Эмпирическое влияние стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

основная дип.работа исправленная.doc

— 676.00 Кб (Скачать)
    1. «Прозвища»

    Цель: поиск эффективных средств общения  с учащимися.

    По  желанию выбирается водящий из группы.  Группа задумывает кого-то. Когда входит в класс водящий каждый называет свое прозвище задуманного человека. Все происходит с позиции ученика. Задача отгадать задуманного учителя. Анализируются самые подходящие и неподходящие прозвища.

    1. «Найди образ»

    Цель: выработка образного языка учителя  как эффективного средства организации  понимания учащимися нового учебного материала.

    Учителя садятся в круг. Психолог предлагает каждому найти определение какой  либо тематической единицы учебного материала. Например надо найти образное выражение для – уравнения, объема, падежа и т.д. не разрешается повторять ранее сказанное. Создается банк определений.

    1. «контроль и управление»

    Цель: развитие у учителей эффективных  средств контроля и управления классом. Ведущий – учитель остальные  дети. У каждого ученика назначается  роль – что он должен делать в  игровом уроке, как отвечать, как выполнять задание и т.д. Разыгрывается сцена урока. Задача в течении 5 минут создать хорошую дисциплину в классе. По окончании урока – обсуждение. Выработка эффективных мер: «Как успокоить класс за пять минут»

    1. «Настройка»

    Цель: повышение работоспособности и быстрая мобилизация сил и энергии перед началом урока.

    Учителя сидят по кругу в удобных позах. Психолог рекомендует им расслабиться и закрыть глаза. Спокойно и мягко  произносится текст: «Сегодня у вас  нет желания идти в класс. Постарайтесь мобилизовать свои силы и действовать в модальности «если бы…» «Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свой класс. Я иду по улице, думаю, о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в школу, встречаю коллег, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду к своему классу. Вхожу и вот звонок на урок! Здравствуйте ребята!» по окончании упражнения учителя обмениваются своими способами настройки на урок.

    1. «Выбери жест»

    Цель: формирование наиболее выразительной системы жестов для каждого члена группы.

    Каждый  в течении 3-5 минут рассказывает историю из своей практики. Сначала  самые смешные ситуации, потом  самые трудные. Рассказ должен быть выразительным и интересным. Как  можно больше использовать средства невербальной коммуникации. После работы группы обсуждаются самые необычные и индивидуальные жесты.

    Цикл  «Учитель-ученик»

    1. «Ребенок»

    Цель: формирование у учителя положительного отношения к детям.

    Группа  сидит по кругу и по очереди  дает определение понятию «ребенок». Начало обязательно со слов : «Ребенок  - это ….» Далее каждый оканчивает предложение, так как он считает нужным. При обсуждении психолог акцентирует внимание на тех определениях, которые положительно относятся к образу ребенка.

    1. «Встреча»

    Цель: активизация у учителей детских  воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование комплекса  «детскости»

    Организация занятия по образу медиативного сеанса. Психолог просит группу устроиться по удобнее и закрыв глаза визуализировать картинки которые он озвучивает.

    «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома. Вы сидите там . где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встречи, важной для вас. Вы сосредоточены  и внимательны к самому себе.

    А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь, медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из-за темненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего дня. На улице навстречу  вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь – этот ребенок вы. Такой, какой были, когда учились в школе. Присмотритесь, как эта девочка одета какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать ответ.

    После медленно повернитесь и возвращайтесь  в свою квартиру.»

    Общее обсуждение базируется на таких вопросах как описание самого себя, какой  вопрос вы задали, какой ответ получили? Опишите ваши переживания и ощущения.

    1. «Мое детство»

    Цель  активизация у учителей детских  воспоминаний.

    Психолог  просит рассказать самое яркое воспоминание детства, а так же самое грустное воспоминание. Обсуждение идет с позиции  оказание помощи тем учителям которые  имеют психотравммы в детстве

    1. «Моя первая учительница»

    Цель: развитие у учителей способности  педагогической рефлексии, анализу  и оценки представлений собственных  воспитательных воздействий.

