Эмпирическое влияние стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России характеризуется переходом к личностно-ориентированной парадигме образования. В связи с этим учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности обучения. Особую значимость приобретают: обеспечение психического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1. Стилевые особенности деятельности преподавателя как объект психолого-педагогического исследования ………………………….
1. Проблемы влияния стиля профессиональной деятельности педагога на различные аспекты развития и обучения учащихся …………………
2. Психолого-педагогическая характеристика проявления ряда стилей в деятельности учителей…………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое влияние стиля……………………………………
1. Программа и содержание основных этапов эмпирического исследования……………………………………………………………….
2. Анализ, обобщение и характеристика………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………..
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

основная дип.работа исправленная.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

Эмоциональный компонент: Да – 8,11,14,23

                                                    Нет – 2,5,17,20

Поведенческий компонент: Да – 3,6,12,18,

                                                        Нет – 9,15,21,24 

Бланк ответов:

Класс __________ школа ____________

 
№ вопроса + - № вопроса + - № вопроса + -
1     9     17    
2     10     18    
3     11     19    
4     12     20    
5     13     21    
6     14     22    
7     15     23    
8     16     24    
 
 

Приложение 3. 

Структура системного подхода  к анализу деятельности учителя и учащегося  на уроке.

Оценки Критерии Баллы
1.Оценка основных личностных качеств учителя. 
 

Высший балл 5

  1. Знание предмета и общая эрудиция учителя.
  2. Уровень педагогического и методического мастерства.
  3. Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, общая и специфическая грамотность.
  4. Степень тактичности  и демократичности общения с учащимися.
  5. Внешний вид, культура, мимика и жесты.
 
 
 
 
 
____
2.Оценка  основных характеристик учащихся  на занятии.  

Высший балл 4.

  1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности.
  2. Уровень развития обще учебных и специальных умений и навыков.
  3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы учащихся на уроке.
  4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности в данном учебном предмете вообще и в
  5. уроке в частности.
 
 
 
 
 
 
 
____
3.Оценка содержания деятельности учителя и учащегося.  

Высший балл 4.

  1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала.
  2. Актуальность и связь с жизнью (теории и практики).
  3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.
  4. Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.
 
 
 
 
 
____
4.Оценка  эффективности способов деятельности  учителя и учащегося на уроке.  

Высший балл 7.

  1. Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность темпа, а также чередование и смена видов деятельности в ходе урока.
  2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.
  3. Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы.
  4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.
  5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН.
  6. Степень эстетического воздействия урока на учащихся.
  7. Степень соблюдения правил охраны труда и ТБ учителем и учащимися в ходе урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
____
5.Оценка  цели и результатов проведённого  урока.  

Высший балл 5.

  1. Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели урока.
  2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
  3. Степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся (чему и в какой степени научились).
  4. Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока).
  5. Степень воздействия урока на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию).
 
 
 
 
 
 
 
 
____
6.Самоанализ.  

Высший балл 10.

   
____
 

   Для служебного                                                                                                                                                Психология

    пользования .                                                                                                                                                    рабочие материалы.

 
 
 

                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                         

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Анкета  для определения школьной мотивации

 

                                                         ( Н. Г. Лусканова).

 
  №1        Как ты  чувствуешь себя в школе?              1.   Мне в школе нравится.
  1. Мне в школе не нравится.

        3.   Мне в школе не очень  нравится.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

№2      С каким настроением ты идешь в

               школу?                                                                                                                                                                                                                                                        

        1.   Иду с радостью

        2.   Бывает по- разному

        3.   Чаще хочется остаться  дома.

3     Если бы вам сказали, что завтра можно не идти в школу?         1.    Пошел бы в школу.

        2.    Не знаю

        3.    Остался бы дома.

№4    Тебе нравится когда отменяют какие –нибудь уроки?         1.     Не нравится 

        2.     Бывает по-разному

        3.     Нравится

 

№5.     Как ты относишься к домашнему

            заданию. 

        1.      Мне нравится  домашнее задание    

        2.      Мне не нравится  домашнее задание

        3.      Не знаю.

№6.     Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?         1.       Нет

        2.       Не знаю

        3.       Хотел бы

№7.    Рассказываешь ли ты о школе своим

           родителям и друзьям?

        1.        Часто 

        2.        Редко

        3.        Не рассказываю

№8.    Как ты относишься к своему

             классному руководителю?

          

        1.        .Мне нравится  мой классный руководитель

        2.         Мне не  нравится мой классный  

                           руководитель.

        3.         Я хотел-бы что бы у меня был другой 

                           классный руководитель.

№ 9.  Есть ли у тебя друзья в классе?        1.          У меня  много друзей в классе.

       2.          У меня  мало друзей в классе

       3.          У меня  нет друзей в классе.

№10  Как ты относишся к своим

           одноклассникам?

      1.            Мне нравятся мои одноклассники.

      2.            Мне не нравятся мои одноклассники.

      3.            Мне не очень нравятся мои 

                     одноклассники.

 

                                                                   

 
 

             

       

При анализе  анкет полученных от членов группы было выявлено следующие, что, стремясь изучать себя и привносить, таким  образом, изменения в свое отношение к работе и проявлению в нем творчества, так или иначе, испытывают все члены группы.

