Эмоциональные нарушения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:52, реферат

Описание работы

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

Содержание

Введение 2 -3
1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений
в детском возрасте. 4 - 7
2. Методы психологической коррекции эмоциональных
нарушений у детей. 8 - 12
- Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей. 13 - 15
- Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16
- Оценка отрицательного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16 - 20
- Фазы групповой психокоррекции. 21 - 36
Заключение 37 - 38
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Глава 9 (Автосохраненный).doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Психологическое обследование. В контакт  вступает легко, адекватно  отвечает на вопросы. Уровень интеллектуального развития соответствует возрастной норме. Наблюдается незначительное снижение динамики психических процессов. Структура личности в целом гармоничная. Выявлена высокая степень тревожности, повышенная фрустрированность. В ситуации фрустрации склонна к самообвинительным реакция и к застреванию на источнике конфликта. Показатель адаптации (CGR) несколько ниже нормативных данных. Мать подчеркивает, что девочка до смерти бабушки была активным, спокойным ребенком, однако отмечала ее повышенную чувствительность.

      У девочки эмоциональная  неустойчивость, обусловленная  стрессовой ситуацией (смерть бабушка, приход в  школу новой учительницы). Девочке были рекомендованы  психорегулирующие  тренировки в форме  групповых занятий.

           Девочка включилась в занятия. Уже на первых этапах наблюдалась позитивная динамика. Мать отмечала, что у дочки улучшился аппетит, нормализовался сон. Систематические занятия ПРТ способствовали стабилизации эмоциональных проессов.

     Опыт  нынешней работы показал, что занятия  ПРТ помогают ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать ПРТ с детьми, у которых эмоиональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

     Кроме ПРТ, с целью коррекции эмоционального напряжения целесообразно использовать психомышечные тренировки (А.В. Алексеев, 1985).

           Данный метод включает в себя 4 основных задачи:

  1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
  2. Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержание формул самовнушения.
  3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.
  4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.

         Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.

     При выполнении психорегулирующих и  психомышечных тренировок необходимо учитывать возрастные, индивидуально-психологические  и клинические характеристики ребенка. Не рекомендуется проводить занятия  с детьми младше 5 лет, а также брать на занятие детей с эписиндромом, хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с эндокринными заболеваниями и легочной недостаточностью.

     Следует неукоснительно придерживаться следующих  методических требований:

  1. Выполнения упражнений ребенком.
  2. Самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений.
  3. Самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.

     В детской и подростковой клинике  широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г.Юновой и модифицированная М.И. Чистяковой.

     Психогимнастика – это метод, при котором участники  психокоррекции проявляются себя и  общаются без помощи слов (Осипова, 2000). Термин психогимнастика можно  рассматривать как в широком, так и в узком значении. В  широком – это курс специальных психокоррекционных занятий, направленный на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных.

     В узком значении – это специальные  психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.

     Юнова, работая с детьми, считает целесообразным включение в занятия по психогимнастике  ритмику, пантомиму, коллективные танцы  и игры. Занятия состоят из трех фаз:

     1 фаза – снятие напряжения с  помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально – психологическое значение (кого выбрать в напарника и т.д.).

     2 фаза – пантомима (например, изображение  страха, растерянности, удивления  и пр.).

     3 фаза – заключительная, основной  целью которой является закрепление  чувства принадлежности к группе ( используются) различные коллективные игры и танцы).

     М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий:

     1. Мимические и пантомимические   этюды. Основной целью этих  занятий является изображение  отдельных эмоциональных состояний,  связанных с переживаниями телесного психического комфорта и дискомфорта. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

     2. Этюды и игры, направленные на  выражение отдельных свойств  личности и эмоций, целью которых  является моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученные детьми сведений о социальной компетентности. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

     3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

     4. Фаза психомышечной тренировки, основной целью которой является снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

     Между первой и второй фазами делается перерыв  на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между  третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игу. В каждое занятие включены этюды, которые по мнению автора, должны быть коротки, доступны детям по содержанию.

     В нашей практике психогимнастика  использовалась для детей с преневротическими нарушениями, элементы, психогимнастики использовались на начальных этапах групповой психокоррекции.

           Мы выделяем три  основных этапа психогимнастики: обучающий, собственно коррекционный и закрепляющий.

     Основные  задачи обучающего этапа:

     - обучение детей специальным упражнениям для снятия напряжения;

     - обучение способности выражать  свои чувства, эмоциональные состояния  невербальными методами и понимать  невербальное поведение окружающих.

