Эмпирическое влияние стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

основная дип.работа исправленная.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

    Для этого нами был разработан тренинг  для учителей начальных классов  направленный на развитие у них таких профессиональных качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе, учащимися и их родителями. Тренинг помогает выработать и такие качества как положительное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства общения с ним, способы эффективной саморегуляции. 
 
 

Приложение.

Приложение 1.

Источники

Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая  диагностика развития личности и  малых групп. - М., Изд-во Института  Психотерапии. 2002. C.273-275

Модели  педагогического общения / Акимова М.Н., Илькухин А.А. Самопознание - путь профессионального становления учителя. - Самара, 1994. С.36-41

Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой

Тип теста: Вербальный · Вопросов: 25 ·

Инструкция:

Просматривая  каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

Тестовый  материал
  1. Нуждаетесь  ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
  2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
  3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
  4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?
  5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
  6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
  7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
  8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
  9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
  10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
  11. Чтобы увидеть материал целиком вам необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.
  12. ртоьпрîïûëîïâûëàïëûôïàâûëïôàïâàðïàîðïîðëüïð
  13. ìèòîðïâàûðïàâðîàïîïðë
  14. рïîüâàðâðîàïîëäëîæëîýäæ
  15. паîðïëîðïл
  16. опðëðïëèàïðàîïðëîðäîëæþîðáïò
  17. аоàëïðëñàïîòàïòîàïüàïðüïà
  18. аоàïðàðàïðàïðàïðàðàðàðïïïàìññ÷ñÿàïð
  19. апàûôïûîôâàïîûâïûâüàûëûëâîèûèûüáëäãð
  20. пðëïðïëâðïâëäðïëäàâûïðâûëïîâëîïðëâíðëâà
  21. апîðëîðëïîâàíïøâàãíïâûøíåøêíåøóêåóëäêøùøóóùøíùóøðäóïò
  22. апàâïâàðàïðàïðàâïàðàðàðàèâðâàððíà
  23. апïàðïàðïàîîâïîàâðàâãêåòñìè÷ñ ÷ èñèâàð
  24. апïäâàëîïäâëàïäâàíãïäâëûò üèáëðëóöîíå
  25. апîàðëàïâàäïäâàãùâûøãíäâëûîò áüòáùøãùóøíêóëðáü
Обработка и интерпретация  результатов теста 

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов  в соответствии с приведенным  ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ  к тесту

 Модели  общения № вопросов

Да "+" Нет "-"

Диктаторская "Монблан" 4, 6, 11, 15, 17, 23 , 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24

Неконтактная "Китайская стена"  9, 11, 13, 14, 15 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21.

Дифференцированное  внимание "Локатор " 10, 14, 18, 20, 21 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23

Гипорефлексивная "Тетерев"  9, 11, 15, 17, 23, 24 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22

Гиперрефлексивная "Гамлет»  3,12,14,18,19,20,22,25 2, 5, 6, 11, 13, 23

Негибкого реагирования "Робот"  1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24

Авторитарная "Я сам(а)"  5, 10, 14, 15, 18, 24 2, 8, 16, 21

Активного взаимодействия «Союз» 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.

Интерпретация результатов теста.

Модель  дикторская ("Монблан"). Педагог  как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве  знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность  обучаемых. 

Модель  неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница в том, что  между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение  к педагогу. 

Модель  дифференцированного внимания ("Локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. 

Модель  гипорефлексивная ("Тетерев") заключается  в том, что педагог в общении  как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.

Модель  гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая  чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики  и действия аудитории. В такой  модели бразды правления могут оказаться  в руках обучаемых, а педагог  займет ведомую позицию. 

Модель  негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где  четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная  логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Следствие: низкий эффект социального взаимодействия. 

Модель  авторитарная ("Я - сам"). Учебный  процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят  вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера  познавательной активности. 

Модель  активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Бланк ответов:

Ф.И.О. педагога ___________________________________________

№ вопроса + - № вопроса + - № вопроса + -
1     9     17    
2     10     18    
3     11     19    
4     12     20    
5     13     21    
6     14     22    
7     15     23    
8     16     24    
            25    
 

Приложение 2.

Анкета  для родителей  «Учитель – ученик»

Источники Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов Москва «Владос» 2001 г.

Тестируем: отношение родителей к учителю по трем параметрам – гностическому, эмоциональному, поведенческому.

Тип теста: Вербальный · Вопросов: 24 ·

Инструкция:

Просматривая  каждый из вопросов теста, отмечайте знаком "+", если согласны с ним, и символом "-", если даете отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

Тестовый  материал
  1. Учитель умеет  заранее определить успехи своих учеников.
  2. Детям трудно ладить с учителем.
  3. Учитель – справедливый человек.
  4. Учитель умело готовит детей к предстоящим контрольным и тестам.
  5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с детьми.
  6. Слово учителя для детей непреложный закон.
  7. Учитель тщательно планирует работу с детьми.
  8. Мы вполне довольны учителем.
  9. Учитель недостаточно требователен к детям
  10. Учитель всегда может дать разумный совет
  11. Мы полностью доверяем учителю
  12. Оценка учителя очень важна для детей и родителей
  13. Учитель в основном работает по шаблону
  14. Работать с учителем одно удовольствие
  15. Учитель уделяет мало внимания детям
  16. Учитель, как правило, не учитывает индивидуальных особенностей детей.
  17. Учитель плохо чувствует настроения детей
  18. Учитель всегда выслушивает мнение учеников.
  19. Нет сомнения в правильности методов применяемых учителем.
  20. Дети не делятся с учителем своими мыслями и переживаниями.
  21. Учитель наказывает детей за малейший проступок.
  22. Учитель хорошо знает слабые и сильные стороны детей
  23. Дети гордятся своим учителем
  24. У детей и родителей с учителем только деловые отношения.

Каждый  вопрос, совпадающий с ключом оценивается  в 1 балл.

Гностический  компонент. Да – 1,4,7,10,19,22

                                                        Нет – 13,16

Информация о работе Эмпирическое влияние стиля