Эмоциональные нарушения у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:52, реферат

Описание работы

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

Содержание

Введение 2 -3
1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений
в детском возрасте. 4 - 7
2. Методы психологической коррекции эмоциональных
нарушений у детей. 8 - 12
- Опросник для диагностики эмоционального неблагополучия детей. 13 - 15
- Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16
- Оценка отрицательного эмоционального отношения к членам семьи
по рисунку «Моя семья». 16 - 20
- Фазы групповой психокоррекции. 21 - 36
Заключение 37 - 38
Список используемой литературы. 39

Работа содержит 1 файл

Глава 9 (Автосохраненный).doc

— 228.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

     ПЛАН 
 

    Введение                                                                                                        2 -3

  1. Факторы риска возникновения эмоциональных нарушений

          в детском возрасте.                                                                                          4 - 7

  1. Методы психологической коррекции эмоциональных

          нарушений у детей.                                                                                       8 - 12

    - Опросник  для диагностики эмоционального неблагополучия  детей.            13 - 15

    - Оценка  положительного эмоционального  отношения к членам семьи 

    по рисунку  «Моя семья».                                                                                        16 

    - Оценка  отрицательного эмоционального отношения к членам семьи

    по  рисунку «Моя семья».                                                                                        16 - 20

    - Фазы  групповой психокоррекции.                                                                 21 - 36

    Заключение                                                                                                         37 - 38                                                          

    Список  используемой литературы.                                                                 39 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Введение 

     Спектр  эмоциональных нарушений в детском  и подростковом возрасте чрезвычайно  велик. Это могут быть тяжелые  невротические конфликты, неврозоподобные  состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

     В психологической литературе эмоциональное  неблагополучие у детей рассматривается  как отрицательное состояние, возникающее  у детей рассматривается как  отрицательное состояние, возникающее  на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А.В. Запорожец с соавторами, А.И. Захаров и др.).

     Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных  нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и  социально-психологические.

     Биологические предпосылки эмоциональных нарушений  включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями  у детей и аналогичными состояниями  у их родителей (Каплан Г.И. и Сэдок, 1994; Black, 1987). Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений (Гуревич, 1932; Запорожец, 1974 и др.).

     К биологическим факторам, предрасполагающим  к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно  отнести соматическую ослабленность  вследствие частых заболеваний. Она  способствует возникновению различных  реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом (Гуревич, 1932; Ковалев, 1979). Ряд. Авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки (Исаев, 1996; Мамайчук, 1989; Раттер, 1987). Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальной периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977; Захаров, 1993; Раттер, 1987 и др.). В. В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности (Ковалев, 1979). Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации (Ковалев, 1979).

     К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

     Таким образом, эмоциональные нарушения  в детском возрасте могут быть детерминированы целым рядом  причин, факторов, условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в  значительной степени обуславливает  трудности дифференцированного  подхода к психологической коррекции.

     Психологическая коррекция эмоциональных нарушений  у детей – это целесообразно  организованная система психологических  воздействий. Основными направлениями  психологической коррекции эмоциональных  нарушений являются:

           - смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

           - повышение их  активности и самостоятельности;

           - устранение вторичных  личностных реакций, обусловленных  эмоциональными нарушениями, такими  как агрессивность, повышенная  возбудимость, тревожная мнительность  и др.

           - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

     Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок. Например, систематическая десенсибилизация используется в качестве метода терапии страха и тревоги. Смысл коррекции заключается в продвижении от состояния релаксации, достигаемого с помощью прямого или косвенного внушения. В рамках данного подхода используется метод «эмотивных представлений», направленный на коррекцию страха у детей. Широко используются поведенческие тренинги, для выработки новых поведенческих реакций, отсутствующих в репертуаре у ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

   В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.

     Спектр  эмоциональных нарушений в детском  и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения центральной нервной системы, преневротические состояния и др.

      В психологической литературе эмоциональное  неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А.В. Запорожец с соавторами, А.И. Захаров и др.).

      Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

      Биологические предпосылки эмоциональных нарушений  включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей (Каплан Г.И. и Сэдок, 1994; Black, 1987). Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений (Гуревич, 1932; Запорожец, 1974 и др.).

      К биологическим факторам, предрасполагающим  к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом (Гуревич, 1932; Ковалев, 1979). Ряд. Авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки (Исаев, 1996; Мамайчук, 1989; Раттер, 1987). Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальной периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977; Захаров, 1993; Раттер, 1987 и др.). В. В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности (Ковалев, 1979). Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации (Ковалев, 1979).

     К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности  эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

     В исследованиях отечественных авторов  достаточно подробно изучены преневротические патохарактерологические радикалы, формирующиеся в детском возрасте. В.Н. Мяснищев относит к ним черты импульсивности, эгоцентризма, упрямства, сензитивности. Автор подчеркивает, что у лиц, страдающих неврозом, наблюдается преобладание субъективного и аффективного над объективным и логическим в проработке психотравмирующей ситуации. Кроме того, аффективная инертность способствует формированию вязкости болезненных переживаний (Мяснищев, 1961).

     Ученики В.И. Мяснищева Гарбузов с соавторами выделяет9 типов преневротического  патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность; благоразумность; тревожная синтонность; инфантильность и психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и замкнутость; контрастность. При этом авторы подчеркивают, что наиболее характерным типом является контрастность, т.е. противоречивость всех личностных характеристик (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977).

     А.И. Захаров описывает семь видов  преморбидных свойств личности, предраспологающих  ребенка к неврозу. Это: 1) сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость); 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства «Я»; 4) инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций); 5) латентность (потенциальность – относительно более постепенное раскрытие возможностей личности); 6) противоречивость развития; 7) неравномерность психического развития (Захаров, 1982).

      Достаточно  подробно изучены личностные особенности  детей, предрасполагающие к возникновению невротических страхов: неуверенность в себе, тревожность, несамостоятельность (Гарбузов, Захаров,Исаев,1977; Захаров, 1982, 1986).

      Многочисленные  исследования зарубежных и отечественных  авторов показали акцентирующее  влияние среды как фактора  риска возникновения эмоционального неблагополучия в детском возрасте, особенно семьи (Бендлер, Гриндер, Сатир, 1993; Берн, 1992; Буянов, 1988; Варга, 1987; Захаров, 1982; Мамайчук, 1996; Матвейчик, 1992; Мясищев, 1961; Сермягина; 1991; Фрейд А., Фрейд З., 1995; Эйдемиллер, Юстицкий, 1992; Юнг, 1994; Ginotl, 1977 и др.).

        Представители классической фрейдеровской школы психоанализа, рассматривая детский невроз как неадекватно разрешаемый конфликт между бессознательным влечением Я и Сверх-Я, признают психосексуальную природу этого конфликта и ответственность родителей за возниконовение эмоциональных нарушений у ребенка. А. Фрейд выделяет следующие факторы, предрасполагающие ребенка к возникновению невроза: 1) система несознаваемых фантазий у родителей, приписывающих ребенку определенную роль; 2) пренебрежение потребностями ребенка и «втягивание» его в свою патологическую систему; 3) при наличии невроза у ребенка родители разделяют с ребенком его симптом или отрицают его, прибегая к неконструктивным способам психологической защиты (Фрейд А., 1993). Н.Е. Richter, анализируя аффективные взаимоотношения между родителями и детьми, также признает роль неосознаваемых родительских ожиданий, фантазий об идеальном ребенке в формировании невротических реакций у детей (Ritcher, 1972). К. Юнг рассматривал источники «нервных нарушений» у детей и подростков в семейной ситуации. Автор использует понятие примитивного бессознательного тождества, рассматривая его как слияние ребенка с родителями, в результате чего ребенок чувствует конфликты между родителями и страдает от них, как если бы они были его собственными (Юнг, 1994).

Информация о работе Эмоциональные нарушения у детей