Анализ международных отношений на рубеде 19-20 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:19, реферат

Описание работы

На рубеже XIX-XX вв. произошло значительное изменение международной обстановки, вызванное борьбой великих держав за передел мира, усилением тенденции к прямой аннексии различных территорий и превращению их в колонии. На международной арене возросло влияние Германской империи, созданной в 1870 году. В связи со стремлением Германии участвовать в переделе мира резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического влияния.

Работа содержит 1 файл

зачет креленко.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

   Председателем конференции был Остин Чемберлен.

   В первую очередь на конференции был  подвергнут обсуждению Рейнский гарантийный  пакт. Главным спорным вопросом на протяжении всей конференции был  вопрос о статье 16 устава Лиги наций. Как известно, эта статья обязывала членов Лиги активно участвовать в тех карательных мероприятиях, которые Лига наций могла предпринять против нарушителей её устава. Ввиду предстоявшего вступления Германии в Лигу наций Штреземан заявил, что разоружённая Германия не в состоянии будет оказывать помощь, предусмотренную статьёй 16, тем государствам, которые подвергнутся нападению. Невозможно будет также для Германии в силу её экономического и финансового положения принимать участие в применении экономических санкций против нарушителей мира.

   Однако  аргументация Штреземана не убедила  Бриана. Он продолжал требовать вступления Германии в Лигу наций на общих  основаниях. Бриан доказывал, что  вхождение Германии в Лигу наций  явится прочной основой взаимных гарантий и соглашений в Европе. Он заверил далее, что Рейнский пакт постепенно приведёт ко всеобщему разоружению. Таким образом, нет нужды ссылаться на то, что Германия обезоружена.

   К концу конференции важнейшие  спорные вопросы были обсуждены  и решены в порядке частных  переговоров. В этих частных беседах германская дипломатия добивалась легализации вооружения Германии и уменьшения размера репараций. Однако осторожности ради она не требовала пока эвакуации второй и третьей Рейнской зоны.

   В итоге работ Локарнской конференции  были приняты следующие акты:

   1) заключительный акт конференции,  где указывалось, что целью  Локарнского соглашения является  «найти совместными усилиями  средство к защите своих народов  от бича войны и озаботиться  мирным улажением всякого рода  конфликтов, которые могли бы возникнуть между некоторыми из них».

   2) Рейнский пакт, т. е. гарантийный  договор между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией,  который содержал обязательства  подписавших его держав соблюдать  территориальное status quo, установленное Версальским миром. В статье 2 Германия и Бельгия, а также Германия и Франция взаимно обязывались не предпринимать никакого нападения или вторжения и не прибегать к войне друг против друга. Исключение составляли только такие случаи, когда дело шло об осуществлении «права законной обороны», или действий, вытекающих из статьи 16 устава Лиги наций, а также из соответствующих решений, принятых общим собранием или Советом Лиги наций.

   В случае возникновения спорных вопросов, которые не могли быть разрешены  обычным дипломатическим порядком, договор обязывал передавать их согласительной комиссии или третейскому разбирательству. В случае несоблюдения какой-либо из держав принятых сторонами обязательств, прочие участники договора обязывались немедленно предоставить свою помощь той стране, против которой направлен неспровоцированный акт агрессии. В статьях 4 и 5 определялись условия применения санкций к державам, нарушившим соглашения.

   В силе оставались все постановления  Версальского договора о демилитаризации  Рейнской зоны, а также решения Лондонской конференции 1924 г.

   3) арбитражное соглашение между  Германией и Бельгией,

   4) арбитражное соглашение между  Германией и Францией,

   5) арбитражный договор между Германией  и Польшей, 

   6) арбитражный договор между Германией и Чехословакией,

   Подлинный смысл соглашений заключался в следующем: вместо гарантии польско-германской и  чехословацко-германской границ, как  это было сделано в отношении  франко-германской и бельгийско-германской границ, решение всех спорных вопросов предоставлялось постоянной согласительной комиссии из представителей обеих сторон и назначенных ими же представителей третьих государств.

   7) соглашение между Францией и  Польшей, 

   8) соглашение между Францией и  Чехословакией.