     Используются  следующие психотехнические приемы:

          Передача движений по кругу. Дети образуют круг. Один из членов группы (ведущий) выполняет отдельные движения, например, поочередно поднимает правую и левую руку. Остальные дети выполняются это задание. Психолог предлагается увеличить темп выполнения задания.

         Передача ритма по кругу. Дети образуют круг. Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

 
 
        Игра «Зеркало». Дети разбиваются  на пары и повторяют движения  друг друга.

        Игра «Моргалки». Дети разбиваются и пристально смотрят друг на друга. Задание – как можно дольше, не моргая, смотреть в глаза друг другу.

        Игра «Письмо цифр в воздухе». Играющие разделяются на пары. Один из детей пишет цифры  «в воздухе», второй участник  на пальцах показывает прочитанную цифру. Игра способствует развитию внимания у детей, а также вызывает положительные эмоции.

 

       Использование пантомим способствует снятию эмоционального напряжения у детей в группе. Детям предлагается следующие этюды: «Я иду по очень горячим камням». Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я несу тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду по тоненькому мостику через овраг» и пр. Затем используются пантомимы, связанные с жизненными ситуациями ребенка. Например: «Иду в школу», «Иду в гости к бабушке», «Иду навстречу с другом или подругой».

     Для решения второй задачи обучающего этапа (формирование способности ребенка  выражать свои чувства, эмоциональные  состояния невербальными методами и понимать невербальное поведение окружающих) мы использовали следующие техники:

          Игра «Угадай мое чувство». Ребенку  предлагается выразить чувство  удивления, радости, обиды, сочувствия  и пр. Дети показывают на заранее  заготовленных карточках, какое  чувство изображает играющий.

          Упражнение на  понимание невербального  поведения участников  группы. Игра «Я  пришел со школы,  у меня хорошее  настроение, я сел  обедать». Игра «Я пришел со школы, у меня хорошее настроение, я сел обедать». Играющий изображает данный этюд. Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на поставленные психологом вопросы:

          Что делает играющий?

          Какое у него настроение?

          Откуда он пришел?

 

     Содержание  этюдов может быть предложено не только психологом, но и играющими.

          Игра «Я за стеклом и меня  не слышно, я хочу сообщить  что-то собеседнику».

          Ход игры. Играющий предварительно  на бумаге записывает содержание  своей беседы. Например, «Я на  вокзале, опаздываю на поезд,  но у меня нет билета, билет  у моего собеседника, который за стеклом и меня не слышит, а мне надо ему сообщить».

          Эти упражнения направлены на  установление эмоционального контакта  с членами группы, на развитие  сотрудничества и взаимопонимания.

     Собственно-коррекционный  этап влючает в себя следующие задачи:

           - коррекция негативных  эмоциональных переживаний у  ребенка;

           - коррекция имеющихся  межличностных конфликтов в семье  и в коллектве;

           - формирование у  ребенка активности, самостоятельнсти, уверенности в процессе межличностного  общения.

     Решение этих задач достишается с помощью следующих психотехнических приемов:

          Игра «Я заблудился в лесу».

          Дети по очереди изображают, как  они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать  мебель (стулья, скамейки и пр.).

           Игра «Меня обидели».

           Ребенок с помощью пантомимы  изображает свое поведение в  данной ситуации.

           Игра «Я обманул друга, и  из-за меня у него неприятности»  и пр.

     Содержание  игра зависит от проблем, которые  наблюдаются у членов группы.

     На закрепляющем этапе мы использовали коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывали сценарии и представляли их другим членам группы. После просмотра проводилось коллективное обсуждение. Все это способствовало закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, формированию доверия и уверенности в своих возможностях.

     Занятия психогимнастикой предъявляют повышенные требования к их организации.

  1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить дети с различной направленностью конфликта, с различными клинико-психологическими проблемами.
  2. Численность группы для детей дошкольного возраста не более 5 человек, для детей младшего школьного возраста 7-8 человек, для средних и старших школьников не более 12 человек.
  3. В группу обязательно необходимо включить 1-2 ребенка, легко включающихся в этюды, с артистическими наклонностями.
  4. Нежелательно включать в группу детей с выраженными тиками, логоневрозом, с нарушением слуха, зрения движений.

     Психогимнастику можно использовать не только в коррекционных, но и в профилактических целях с детьми с эмоциональными нарушениями.

Информация о работе Эмоциональные нарушения у детей