    Психолог  предлагает вспомнить о своей  первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу учеников, какая в классе была обстановка.

    Эффективность упражнения в том . что психолог превлекае5т  в обсуждение приемы работы самих  учителей и соотносит их с первым учителем.

    1. «Мой самый трудный ученик»

    Цель: развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с самым трудным учащимся.

    Участники по кругу рассказывают о своем  трудном ученике, как он выглядит , как ведет себя на уроке, какие  у него оценки, какие сложные ситуации вы преодолели. Группа помогает найти наиболее эффективные способы работы с таким учеником.

    1. «Интонация»

    Цель: расширение диапазона коммуникативных  возможностей.

    Каждый  должен сказать какую-нибудь поощрительную  фразу, обращенную к ученику. Высказанная фраза повторяется участником не мнение 6 раз с разной интонацией. Обсуждение самых удачных фраз и интонаций.

    1. «Зеркало»

    Цель: развитие коммуникативных возможностей учителя.

    Занятие происходит в парах. Один ведущий  другой зеркало. В задачи ведущего входит спонтанное движение руками. Второй должен синхронно их повторять.

    Обсуждаются ситуации полного контакта и трудностей.

 

    Цикл  «Я – учитель».

    1. «Плохо – хорошо»

    Цель: обучение участников группы видеть в  плохом хорошее, не зацикливясь на грустных мыслях.

    Каждый  пишет на чистом листе собственную  проблемную ситуацию, в которой находиться в данный период. Листок делится  на две половины слева 10 аспектов жизненной  проблемы, а с права 10 позиций  положительной стороны дела.

    1. «Могло бы быть и хуже»

    Цель: помощь держать себя в форме в трудных жизненных ситуациях, сбрасывать внутренние напряжение и успокаиваться.

    Сначало надо выделить из сегодняшней жизни  проблему или не взгоду. А зпатем подумать и представить , что произошло  самое страшное. Подумайте как  бы вы стали переживать все это, какие бы последствия для вашей жизни это бы несло. Вообразить все это в подробностях. И в конце вспомните о сегодняшней проблеме. Обсуждаются моменты положительного принятия решения.

    Цикл  «Учитель-семья»

    1. «Весы»

    Цель: создание внутреннего состояния спокойствия, целостности и сбалансированности, активизация положительного отношения к членам своей семьи.

    Участники успокаиваются, настраиваются на медитацию. Потом психолог говорит: «Подумайте о своем близком человеке, воспроизведите в своем воображении его лицо, характер, типичные для него движения и жесты. Вы заметили . что рисуя его образ, довольно часто мы используем характеристики недостатков. Вспомните вашу первую встречу. Что он делал что говорил? Что вам в нем понравилось. Вспомните период ухаживания. Нежность и заботу к вам. Теперь представьте образ весов. Н а одну чашу вы кладете все недостатки, а на другую все то хорошее и положительное, что есть в вашем близком. Вторая чаша должна перевесить , старайтесь видеть больше хорошего. Сохраните к своему близкому только положительные отношение, не позволяйте себе излишне дотошно и жестоко критиковать своих близких.»

    1. «Компромисс»

    Цель: отработка коммуникативных приемов  принятия решения  в семейной ситуации, понимания своего близкого человека и уважения его интересов и потребностей.

    В группе выбираются два актера «Муж» и  «жена» Задается типичная ситуация проведение летнего отдыха где, сколько с  кем и когда.

    У игры 4 этапа. Сначала свое решение предлагает муж, потом жена

    Потом психолог просит их поменяться ролями.

    На  третьем принять решение.

    На  четвертом найти компромисс в  решении.

 

             В конце тренинга подводятся результаты умений и навыков  которые приобрели педагоги –  выявляются стороны деятельности, не затронутые в тренинге – составляется одно дополнительное занятие.

Информация о работе Эмпирическое влияние стиля