   Арбитражные договоры Германии с Польшей и Чехословакией нанесли сокрушительный удар по системе союзов, созданных после первой мировой войны буржуазной Францией не только против Советского государства, но и в интересах своей безопасности от германской агрессии. Пытаясь сохранить эту систему, правительство Франции заключило в Локарно союзные договоры с Польшей и Чехословакией. Договоры предусматривали взаимную помощь, но не против любой германской агрессии, а лишь против неспровоцированного применения Германией оружия в ее отношениях с одной из договаривавшихся сторон .

   Локарнская  конференция закончилась 16 октября 1925 г.

   В отличие от Версальского договора Локарнские соглашения были заключены с Германией, как с равноправной стороной. Германия вводилась в Лигу наций. Ей предоставлялось  постоянное место в Совете Лиги наций как одной из великих держав. 

   20 июня 1927 г. Бриан передал американскому  послу в Париже официальную  ноту с проектом франко-американского  договора о «вечной дружбе».  Заключением такого договора  французское правительство рассчитывало обеспечить себе поддержку США для укрепления франка, урегулировать свои долговые обязательства перед Америкой и вообще упрочить военно-политическое положение Франции на случай осложнений в Европе. Со своей стороны американская дипломатия старалась использовать идею Бриана в интересах внутренней и внешней политики США. Что касается внешнеполитических мотивов, которые заставляли правительство Соединённых штатов поддержать французское предложение, то они были достаточно понятны. Возросшая после войны экономическая мощь Соединённых штатов внушала правительству заокеанской республики стремление приобрести руководящее влияние в мировой политике. Американцы не забыли, какое дипломатическое поражение они понесли после мировой войны, когда Англия и Франция сумели воспользоваться всеми плодами победы над Германией и превратить Лигу наций в послушное орудие своего собственного господства. Руководитель государственного департамента США Келлог стремился создать Соединённым штатам Америки положение международного арбитра. 28 декабря 1927 г. Келлог сообщил Бриану, что правительство Соединённых штатов с удовлетворением принимает французское предложение. Однако оно не считает возможным заключить договор о «вечном мире» с одной лишь Францией. Необходимо «достигнуть присоединения всех главных держав к пакту, посредством которого эти державы отказались бы от войны как орудия национальной политики».

   В обстановке всё более обостряющихся  противоречий между империалистическими  странами открылась 2 февраля 1932 г. в  Женеве Международная конференция по разоружению. Бессилие Лиги наций и невозможность её средствами разрешить проблемы международных долгов, репараций, разоружения, безопасности были уже очевидны для многих.

   Французская делегация в Женеве занимала позицию, явно продиктованную страхом перед возрастающей агрессивностью Германии. Французы вновь выступили с предложением создать «международную армию» при Лиге наций. Они предлагали всем государствам передать для этой цели в распоряжение Лиги наций известную часть гражданской и бомбардировочной авиации, а также часть своих сухопутных и морских вооружённых сил.

   Французы  настаивали также на заключении договоров  о дополнительных гарантиях безопасности Франции и о новых военных  союзах. Французские представители  всеми силами стремились к сохранению военного превосходства Франции над Германией.

   Германия  на конференция проводила ту же линию, что я на подготовительной комиссии.

   глава германской делегации Брюнинг заявил: «Германское правительство, как  и германский народ, просит, чтобы  разоружение стало всеобщим. Германский народ требует равенства прав и равенства безопасности всех народов».

   Английская  делегация занимала на конференции  руководящее положение. Позиция  английской делегации на конференции  отличалась той же неопределённостью, какая характеризовала отношение к Германии различных политических кругов Англии. Сторонники «восстановления равновесия» в Европе высказывались за германское «равноправие» в вооружениях. Под влиянием гитлеровской демагогии одни стремились вооружить Германию против Франции, другие — против СССР. 8 февраля 1932 г. министр иностранных дел Англии Джон Саймон огласил на конференции официальный английский проект. Он предлагал уничтожить подводный флот, химические средства войны, отменить всеобщую воинскую повинность, одобрить Вашингтонское и Лондонское соглашения о морских вооружениях и образовать постоянную комиссию по разоружению для дальнейшего контроля и регулирования вооружений.