 Из  предложенных анкет были сформированы  следующие факторы , влияющие  на развитие творчества:

  • Стремление изучать и изменять себя в зависимости от возникающих обстоятельств и препятствий на пути к достижению  цели (внутренняя и внешняя активность)
  • Отношение к препятствующим факторам:
  • Внешний локус контроля и
  • внутренний локус контроля
  • Отношение к возрастающей ответственности
  • Рефлексия окружающих и саморефлексия.

Таким образом, необходимо отметить следующие полученные результаты:

Удовлетворенность своей педагогической деятельностью  выявили 80 % опрошенных 

Оценка  своего уровня самообразования: высокая  – 0%

                                                                      Удовлетворительная –80%

                                                                       Неудовлетворительная – 20%

Проявляемая активность по отношению к внедрению  нового педагогического опыта  - 60%

Осознание  повышения ответственности при  внедрении нового – 100%

 

Рефлексия и самооценка своих возможностей – 80%

 
  Стремление  изучать и изменять себя Отношение к препятствующим факторам: Отношение к возрастающей ответств-сти Рефлексия окружающих, саморефлекс.
Внеш. локус контроля Внутр. локус  контроля
самооценка Повышается (80%) Объективно (60%) Преобладает (80%) Повышается (80%) Высокая (100%)
Внедрение педагогического опыта Объективно

(60%)

Объективно

(60 %)

Субъективно (40%) Объективно (60%) Высокая (100%)
Здоровье Объективно (60%) Высокий (100%) Субъективен (40%) Низкое (20%) Объективно (60 %)
Проявление  творчества Субъективно (60%) Высокий (100%) Объективный (60%) Высокий (100%) Высокая (100%)
 

Педагогический  тренинг для учителей начальных  классов.

    Педагогический  тренинг для учителей начальных классов направлен на развитие у них таких профессиональных качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе, учащимися и их родителями. Тренинг помогает выработать и такие качества как положительное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства общения с ним, способы эффективной саморегуляции.

    Цикл  «Учитель-школа»

    1. упр. «Хочу могу надо»

    Цель: активизация и укрепление доверия  учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности.

    Группа  учителей рассаживается в полукруг перед которым стоят два стула.

    По желанию двое учителей садятся перед группой. Один учитель – слушатель, другой выступающий. Последний заканчивает предложения в которых первая часть задается психологом. Например: «Я должен………..» «Я хочу……………» «Я могу ……….» Важно чтобы концовка предложений была спонтанной и непосредственной. Человек говорит то о чем думает.

    Обсуждается какое из предложений было сказано  наиболее убедительно, в каком чувствовалась  индивидуальность говорящего. Сначала  эти вопросы задаются второму  участнику – слушателю, а затем и всей группе. Разбирается вербальные и невербальные проявления при высказывании.

    Психологу важно показать, что форма поведения  учителя в школе, его манера общаться вырабатывается не только на основе принятых в педагогической профессии норм, но и  проявлений собственной индивидуальности.

    1. Упр. «Мой образ в профессии.»

    Цель  отработка средств и способов эффективного стиля профессиональной деятельности.

    Группа  учителей встает в круг, психолог предлагает каждому высказать приветствие  группе, представляя, что перед ним не учителя а школьники. Можно подкрепить фразу жестом. Затем проводиться общее обсуждение, на котором учителя высказывают свои впечатления с позиции школьника. Разбирается потенциальная модель дальнейшего общения на уроке. Насколько приветствие важно для дальнейшей атмосферы урока его рабочей обстановке и задачи.

    1. упр. «Оценка»

    Цель: выработка эффективных коммуникативных  средств взаимодействия с учениками  при их оценке.

    Группа  встает в круг, каждому надо высказать  негативную и позитивную оценку. Сначала негативная: «садись,  два» надо высказать ее своими словами и т.д. Обсуждение с позиции ученика. Деструктивность и эффективность отрицательной оценки.

    Тоже  самое и с положительной оценкой.

    1. «Мои коллеги»

    Цель: развитие эффективного общения в  среде учителей.

    Психолог  предлагает проиграть в группе следующие  ситуации: замена, прикрытие и т.д. Далее происходит обсуждение коммуникативных  средств просьбы и т.д. главное  условие активности работы педагогов  в обсуждении. Выработка самостоятельно группой оптимальных форм поведения . в конце проигрывается ситуация «Как надо себя вести , чтобы тебе помог коллега по работе».

    Цикл  «Учитель – ученик»

    1. «Эмпатия»

    Цель  развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и  артистизма.

    Группа  садится в полукруг, и каждый из участников должен загадать свою психологическую  загадку: при помощи лица, позы. Движений жестов и некоторых нейтральных  фраз изобразить задуманное им эмоциональное  состояние.

    Далее проходит обсуждение насколько точно – то что задумано, что было наиболее выразительно, что необходимо изменить.

    1. «Моя профессиональная роль»

    цель: поиск группой эффективных средств  общения с классом и внутренней позицией, с которой учитель должен взаимодействовать с классом.

    Группа  садится в круг. И каждому психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникация позиция роль. Набор карточек включает : помошник, мама, воспитатель, лидер, авторитет, информатор, идеал, самый, самый.., добряк, наблюдатель, посредник между учеником и учителем, интеллектуал, урокодатель, предметник, оценщик,  сухать, судья, друг, игрок, товарищ.

    Необходимо  высказать свое мнение о том, в  чем согласны с такой ролью  учителя, а в чем нет. Высказывание по кругу. Психолог должен помочь выделить каждому свою позицию роль: положительное отношение к ученикам.

Информация о работе Эмпирическое влияние стиля