Эмоциональные нарушения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:52, реферат

Описание работы

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

Содержание

Введение 2 -3
1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений
в детском возрасте. 4 - 7
2. Методы психологической коррекции эмоциональных
нарушений у детей. 8 - 12
- Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей. 13 - 15
- Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16
- Оценка отрицательного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16 - 20
- Фазы групповой психокоррекции. 21 - 36
Заключение 37 - 38
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Глава 9 (Автосохраненный).doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Основной  целью диагностического блока является клинико-психологическое изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо проанализировать влияние этих факторов на формирование у ребенка конфликта. Следует отметить, что при анализе причины конфликта у ребенка необходимо учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказываясь для него неразрешимым и затягиваясь, он создает аффективное напряжение, которое в свою очередь обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возмудимость у ребенка, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается  на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.

     Содержательный  анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой  и продуктивной (рисование) деятельности ребенка. Целесообразно также использовать прожективные психологические методики: методика КАТ, Рене-Жиля, Розенцвейга, и др.

     В диссертационном исследовании Ю.М. Миланич, выполненном под нашим  руководством, разработан и апробирован  специальный опросник, направленный на диагностику эмоционального неблагополучия ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. При подборе шкал опросника автор использовала отдельные фрагменты ранее созданных дигностических методик: методики Й. Шванцара (1981); H. Huber, H. P. Huber, (1978); H. J. Koch, 1981; И.К. Шац (1989). Опросник заполняется педагогами или родителями. По каждой из шкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребенка в настоящее время описание нарушений и соответствующий балл. Дополнтельно учитываются содержательные характеристики тревоги и страха. Методика позволяет получить количественные оценки по следующим факторам:

     - Фактор соматовегетативных нарушений  (шкалы: 3- нарушение аппетита, 4 –  потливость, 5 – недержание мочи, стула, 7 – жалобы ребенка на  самочувствие).

     - Факторы преневротических нарушений  (шкалы: 1 – пониженное настроение, 2 – нарушение сна, 6 – вредные привычки, 8 – тревога и страхи, 11 – неуверенность в себе, 12 – чрезмерная чувствительность к оценке, 13 – заикание, 14 – тики.

     - Фактор поведенческих нарушений  (шкалы: 9 – нарушение двигательной  активности, 10 – трудности общения со сверстниками).

     Кроме того, подсчитывается общий показатель степени эмоционального неблагополучия ребенка (СЭН). Минимальное значение 0 балов, максимальное 3 балла (для шкал с 1 по 12). Шкалы 13 и 14 оцениваются по двухбалльной шкале (от 0 до 2 баллов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опросник  для диагностики  эмоционального неблагополучия детей (ОДЭН) 

  1. Пониженное  настроение
    1. Настроение пониженное, часто плачет, раздражается без всяких на то причин
    2. Настроение пониженное, плачет, раздражается по любому поводу
    3. Настроение пониженное, плачет, раздражается, когда есть серьёзные причины
    4. Настроение ровное, не раздражается, редко плачет
  2. Нарушение сна
    1. Засыпает медленно и/или часто просыпается и двигается в постели, и/или встает неохотно всегда
    2. … часто
    3. …иногда
    4. Засыпает быстро, сон продолжительный без просыпания, встает бодро и охотно
  3. Нарушение аппетита
         3.1.      Аппетит плохой и/или разборчив  в еде всегда

         3.2.     … часто

         3.3.     … иногда

         3.4.     Аппетит хороший, в еде не  разборчив

         4.   Потливость

         4.1.    Общая потливость повышена днем и/или ночью

         4.2.    Ладони и/или голова потливы  всегда

         4.3.    Ладони и/или голова потливы  иногда

         4.4.    Ладони и голова не потливы

         5. Недержание мочи  и стула

         5.1. Бывает недержание мочи и/или  стула ночью и днем, почти каждый  день

         5.2.  … часто

         5.3.  … иногда

         5.4. Не бывает недержание мочи  и стула

         6. Вредные привычки

         6.1. Грызет ногти и/или сосет палец  и/или играет с какой-либо частью  тела очень часто

         6.2. … часто

         6.3. … иногда

         6.4. … никогда

         7. Жалобы на самочувствие

         7.1. Жалуется на боли в животе и/или голове, и/или тошноту, и/или на головокружение очень часто

         7.2. … часто

         7.3. … иногда

         7.4. Не чаще, чем другие дети

         8. Тревога и страхи

         8.1 Часто выраженная тревога, страхи (по содержанию) с двигательным  беспокойством или заторможенностью

         8.2. Часто тревожится, легко пугается  без выраженных внешних проявлений

         8.3. Редкая тревога, страх, проявляющиеся  только при действии неприятных  факторов

         8.4. Отсутствует тревога и страхи

                    Содержание тревоги и страхов:

    • Темноты
    • Высоты
    • Шума
    • Животных
    • Сказочных персонажей
    • Чужих людей
    • Одиночества
    • Болезни, смерти своей и/или родителей
    • Другие