   Французские требования дополнительных гарантий отвергались  английской делегацией. Осуществление этих требований могло укрепить международные позиции французского империализма. Поэтому англичане заявляли, что необходимо ограничиться гарантиями, предоставленными в Локарно.

   Представитель Соединённых штатов Гибсон выступил с предложением сократить сухопутные силы до уровня, необходимого для охраны внутреннего порядка. Кроме того, он предлагал сократить тоннаж военно-морского флота в одинаковом проценте к наличным силам каждой страны. Япония возражала против этого предложения и требовала пересмотра решений Вашингтонской и Лондонской морских конференций, подчёркивая своё «особое» положение на Тихом океане.

   Италия  поддержала на конференции требования «равноправия» Германии в вооружениях. Итальянский фашизм добивался этим ослабления Франции, лелея мысль о территориальных приобретениях за её счёт. Однако противоречия между Италией и Германией из-за Тироля и влияния в Юго-Восточной Европе были достаточно серьёзными. Поэтому итальянцы предлагали годичное «перемирие» в вооружениях. Зато по вопросу о размерах военно-морского флота итальянская делегация проявляла особую настойчивость, требуя полного равенства с Францией.

   Первая  сессия конференции закончила свою работу 23 июля 1932 г. На ней не было принято  никаких решений. Тем не менее  открытые дискуссии имели положительное значение, выявив различия в подходах к решению проблемы разоружений. Стало ясно, что Германия стремится как можно быстрее занять одно из ведущих мест в Европе. Об этом, в частности, свидетельствовало заявление германской делегации о том, что представители Германии смогут принимать участие в следующих сессиях конференции только при условии, если она будет признана равноправной державой.

   В декабре того же 1932 г. Англии удалось  организовать в Женеве совещание пяти стран: Англии, Франции, США, Италии и Германии. На нем была принята резолюция, предоставляющая Германии равноправие в обеспечении безопасности. Впервые после 1918 г. Германия была признана равноправной. Таким образом, западные страны сделали важный шаг в направлении к восстановлению германского военного потенциала. 

   11.Мир.экономический  кризис 1929-1932. Влияние  Великой депрессии  на МО.

   На  рубеже 20-х – 30-х годов разразился жесточайший мировой экономический  кризис. Сигналом его начала стал биржевой крах в США в октябре 1929 г. Из-за океана кризис докатился до Европы и охватил все промышленные страны. Он был полным и всеобщим. Сначала произошло резкое сокращение промышленного производства, затем невиданный спад торговли. Это привело к полному финансовому кризису. За два года уровень производства в капиталистических странах упал почти на 40%, что повлекло за собой невиданное уменьшение занятости населения. Общее число безработных в 1932 г. составляло 30 млн человек. Экономическое положение не могло не сказаться на состоянии международных отношений на рубеже 20 – 30-х годов. В поисках выхода из критического положения представители крупнейших банков из 48 стран провели в мае 1930 г. в Вашингтоне специальную конференцию.

   Международные отношения в этот период приобрели  напряженный характер. Усилилась борьба за рынки сбыта. Противоречия между отдельными странами обнажились. Воспользовавшись такой ситуацией, побежденные в первой мировой войне страны – Германия, Австрия, Венгрия и Болгария – практически отказались от дальнейшей выплаты наложенных на них репараций. Версальская система потерпела крах.

   Германское  правительство добивалось созыва конференции  для обсуждения проблем, связанных  с экономическими отношениями между странами, и требовало пересмотра решений о репарациях и «плана Дауэса». 11 февраля 1929 г. в Париже собралось совещание экспертов ряда стран для пересмотра «плана Дауэса». Председательствовал на нем президент электротехнического треста Моргана американский банкир О. Юнг. Самая заинтересованная сторона в получении репараций, Франция, согласилась на пересмотр «плана Дауэса», но настаивала на связи сумм германских репараций с межсоюзническими долгами стран-победительниц. Дело в том, что за военную технику, материалы и продовольствие, поставленные из Англии и США во время первой мировой войны, Франция должна была ежегодно выплачивать определенные суммы, которые покрывались за счет немецких репараций. Отсюда и заинтересованность Франции в том, чтобы снижение немецких репараций было компенсировано.

Информация о работе Анализ международных отношений на рубеде 19-20 веков