Эмоциональные нарушения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:52, реферат

Описание работы

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

Содержание

Введение 2 -3
1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений
в детском возрасте. 4 - 7
2. Методы психологической коррекции эмоциональных
нарушений у детей. 8 - 12
- Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей. 13 - 15
- Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16
- Оценка отрицательного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16 - 20
- Фазы групповой психокоррекции. 21 - 36
Заключение 37 - 38
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Глава 9 (Автосохраненный).doc

— 228.50 Кб (Скачать)

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, в работе рассмотрены эмоциональные нарушения в детском возрасте, а также пути их коррекции.

     Эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А.В. Запорожец с соавторами, А.И. Захаров и др.).

     Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

     Однако  эмоциональные нарушения в детском  возрасте могут быть детерминированы  целым рядом причин, факторов, условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в значительной степени обуславливает трудности дифференцированного подхода к психологической коррекции.

     В исследованиях отечественных авторов  достаточно подробно изучены преневротические патохарактерологические радикалы, формирующиеся в детском возрасте. В.Н. Мяснищев относит к ним черты импульсивности, эгоцентризма, упрямства, сензитивности. Автор подчеркивает, что у лиц, страдающих неврозом, наблюдается преобладание субъективного и аффективного над объективным и логическим в проработке психотравмирующей ситуации. Кроме того, аффективная инертность способствует формированию вязкости болезненных переживаний.

     А.И. Захаров описывает семь видов  преморбидных свойств личности, предраспологающих  ребенка к неврозу. Это: 1) сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость); 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства «Я»; 4) инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций); 5) латентность (потенциальность – относительно более постепенное раскрытие возможностей личности); 6) противоречивость развития; 7) неравномерность психического развития.

     Достаточно  подробно изучены личностные особенности  детей, предрасполагающие к возникновению  невротических страхов: неуверенность  в себе, тревожность, несамостоятельность.

     Многочисленные  исследования зарубежных и отечественных  авторов показали акцентирующее  влияние среды как фактора  риска возникновения эмоционального неблагополучия в детском возрасте, особенно семьи.

     Разлука с матерью, перемена места жительства, аффективная неустойчивость взрослых может негативно отразиться на эмоциональном состоянии ребенка.

     Таким образом, эмоциональные нарушения  в детском возрасте могут быть детерминированы целым рядом  причин, факторов, условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в значительной степени обуславливает трудности дифференцированного подхода к психологической коррекции.

     Психологическая коррекция эмоциональных нарушений  у детей – это целесообразно  организованная система психологических  воздействий. Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:

           - смягчение эмоционального  дискомфорта у детей;

           - повышение их  активности и самостоятельности;

           - устранение вторичных  личностных реакций, обусловленных  эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

           - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование  эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

     Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок. Например, систематическая десенсибилизация используется в качестве метода терапии страха и тревоги. Смысл коррекции заключается в продвижении от состояния релаксации, достигаемого с помощью прямого или косвенного внушения. В рамках данного подхода используется метод «эмотивных представлений», направленный на коррекцию страха у детей. Широко используются поведенческие тренинги, для выработки новых поведенческих реакций, отсутствующих в репертуаре у ребенка.

       В настоящее время разработаны  разнообразные методы психологической  коррекции эмоциональных нарушений у детей, которые целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. 
 
 
 
 

 

         Список  используемой литературы:

  1. Ануфриева А.Ф. Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва. 1997 год.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Москва. 1956 год.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология Москва. 1976.
  4. Исурина Г.Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапия. 1983 год.
  5. Карабанова О.А. Игры в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие Москва. 1997 год.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва. 1992 год.
  7. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. Москва. 1985 год.
  8. И.И. Мамайчук. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.
  9. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 1998 год.
  10. Семаго Н.Я., Семаго Л.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва. 2000 год.
  11. Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев. 1991 год.
  12. Шванцара И. с соавторами. Диагностика психического развития. Прага, 1981.
  13. Хейсерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития. Москва. 1964.

Информация о работе Эмоциональные нарушения у детей