         9. Нарушение двигательной  активности

         9.1. Суетлив, излишне подвижен, плохо  концентрирует внимание всегда

         9.2. … часто

         9.3. … иногда

         9.4 Адекватно активен

               Или

         9.1. Вял, заторможен, плохо концентрирует  внимание всегда

         9.2. … часто

         9.3. … иногда

         9.4 Адекватно активен

         10. Трудности общения  со сверстниками

         10.1. Не стремится к общению и/или  отходит от него из-за недостаточно  доброжелательного отношения детей  и/или отходит от общения, несмотря на доброжелательное отношение всегда

         10.2. … часто

         10.3. … иногда

         10.4. … никогда

                   Или

         10.1. Стремится к общению, но го  не хотят принимать и/или несмотря  на обоюдное желание, контакты  сопровождаются конфликтами всегда

         10.2. … часто

         10.3. … иногда

         10.4. … никогда

         11. Неуверенность в  себе

         11.1. Уклоняется от содержательных  игр, проверки его реальных  возможностей, боится неудачи всегда 

         11.2. … часто

         11.3. … иногда

         11.4. … никогда

         12. Чрезмерная чувствительность  к замечаниям и наказаниям

         12.1. Все воспринимает близко к  сердцу и/или проявляет словесную  или физическую агрессию всегда

         12.2. … часто

         12.3. … иногда

         12.4. … никогда

         13. Заикается

         13.1. Да

         13.2. Нет

         14. Тики

         14.1. Дергает рукой, плечом или часто  моргает

         14.2. Нет

     
 
     3 

     2

     1

     0 
 

     3

     2

     1

     0 
 

     3

     2

     1

     0 

     3

     2

     1

     0 

     3

     2

     1

     0 

     3

     2

     1

     0 
 

     3

     2

     1

     0 
 

     3

     2 

     1

     0 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3

     2

     1

     0 

     3

     2

     1

     0 
 

     3

     2

     1

     0 
 

     3

     2

     1

     0 

     3 
 

     2

     1

     0 

     3 

     2

     1

     0 

     
 

     Опросник  был апробирован на более чем  двухстах детях дошкольного и  младшего школьного возраста. Получение с его помощью данные сопоставлялись с клиническими и педагогическими наблюдениями.

      Важным  при оценке эмоциональных особенностей ребенка является анализ его отношений  к членам семьи. С этой целью успешно  используются рисуночные тесты, например, рисунок «Моя семья». Нами была разработана дифференцированная оценка эмоционального отношения к семье. 
 
 

     Оценка  положительного эмоционального отношения к членам семьи по рисунку  «Моя семья»

     Оцениваемая характеристика      Баллы
  1. Рисует фигуру первой. Если первой рисует себя, то члена семьи (мать, отца) вторым.
  2. Рисует Фигуру члена семьи около себя. Фигура может быть кнарисована как влево, так и вправо (балл учитывается, если расстояние между ребенком и фигурой не превышает ширину фигуры).
  3. Фигура члена семьи имеет наибольшее количество деталей. Учитывается голова, волосы, уши ресницы, нос, рот, шея, талия, руки, кисти, пальцы, ступни.
  4. Фигура украшена больше всех остальных.
  5. Для разукрашивания фигуры использовано наибольшее количество цветов.
  6. Стиль рисования фигуры, деталей, ее одежды такой же, как в фигуре рисующего ребенка.
  7. Изображен физический контакт рисующего ребенка с фигурой, их совместная деятельность.
  8. Член семьи изображен только один.
     1 

     1

     1 

     1

     1

     1

     1

     3

Оценка  отрицательного эмоционального

     отношения ребенка к членам семьи в рисунке «Моя семья»

     Оцениваемая характеристика      Баллы
  1. Рисует фигуру члена семьи последней. Если последним рисует себя, балл не учитывается ни одному члену семьи.
  2. Рисует фигуру далеко от себя или от других (расстояние превышает ширину фигуры),
  3. Фигуру рисующего ребенка и члена семьи разделяет объект. Балл учитывается, если объект не включен в совместную деятельность.
  4. Фигура члена семьи имеет наименьшее количество деталей.
  5. Фигура украшена меньше всех остальных.
  6. Фигура раскрашена меньше всех остальных.
  7. Лицо и тело фигуры заштрихованы.
  8. Член семьи на рисунке отсутствует
     1

     1

     1

     1 

     1 

     1

     1

     3

 

     Для содержательного анализа конфликтов у детей целесообразно использовать детский апперационный тест впервые предложенный L. Bellak, S. Bellak. Стимульный материал ДАТ состоит из десяти стандартный и черно-белых рисунков. В качестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Методика представляется ребенку в форме игры, в которой он должен рассказать, что происходит на картине, что делают животные, что предшествовало данной ситуации и что случится позже.

