Агропромышленный комплекс США в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и виды государственного регулирования развития материального производства на примере агропромышленного комплекса США.
Объект исследования данной работы - состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса США и уровня государственного влияния на данную экономическую отрасль.

Содержание

Введение 3
1 История развития сельскохозяйственного сектора США 5
1.1 Процесс формирования агропромышленного комплекса США 7
1.2 Изменяющаяся роль правительства в период становления сельскохозяйственного сектора США 15
2 Агропромышленный комплекс США в XXI веке 21
2.1 Новые тенденции в сельскохозяйственной политике 24
2.2 Перспективы развития сельского хозяйства США и его влияния на мировой рынок 31
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Американский агропромышленный комплекс.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

       Первоначально министерство сельского хозяйства почти не имело непосредственной связи с фермерами, занимаясь по большей части организацией исследований и сбором статистических данных. После 1900 года Конгресс придал министерству и другие функции, в частности, охрану лесов и обеспечение уровня стандартов пищевых продуктов.

       Несколькими неделями спустя после учреждения министерства сельского хозяйства Конгресс принял исторический закон Моррилла, отводящий правительству каждого штата тысячи акров федеральной земли для создания на ней системы сельскохозяйственных и технических колледжей. В последующие годы правительства штатов учредили 69 подобных учебных заведений, именуемых «колледжами земельной субсидии». Эти колледжи сыграли ключевую роль в развитии сельскохозяйственных исследований и обучении целого ряда поколений фермеров.

       Около 1900 года руководители сельского хозяйства  высказали опасения, что результаты сельскохозяйственных исследований, проводимых государственными ведомствами, не становятся достоянием фермеров и не находят практического применения. Многие фермеры относились к рекомендациям казенных консультантов скептически и продолжали гордо следовать традициям отцов и дедов, отвергая «новомодные» идеи типа чередования культур и зерновой селекции. Для пропаганды достоинств новых методов ведения хозяйства государственные ведомства создали несколько «показательных ферм». Они объединяли усилия с деловыми кругами и фермерскими группами на местах, нанимали пропагандистов, которым надлежало разъезжать от фермы к ферме, разъясняя и демонстрируя новые методы, способные повысить производительность труда и увеличить доходы фермеров. В 1914 году Конгресс возвел деятельность подобного рода на уровень федеральных программ, учредив Службу сельского хозяйства. Эта служба, совместно финансируемая федеральным правительством и земельными колледжами каждого штата, создавала сеть постоянных представителей, открывавших бюро в каждом округе для оказания консультативной помощи фермерам и их семьям.

       Служба  развития зародилась в период процветания  американского фермерства. Цены на сельскохозяйственные продукты резко возросли в период с 1900 по 1914 год, а с началом первой мировой войны, создавшей острый спрос на продукты питания, возросли еще больше. Американским фермерам, находившимся вдали от полей сражений и имевшим относительно широкий доступ к облегчавшей труд технике, не составляло труда наращивать объемы производства. С 1914 по 1918 годы цены на сельскохозяйственные продукты удвоились и продолжали расти по 1920 год. [9, стр. 81]

       Однако  этот период великого процветания закончился, и американские фермеры вступили в период нового кризиса. В 20-х годах начали падать цены, впереди ждали еще худшие времена. В 1932 году средний уровень цен на сельскохозяйственную продукцию упал до менее чем одной трети уровня 1920 года. Тысячи фермеров оказались неспособными выплачивать по закладным, и их земли переходили в собственность банков или иных кредиторов. В своих несчастьях фермеры были не одиноки. Бури великой депрессии 1930-х годов сотрясали мировую экономику, вышвыривая на улицу тысячи рабочих и служащих и ставя перед руководством страны насущные политические и экономические задачи.

       Ответные  меры, принятые правительством и направленные против великой депрессии, открыли новую эру в развитии американского сельского хозяйства. Сегодняшняя сельскохозяйственная политика во многом уходит корнями в то отчаянное десятилетие 30-х годов, в программы, выдвинутые Президентом Франклином Делано Рузвельтом, занимавшим этот пост с 1933 года по день кончины в 1945 году. Эти программы были составной частью той политики, которую Рузвельт назвал Новым курсом для американского народа. [7, стр. 42]

       Сельскохозяйственную  политику правительства Соединенных  Штатов определяет целая система  законодательных актов. Каждые четыре года Конгресс обсуждает и принимает основной «Закон о фермерстве». В дополнение к нему многие аспекты сельскохозяйственной политики формируются как побочный результат законодательных актов, регулирующих иные сферы деятельности. Законы о налогообложении, например, способствуют привлечению средств частных вкладчиков в развитие тех или иных областей сельского хозяйства.

