Анализ международных отношений на рубеде 19-20 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:19, реферат

Описание работы

На рубеже XIX-XX вв. произошло значительное изменение международной обстановки, вызванное борьбой великих держав за передел мира, усилением тенденции к прямой аннексии различных территорий и превращению их в колонии. На международной арене возросло влияние Германской империи, созданной в 1870 году. В связи со стремлением Германии участвовать в переделе мира резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией. Кроме того, начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического влияния.

Работа содержит 1 файл

зачет креленко.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

   Армения, Грузия и Азербайджан должны были установить свои взаимные границы путём прямых переговоров между этими государствами, а при невозможности достичь согласия — путём посредничества союзных держав.

   Предполагалось также создание независимого Курдистана, границы которого должны были определить совместно Англия, Франция и Турция.

   Тем самым Севрский договор оформлял раздел арабских и европейских владений Османской империи между европейскими державами, а также расчленение собственно Турции, закрепляя в ней полуколониальный режим.

   Севрский договор был воспринят в Турции как очевидное проявление неспособности султана защищать национальные интересы.

   Великое национальное собрание Турции (созданное в апреле 1920 года в Ангоре, ныне Анкара) отказалось ратифицировать договор. В течение двух последующих лет кемалисты при поддержке Советской России укрепили свои военные силы[источник не указан 743 дня]. В качестве первого шага было предпринято новое наступление на Армению. Одновременно турецкая армия сумела выбить из Малой Азии[источник не указан 686 дней]) и греческие войска и подавить сопротивление курдов; также французы были выбиты из Киликии; итальянцы ставшие к тому времени союзниками кемалистов ушли — с юго-западного побережья страны, причём правительство в Константинополе оставалось в положении бездействующего наблюдателя.

   11 октября 1922 года в портовом городе Муданья на Мраморном море было заключено новое перемирие между Турцией и Антантой; к подписанию этого соглашения султанское правительство не было даже приглашено.

   1 ноября султанат вообще был упразднён, султан Мехмет VI остался лишь в звании халифа (духовного главы мусульман), а вскоре (17 ноября) покинул страну на борту английского корабля «Малайя». На следующий день его лишили и звания халифа.

   Севрский договор, фактически так и не вступивший в силу, де-юре полностью перестал действовать после пересмотра его условий на Лозаннской конференции 1923 года (Лозаннский мирный договор). 
 

   9. Вашингтонская конференция.  Причины, ход, итоги.

   Созданное после ПМВ устройство мира обычно называют верс-ваш.системой. Если версальский договор касался в основном европейских государств, то Вашингтонская конференция решала проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке. В ней приняли участие США, Япония, Франция, ИталиЯ, Бельгия, Голландия, Португалия, Китай и шесть стран, представляющих Британскую империю (Англия, Канада, Австрия, Новая Зеландия, Южно-Африканский союз и Индия). Конф.открылась 12 ноября 1921 г.

   Стремясь пересмотреть невыгодные для Соединенных Штатов условия договоров Версальской системы, правительство США созвало в 1921-1922 гг. новую международную конференцию - в Вашингтоне. Здесь Соединенным Штатам удалось взять частичный реванш. Под предлогом разоружения были введены ограничения в военных флотах пяти держав, причем американский линейный флот получил такую же норму, как и английский. Японский линейный флот был поставлен на третье место, французский и итальянский - поделили четвертое.

   Вашингтонская конференция расторгла под давлением США англо-японский союз, существовавший с 1902 г., тем самым разъединив главных соперников Америки в районе Тихого океана, и одновременно провозгласила замену его объединенными действиями четырех стран (США, Англии, Франции и Японии) по защите их островных тихоокеанских владений. Этот "договор четырех", но сути дела, был направлен против возвращения Советской России оккупированной Японией части Сахалина, против возвращения Китаю захваченного японцами Тайваня и в целом против революционных, освободительных движении на Дальнем Востоке. Девять держав подписали на конференции договор о Китае, по которому признавался американский принцип "открытых дверей", сохранялось неравноправное полуколониальное положение Китая. Лишь под давлением бурного движения протеста Китаю была сделана единственная уступка - возвращение Японией Шаньдуна. В целом Версальские и Вашингтонские договоры создали такую систему международных отношений, которая была направлена против Советского государства, а также против революционных и национально-освободительных движений. Она была не только несправедливой, но и непрочной. Ее пересмотр начался уже в 20-.х годах, окончательно же она распалась в середине 30-х годов, когда германский фашизм разорвал Версальский договор, а милитаристская Япония отказалась от военно-морских ограничений. 