     Сравнительный анализ рассказов здоровых дошкольников и дошкольников с эмоциональными нарушениями по методике ДАТ позволил выявить две зоны конфликтов у дошкольников с эмоциональными нарушениями: семья и группа сверстников. Дети с эмоциональными проблемами в рассказах значительно чаще отражают тревогу по поводу возможного наказания, страх утраты родительской любви и поддержки. В их рассказах достоверно чаще отражаются неприятные аффекты, вызванные ссорами со сверстниками, переживания одиночества в детской группе. В основе конфликта лежит блокада основных базисных потребностей ребенка: в безопасности, родительской любви, принятии и признании сверстниками. В группе детей с эмоциональными нарушениями несмотря на давление и опеку родителей достоверно реже прослеживаются потребность к самостоятельности и независимости, в отличие от здоровых сверстников. Дети с эмоциональными нарушениями достоверно чаще рассказывают историю от лица героя, который не соответствует им по возрасту, полу, силе, тем самым отражая желание быть старше, сильнее или, наоборот, быть младшим ребенком, чтобы получить больше любви.

     Проиллюстрируем изложенное выше примерами фрагментов рассказов двух мальчиков: здорового и с эмоциональными нарушениями.

     Сережа  В., 5 лет 5 мес. Мальчик  из полной семьи, имеет  младшую сестру. Анамнез  не отягощен. Роды в  срок, крик сразу, психомоторное  развитие протекало  нормально. Посещает обычный детский  сад. Жалоб на ребенка со стороны педагога и родителей нет. По данным опросника ОДЭН не обнаруживает соматовегетативных, преневротических и поведенческих нарушений.

     Дима  К., 5 лет 5 мес. Мальчик  от третьей нормально  протекавшей беременности, роды первые, преждевременные, с однократным обвитием пуповины, использовался вакуум – экстрат. Крик не сразу. Диагноз при рождении «перинатальная энцефалопатия». На первом году жизни наблюдалась задержка психомоторного развития. Речевое развитие в срок. Наблюдается расстройства сна, неврозоподобный энурез, чрезмерная потливость, вредные привычки (грызет ногти, сосет одежду). Проживает с матерью, отцом, младшей сестрой и тетей. Жалобы родителей и педагогов на повышенную возбудимость, обидчивость, капризность.

     Фрагменты рассказов по методике ДАТ

     Картинка  №1. Цыплята рассажены вокруг стола, на котором большая миска с едой. Сбоку – большая курица, неясно очерченная.

     Сережа  В.: «Цыплята захотели, есть, мама сварила  суп, они сели и  стали есть. Только мама отошла, они  стали баловаться, греметь ложками. Мама услышала и сказала: «В чем дело, почему балуетесь? Не получите тогда сладостей». Цыплятки: «Хорошо, хорошо, мы больше не будем», а курица: «доедайте быстрее, пойдете гулять». «Ура», - они так закричали».

      Дима  К.: « Птенчики сели на стол и стали  есть кашу. Все надели салфетку, а один птенчик не одел. Они ему говорят: «Почему не одел салфетку? Мы все маме расскажем». А он им: «Ну и  рассказывайте, я  с вами дружить  не буду, вы есть сами не умеете, вы – грязнули, а я умею, не буду одевать салфетку». И вдруг откуда не возьмись петух, заскочил на стол и заклевал всех». Вопрос психолога: «И того, кто без салфетки?» «Нет, он с ним подружился, они стали вместе жить».

      Картинка  №4. Кенгуру, на голове капор, несет карзину, в которой бутылка с молоком, в ее сумке – малыш-кенгуренок с воздушным шариком, на велосипеде едет детеныш кенгуру, который немного побольше первого.

     Сережа  В.: «Кенгуру едут в  магазин: мама, в кармашке у мамы – дочка, у мамы сынок на велосипеде. Просто скачут и молчат». Вопрос психолога: «Может быть, они о чем-то думают?» «Сынок думает, вот бы стать пожарным, загорится лес, и будет его тушить, спасать других кенгуру. А мама думает, вырастут мои детки, будут сами деньги зарабатывать, будут мне хлеб приносить. А сестренка думает, вот бы мне тоже велосипед. Приедут домой и лягут спать»,

     Дима  К.: «Кенгуру пошла  в магазин со своим  ребенком. А сзади  едет на велосипеде старший кенгуренок. Он кричит: «Подожди меня», а мама: «Догоняй». Маленький сидит  в кармане, с шариком, ему тепло. Вдруг старший брат говорит: « Мама, возьми меня тоже в карман, а то мне холодно». А мама ему: «Не возьму, здесь только один помещается». Заехали они в лес, старший брат потерялся, долго они искали, плакали, а он сидел на дереве. «Ха-ха». Так и остался там жить». Вопрос психолога: «Он вернется к маме?» «Вот купит ему новый велосипед, тогда вернется».

      Картинка  №10. Щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигуры изображены с минимальным числом внешне выраженных черт. Фигуры находятся в туалетной комнате.

     Сережа  В.: «Собака сидит  со своим ребенком, качает его, поет ему: «Спят усталые  игрушки…» Потом  он заснет, и мама его положит на кровать. А он не будет  спать, у него в  кровати игрушка-мишка, он с ним будет  играть, а мама не узнает. Потом поиграет, поиграет, потом заснет».

Информация о работе Эмоциональные нарушения у детей