    • Ограничение угодий. Исходя из теории, что перепроизводство служит основной причиной снижения цен на продукцию сельского хозяйства, правительство поощряет фермеров ограничивать количество распахиваемой земли. Этот подход был введен с принятием в 1933 году Закона о регулировании сельскохозяйственного производства, одного из основных законодательных актов Нового курса, предусматривавшего специальные субсидии фермерам, согласившимся законсервировать часть своих земель.
    • Обеспечение уровня цен. Определенные основные товары подпадают под практику обеспечения стабильных цен с помощью государственных субсидий. Вот пример функционирования подобной системы: Конгресс устанавливает цену, скажем, 2,55 доллара за бушель кукурузы (один бушель - 35,2 литра), дабы обозначить предполагаемую стоимость урожая. Производители кукурузы, давшие согласие на ограничение посадок, могут занимать 2,55 доллара под каждый бушель зерна, сдаваемого ими государству. Они практически закладывают свой урожай правительству за предоставляемый тем займ. Если кукуруза поднимется в цене выше 2,55 доллара, фермеры могут затребовать свой урожай обратно, продать его на свободном рынке и выплатить заем. Деньги, вырученные сверх суммы займа, идут фермерам. Если цены на кукурузу остаются ниже 2,55 доллара, фермеры могут отказаться от обязательств по выплате полученного займа, что не влечет за собой никаких штрафных мер. Правительство лишь обращает урожай кукурузы в свою собственность и либо закладывает его на хранение, либо продает с убытком. Верхних пределов на суммы субсидий, выплачиваемых для стабилизации цен, не существует.
    • Компенсационные выплаты. Еще более важную роль, чем стабилизирующие цены займа, играют компенсационные выплаты, являющиеся формой прямого вклада в повышение доходов фермеров. Конгресс устанавливает «плановые цены» на различные культуры. Опять же, для получения льгот фермеры должны изъять часть своих земель из землепользования. Если рыночная цена, получаемая фермерами за урожай, оказывается ниже плановой, разницу компенсирует правительство. Суммы компенсационных выплат ограничиваются 50000 долларов в год.

       Политика  обеспечение уровня цен и компенсационных  выплат распространяется лишь на такие  основные товары, как зерновые, мясомолочные продукты и хлопок. Производство многих других продуктов государственному субсидированию не подлежит. Несмотря на искушение 20 миллиардами долларов субсидий (ассигнованных в один из недавних годов), многие фермеры предпочли не обращаться к государству за помощью. Предоставляемыми субсидиями пользуется лишь одна ферма из пяти. [1, стр. 6]

    • Рыночные квоты. [1, стр. 6] На торговлю рядом культур, в том числе, апельсинами и лимонами, налагается ряд прямых ограничений. Так называемые рыночные квоты ограничивают количество продукции данной культуры, которое можно поставлять на рынок из недели в неделю. Ограничивая продажу, эти квоты рассчитаны на увеличение закупочных цен для фермеров. Вводятся квоты решением комитетов производителей данного штата или региона. Рыночные правила вводятся в действие голосованием по внесенным предложениям тех фермеров, которых они непосредственно касаются, и обретают юридическую силу после утверждения их министром сельского хозяйства. Фермер, позволивший себе в дальнейшем игнорировать эти установления, рискует судебным преследованием.
    • Кредитование ферм. [1, стр. 6] Фермеры всегда считали коренной проблемой своей деятельности возможность доступа к займам и кредитам. Еще в 1916 году федеральное правительство начало оказывать содействие развитию частных кооперативных программ кредитования фермерства. Законодательство Нового курса, в частности Закон о кредитовании ферм 1933 года, усилил роль правительства в данной области. Сегодня фермер имеет широкий доступ к развитой сети кредитования из частных, кооперативных и государственных финансовых источников. Одним из важнейших составляющих этой сети служит Федеральная система кредитования ферм, состоящая из трех групп банков, каждая из которых наделена специфическими функциями: кредитование приобретения недвижимости, кредитование закупок сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда и кредитование кооперативов. Страна разделена на двенадцать зон, в каждой из которых функционируют три федеральных банка, по одному для кредитования каждой из вышеуказанных сфер деятельности. Финансируют банки свои операции посредством выпуска и продажи вкладчикам ценных бумаг, точно так же, как и деловые корпорации. Поскольку традиционно банки ссужают деньги под высокий процент, занимать они могут под низкий, что позволяет снижать стоимость кредитования ферм. Еще одним источником кредита для фермеров служит Управление по делам местных ферм, своего рода последнее «кредитное прибежище», куда обращаются, если больше уже некуда.
    • Консервация почв. [1, стр. 7] Ряд федеральных программ рассчитаны исключительно на стимулирование консервации почв. В рамках одной из подобных программ, например, правительство берет на себя часть расходов по засеву используемых земель травами или бобовыми для уменьшения опасности эрозии почвы.
    • Ирригация и водоснабжение. [1, стр. 7] Федеральная система плотин и ирригационных каналов обеспечивает поставки воды по субсидируемым ценам фермерам 16 западных штатов. Субсидированное орошение способствует выращиванию 18 процентов всего урожая хлопка в стране, 14 процентов ячменя, 12 процентов риса и 3 процентов пшеницы.