   10. МО в период  стабилизации капиталистической  системы (1924-1929).

   16 марта 1921 г. завершились длительные  переговоры с английским правительством  о заключении экономического  и политического соглашения. Существенное содержание договора, подписанного в этот день, заключалось в следующем.

     Правительства Советской России  и Великобритании взаимно обязывались:  воздерживаться от всяких враждебных  действий и пропаганды друг  против друга; подданные того  и другого государства получали право вернуться на родину; между договаривающимися сторонами возобновлялись торгово-политические отношения; в этих целях они взаимно обменивались торговыми представительствами. Правительство Великобритании обязывалось не предпринимать никаких действий для завладения золотом, имуществом и товарами, принадлежащими советскому правительству; со своей стороны правительство Советской России в особой декларации, приложенной к договору, выражало готовность уплатить в будущем соответствующие возмещения тем частным лицам, которые поставили товары или оказали другие услуги России. Впрочем, при этом имелось в виду, что разрешение этих вопросов последует по заключении общего мирного договора.

   Торговое  соглашение от 16 марта 1921 г. означало, что британское правительство де факто признало Советскую Россию, хотя между обеими странами и оставались открытыми спорные вопросы. 23 марта 1921 г. Ллойд Джордж в Палате общин официально объявил, что англо-советское соглашение означает фактическое признание Советской России. Вскоре деловые отношения между обеими странами подтвердили такое признание.

   Однако  серьезным препятствием на пути дальнейшего  урегулирования отношений с Западом  стал вопрос о российских долгах В  октябре 1921 г. Брюссельская международная  конференция рекомендовала правительствам предоставить кредиты Советской России для борьбы с голодом при условии признания долгов царского и Временного правительства и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов. Советское правительство выразило готовность обсудить взаимные требования. С этой целью 10 апреля 1922 г. в Генуе (Италия) была созвана международная конференция, в которой приняли участие 29 стран. Однако с первых же дней переговоры зашли в тупик. Участники конференции не поддержали предложение советской делегации обсудить проблему разоружения.

   Неприемлемым  для западных государств оказалось  и советское предложение относительно выплаты долгов. От России потребовали  уплаты всех долгов царского и Временного правительств, возвращения иностранцам  национализированной собственности  на сумму 18,5 млрд. золотых рублей или компенсации за нанесенный ущерб и утрату имущества, предоставления иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью. Западные страны предполагали создать комиссию по долгам России, которая должна была бы следить за их выплатой, возвращением или возмещением национализированной собственности. Г.В. Чичерин обстоятельно изложил контрпретензии советской стороны. Они включали возмещение ущерба, причиненного интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители стран Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву. К обоюдному согласию прийти не удалось.

   Камнем  преткновения на конференции стало  требование западных держав возвратить иностранцам национализированную собственность (или возместить ее стоимость), а также отказаться от монополии внешней торговли.

   Официально  Генуэзская конференция завершилась 19 мая 1922 года. Фактически же она прекратила работу 2 мая после вручения советской делегации меморандума 8 государств. Этот меморандум представлял собой попытку навязать советской России неприемлемые условия. В нем выдвигалось требование возврата всей национализированной иностранной собственности в России, уплаты всех довоенных и военных долгов царского правительства, долгов буржуазного Временного и других контрреволюционных правительств и их местных органов. Эксперты требовали предоставления иностранцам в Советской России по существу прав экстерриториальности, т. е. установления такого режима, какой империалисты обычно навязывали колониальным странам. Был отвергнут.

   Т.о. конференция не достигла успеха.

   Соглашение 6 мая 1921 года означало переход германского  империализма к политике соглашений с Советской страной.  
     Новое обострение репарационного вопроса 1922 года свидетельствовало о неразрешимости серьёзных противоречий существовавших между Германией и державами–победительницами. Внешнеполитическое положение Германии становилось всё более и более неустойчивым. В создавшейся обстановке Германия вновь обратила взоры к Советской России. В начале апреля 1922 года в Берлине состоялись германо-советские переговоры. Были обсуждены вопросы об экономическом взаимоотношении Советской России и Германии, включая вопросы о концессиях и отказе Германии от претензий на возмещение убытков от национализации, проведённой в РСФСР. Делегация РСФСР предложила достигнуть соглашения на основе полного и безоговорочного отказа Германии от требования о возмещении убытков. Данные переговоры, начатые в Берлине, не были оформлены документально. Германское правительство надеялось использовать свои переговоры с советской Россией для торга с державами-победительницами на Генуэзской конференции. Однако представители этих держав не пошли Германии на встречу, но Советская Россия стала важным фактором международной политики, с чем не могли не считаться правительственные круги Германии. Именно с эти связано многие уступки и компромиссы, на которые было обречено правительство Германии. Кроме того, разгром интервентов и уверенная позиция российской делегации в Генуе убедило германское правительство в том, что РСФСР является достаточно надежным гарантом и противовесом в переговорах со странами Антанты. Таким образом, для Германии союз с Советской Россией давал реальную возможность улучшить свое международное положение и усилить позиции в переговорах с державами-победительницами.

