужна сильная Германия, могущая противостоять Франции, но главным образом – Советскому Союзу.

   Первая  сессия конференции закончила свою работу 23 июля 1932 г. На ней не было принято  никаких решений. Тем не менее открытые дискуссии имели положительное значение, выявив различия в подходах к решению проблемы разоружении. Стало ясно, что Германия стремится как можно быстрее занять одно из ведущих мест в Европе. Об этом, в частности, свидетельствовало заявление германской делегации о том, что представители Германии смогут принимать участие в следующих сессиях конференции только при условии, если она будет признана равноправной державой. В декабре того же 1932 г. Англии удалось организовать в Женеве совещание пяти стран: Англии, Франции, США, Италии и Германии. На нем была принята резолюция, предоставляющая Германии равноправие в обеспечении безопасности. Впервые после поражения в 1918 г. Германия была признана равноправной. Таким образом, западные страны сделали важный шаг в направлении к восстановлению германского военного потенциала.

   В условиях, когда Париж под давлением  США и Англии шаг за шагом сдавал свои позиции перед Берлином, во Франции все громче стали раздаваться голоса за расширение торговых связей с Советским Союзом. Дискриминационная политика, проводившаяся до этого времени французскими властями в отношении СССР, вынудила советское правительство принять ряд контрмер. Советские торговые организации аннулировали ряд контрактов с французскими фирмами и значительно сократили закупки французских товаров. С усилением экономического кризиса и ростом реваншистских настроений в Германии все явственней становилась для Франции необходимость более гибкой политики по отношению к СССР.

   По  инициативе французской стороны  в конце 1930 г. начались переговоры о развитии экономических и торговых отношений между Францией и Советским Союзом и одновременно – переговоры о заключении советско-французского пакта о ненападении. На этом пути были большие трудности. Реакционные силы Франции выступали против развития связей с Советским Союзом. Более того, была предпринята попытка сорвать начавшиеся переговоры. 6 мая русский белогвардеец убил президента Французской Республики П. Думера. Как считали многие, это провокационное действие организовал министр внутренних дел Тардье. Убийство было совершено накануне второго тура парламентских выборов. Провокация, однако, не удалась, и на выборах победил левый блок. Спустя полгода, 29 ноября 1932 г., советско-французский пакт о ненападении был подписан. Статьи пакта обязывали обе стороны не участвовать ни в каком международном соглашении, которое имело бы практическим следствием запрещение покупки одной стороны у другой. Это было более чем своевременно, так как определенные круги в ряде стран не оставили мысли об экономической блокаде СССР.

   СССР  и Франция обязались также  не вмешиваться во внутренние дела друг друга, воздерживаться от поощрения любой враждебной агитации и пропаганды в отношении друг к другу, не создавать и никоим образом не поддерживать и не допускать на французской и советской территориях никаких военных организаций, которые готовили бы вооруженную борьбу против другой стороны. В мае 1933 г. французская палата депутатов одобрила этот документ.

   Советско-французский  пакт свидетельствовал о том, что попытки изолировать СССР на международной арене провалились. Мировой экономический кризис усилил противоречия в капиталистическом мире. Ухудшение экономического положения привело во всех странах к росту оппозиционных сил, требующих изменения внешнеполитического курса.

   Наращивание военного потенциала Германии заставляло ряд стран, а не только Францию, пересматривать свое отношение к Советскому Союзу. Наконец, развитие экономики в СССР, его нтерес к зарубежным поставкам тоже повлияли на развертывание связей с ним.

   12. МО накануне Второй  мировой войны  (до пакта Молотова-Риббентропа).

   17 апреля 1939 г. советское правительство  предложило западным державам  заключить тройственный договор  о взаимной помощи, основанный  на равенстве обязательств, и  военную конвенцию.

   При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между  Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о  взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами СССР Польше и Румынии. Лишь после подписания Гитлером и Муссолини в мае «Стального пакта» о военно-политическом союзе начались трехсторонние переговоры в Москве. Англия пошла на них под давлением оппозиционных правительству политических сил, вследствие нажима Франции и перед лицом возросшей опасности со стороны Германии.

   Переговоры  продвигались крайне медленно. Англия и Франция, приняв на словах принцип  взаимопомощи, на деле не хотели соблюдения взаимности обязательств. И хотя текст  договора к концу июля был в основном выработан, английское правительство дало указание своим дипломатам не допускать достижения договоренности с Москвой. Исходя из узкоэгоистических соображений и недоверия к политике Сталина, оно предпочитало предоставить Германии возможность развивать агрессию на Восток, а тройственными переговорами оказывать давление на Германию и вместе с тем препятствовать советско-германскому сближению.

   Одновременно  с мая 1939 г. Англия вела секретные  переговоры с Германией, зондируя почву  для сделки о разделе мира на сферы влияния и сотрудничестве на рынках.

   В конце июля западные державы приняли  советское предложение начать переговоры по военным вопросам, но оперативности не проявили. Их миссии прибыли в Москву лишь II августа. Делегациям была дана инструкция затягивать переговоры.

   Стремясь  к достижению сотрудничества с Англией  и Францией, советская сторона  выдвинула разработанные Генеральным  штабом Красной Армии летальные  предложения о количестве войск  и вооружений, выставляемых СССР, и  об их участии в отражении агрессии в Европе с учетом трех вариантов возможного развития военных событий. Английская и французская миссии уклонились от обсуждения конкретных вопросов и завели переговоры в тупик. Правительство Польши отвергло предложение о пропуске советских войск через ее территорию при возникновении германской агрессии. Англия и Франция не смогли оказать на Варшаву нужного воздействия, обесценив в итоге московские переговоры.

   Тройственный  военный союз в случае его заключения в августе 1939 г. мог стать реальной преградой, способной не допустить германского нашествия на Польшу и войны в Европе. Но этого не произошло. Взяло верх стремление западных держав разрешить свои противоречия с Германией за счет других стран, особенно за счет СССР.

   Очевидно, что после Мюнхена недоверие Сталина к политике западных держав возросло, а их поведение во время московских переговоров не внушало оптимизма. В то же время со стороны советского руководства не было проявлено необходимой настойчивости, терпения, гибкости, чтобы достигнуть соглашения с буржуазно-демократическими странами, объединить антифашистские силы и тем самым помешать усилению угрозы миру и Европе. Имевшиеся возможности для достижения сотрудничества обеими сторонами не были использованы.

   Трехсторонние советско-франко-британские переговоры в Москве. Между тем Москва продолжала зондировать позицию Запада. 31 мая Молотов выступил на сессии Верховного Совета СССР, повторив предложение о заключении трехстороннего оборонительного пакта с гарантиями безопасности для стран Центральной и Восточной Европы и с четко определенными формами взаимопомощи в случае агрессии. Берлин немедленно предписал послу Вальтеру Шуленбургу попытаться отговорить Советский Союз от союза с Великобританией и заверить его, что в случае войны в Польше интересы СССР затронуты не будут. 

Информация о работе Анализ международных отношений на рубеде 19-20 веков