       Широкие правительственные сельскохозяйственные программы с годами создали прочную  основу поддержки фермеров. Конгрессмены и сенаторы, представляющие сельскохозяйственные штаты, постоянно добиваются одобрения Сенатом программы за программой, направленных на удовлетворение разнообразных интересов фермеров. Но и нападкам эти программы тоже подвергаются немалым. Отчасти и потому, что, как утверждают их оппоненты, различные программы часто противоречат одна другой. Например, говорят они, правительство платит некоторым фермерам за исключение из производства одних участков земли, в то же время предоставляя им налоговые льготы за распашку и культивирование других.

       Ряд законодателей и Президентов  призывали Конгресс ослабить роль правительства в сельском хозяйстве, постепенно сократить субсидии, в конечном счете отменив государственные программы закупок избыточных урожаев и прямого кредитования фермеров. Высказывается мнение, что подобные программы олицетворяют неприемлемое вмешательство государства в практику свободного рынка. Однако многие аспекты текущей сельскохозяйственной политики защищаются мощными экономическими интересами, и предложения изменить систему порождают активные дискуссии в Конгрессе.

       Подводя итог проведенному исследованию истории  развития сельского хозяйства в  Соединенных Штатах Америки, можно  сделать вполне логичный вывод о  том, что государственные программы поддержки фермерства, субсидирование агропромышленного хозяйства и мощная законодательная база, защищающая фермеров от всех невзгод, все же несли долю разрушительного влияния на рыночную экономику. Порождаемые перепроизводством кризисы вели к спаду фермерской активности, что в свою очередь приводило к стагнации и последующему дефициту. Политика же в то же самое время сменялась с ограничивающей на поощряющую, но именно эти метания служили причиной крайностей сельскохозяйственной активности. Возможно, отчасти именно чередование направлений сельскохозяйственной политики и фермерской активности и породили устойчивую и по сей день волнообразность вовлеченности сельского хозяйства в интересы государства.

 

2 Агропромышленный комплекс США в XXI веке

       По  мере того как близился к концу 20 век, осмысливались успехи и недостатки сельского хозяйства жителями США. Многим можно гордиться, но многое вызывает и мучительные вопросы.

       Успехи  очевидны — и немало фермеров не прочь похвастать ими. Плакаты вдоль шоссе в некоторых районах Среднего Запада напоминают путникам: «Один фермер кормит 75 человек». Благодаря щедрости природы и умелому использованию техники, удобрений и химикатов, американский фермер практически не имеет себе равных в производстве обильной и дешевой продукции. На долю США приходится половина мирового производства бобов сои и кукурузы и от 10 до 25 процентов хлопка, пшеницы, табака и растительных масел. [5, стр. 19]

       По  всем параметрам сельское хозяйство  Соединенных Штатов являет собой  крупный бизнес. [5, стр. 19] Сложился даже специальный термин — «агробизнес», [5, стр. 2] — отражающий гигантский вес сельскохозяйственного производства в американской экономике. Под этим термином подразумевается весь агропромышленный комплекс от отдельного фермера до мультинационального концерна-производителя химикатов. Агробизнес включает фермерские кооперативы, сельские банки, транспортировщиков сельскохозяйственной продукции, торговцев потребительскими товарами, производителей сельскохозяйственного оборудования, пищеперерабатывающую промышленность, сети продовольственных магазинов и многие иные предприятия.

       От  низкой себестоимости продукции  американского фермера выигрывает и отечественный, и зарубежный потребитель. Американцам продовольствие обходится куда дешевле, чем жителям многих других развитых стран. Более того, одна треть посевных площадей Соединенных Штатов засеивается специально на экспорт — в Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В 1981 году уровень сельскохозяйственного экспорта достиг 43,3 миллионов долларов. Импорт же продуктов сельского хозяйства намного меньше, что создает в этой области торговли соответствующий перевес. [8, стр. 92]

       Уровень жизни американских фермеров в целом  весьма высок. Доход фермерской семьи в среднем составляет три четверти дохода городской семьи, но, поскольку бытовые расходы у фермеров ниже, их уровень жизни близок к средненациональному. Когда-то жизнь на ферме означала изоляцию от современных удобств, но теперь это не так.

       Одной из сильных сторон американского  сельского хозяйства всегда служила восприимчивость фермера к новой технике. Компьютеры — лишь новейшее звено в долгой цепи изобретений, послуживших фермеру подспорьем в росте производительности и снижении себестоимости продукции. Однако фермеры столь же традиционалисты, сколь новаторы. Им свойственен глубокий консерватизм и уважение к традициям, благодаря чему сельские общины сохраняют стабильность во времена быстрых перемен.

       Однако  у американского сельского хозяйства  кроме светлых есть и теневые  стороны. Американским фермерам приходится переживать периоды спада, чередующиеся с периодами процветания, а некоторые методы ведения сельского хозяйства породили обеспокоенность состоянием окружающей среды и иными проблемами.

       Избыток сельскохозяйственной продукции и  низкий уровень цен затрудняет многим фермерам извлечение доходов. Стоимость же приобретаемых ими товаров — техники, удобрений, пестицидов — растет быстрее, чем выручка от продукции. Добавляют им забот и высокие ставки банковских процентов на кредиты.

Информация о работе Агропромышленный комплекс США в XXI веке