   По  Рапалльскому договору оба правительства  взаимно отказывались от возмещения военных расходов и военных, так  же как и невоенных, убытков, причинённых им и их гражданам во время войны. Германия и Советская Россия обоюдно прекращали платежи за содержание военнопленных.

   Германское  правительство отказывалось от требования возвратить национализированную промышленность бывшим германским собственникам при условии, что Советская Россия не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

   Дипломатические и консульские отношения между  Германией и Советской Россией  немедленно возобновлялись. Оба правительства  согласились применять принцип наибольшего благоприятствования при урегулировании взаимных торговых и хозяйственных отношений и благожелательно идти навстречу обоюдным хозяйственным потребностям. Было обусловлено, что договор не затрагивает отношений договаривающихся сторон с другими государствами.

   Успехи  советской дипломатии в начале 1920-х  гг. ещё не решали главной задачи советской внешней политики на этом этапе развития нашей страны —  дипломатическое признание РСФСР  ведущими странами Запада достигнуто не было. Первым успехом в отношениях со странами Запада подписанное в марте 1921 г. советско-британское торговое соглашение. Следом за Англией торговые отношения с Советской Россией в мае 1921 г. возобновила Германия, в сентябре 1921 г. — Норвегия, а в декабре 1921 г. — Италия.

   Англо-советский  торговый договор от 16 марта 1921 г. открыл так называемую «полосу дипломатического признания СССР» и проложил дорогу к первой широкомасштабной встрече  «капиталистического» и «коммунистического»  миров в Генуе на знаменитой конференции (10 апреля – 19 мая 1922 г.).

   В феврале 1924 г. были установлены дипломатические  отношения Советского Союза с  Италией и Австрией, а в марте  — с Турцией, Китаем и Швейцарией.

   В мае 1924 г. во Франции состоялись парламентские  выборы, на которых победил только что созданный «левый блок», в предвыборной платформе которого содержался призыв к признанию СССР. Сформированный Эррио кабинет признал советское правительство лишь спустя 5 месяцев — 28 октября 1924 г. Признание Советского Союза Францией, которая на протяжении семи лет занимала по отношению к нему непримиримую позицию, означало большую победу молодого Советского государства.

   Из  стран Американского континента первой признала СССР Мексика, соглашение с которой об установлении дипломатических отношений было подписано 4 августа 1924 г.

   20 января 1925 г. дипломатические и  консульские отношения были установлены  с Японией. В подписанном в  этот день в Пекине японо-советском  соглашении предусматривался вывод  японских войск из северной части Сахалина к 15 мая 1925 г. Стороны согласились об оставлении в силе заключенного в 1905 г. Портсмутского мирного договора. Вместе с тем СССР сделал оговорку, что он не разделяет ответственность с царским правительством за некоторые статьи этого договора и за его заключение. Этим подчеркивалось, что содержавшиеся в договоре положения о Сахалине и Курильских островах являлись временными.

   Заключение  советско-японского соглашения 1925 г. как бы подвело черту под периодом, вошедшим в историю как «полоса  признаний». К середине 1920-х годов СССР имел дипломатические отношения с 22 странами.

   Во  второй половине 1920-х гг. ситуация в  мире претерпевает ряд важных изменений. Экономическая и политическая стабилизация в развитых капиталистических странах  создавала предпосылки выработки  ими общих позиций по ключевым вопросам послевоенного устройства, в том числе и по отношению к СССР. Согласованию позиции развитых капиталистических стран была посвящена работа Локарнской конференции, проходившей в октябре 1925 г. в Швейцарии. На ней присутствовали представители Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Польши, Чехословакии. Соединенные Штаты Америки из тактических соображений не приняли непосредственного участия в Локарнской конференции, но по активности в ее проведении не уступали ведущей державе — Англии.

Информация о работе Анализ международных отношений на рубеде 19-20 веков