Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:39, автореферат

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить роль и место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ сущности и содержания понятия «личность субъекта адаптации».
2. Проанализировать исследования, посвященные сущности, содержанию и структуре ассертивности как личностного свойства субъекта адаптации.
3. Выявить место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации на примере адаптивных и неадаптивных военнослужащих.
4. Выявить роль ассертивности в адаптации к особым условиям жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

автореферат Шамиевой.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиями социальной среды; направленность на решение определенных проблем; однозначная мотивация и четкая представленность цели; осознанность поведения; наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия (А. Маслоу). Названные формы поведения в полной мере характеризуют  ассертивную позицию субъекта адаптации в отношении окружающего мира.

Ассертивное поведение обеспечивает активно-исследовательское отношение к миру, деятельный, творческий подход к жизни, способность к открытому выражению своих эмоциональных переживаний, предпочтений, точек зрения, мнений, идей, к формированию, достижению и удержанию собственных жизненных целей и их безбоязненному отстаиванию в конструктивно-агрессивном столкновении с другими лицами и группами.

Таким образом, теоретический анализ сущности, содержания и структуры  ассертивности, позволяет:

– говорить об ассертивности как субъектном качестве личности. Ассертивность как комплексное свойство личности субъекта адаптации позволяет не столько приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, сколько строить такие взаимоотношения с окружающим миром, которые способствуют творческому росту, расширению степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими;

– прогнозировать системообразующую роль ассертивности в структуре личности субъекта адаптации и ее существенную роль в самораскрытии личности в особых условиях жизнедеятельности;

– определить ассертивность как субъектное свойство личности, интегрирующее инициативу и готовность к риску в трудных жизненных ситуациях, уверенность в себе и позитивное отношение к другим, способность свободно принимать решения и нести ответственность за их последствия, настойчивость в защите своих прав и достижении жизненных целей, направленных на самораскрытие.

В третьей главе «Эмпирическое исследование роли и места ассертивности в структуре личности субъекта адаптации» представлены результаты констатирующего эксперимента по изучению ассертивности в структуре личности адаптивных и неадаптивных испытуемых.

Задачей первого этапа исследования явилось выявление адаптивной и неадаптивной групп респондентов. Диагностика проводилась с использованием стандартизированной методики для исследования уровня адаптивности человека – многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Результаты позволили выделить две группы испытуемых: группа 1 – 119 человек – адаптивная группа; группа 2 – 81 человек – неадаптивная группа.

Задачей второго этапа эмпирического исследования являлся анализ проявления личностных качеств испытуемых в зависимости от их уровня адаптации. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) результатов диагностики с помощью многофакторного личностного опросника Р.Кеттелла позволил обнаружить наибольшие различия: в особенностях мышления (конкретность адаптивных и ригидность мышления неадаптивных испытуемых); в эмоциональных качествах (тревожность и напряженность у адаптивных и спокойствие и расслабленность у неадаптивных); в коммуникативных качествах (дипломатичность и нонкоформность у адаптивных и прямолинейность и конформность у неадаптивных).

Задачей третьего этапа эмпирического исследования являлись выявление и анализ ассертивности в структуре личности адаптивных и неадаптивных военнослужащих.

Учитывая выявленные в ходе теоретического анализа структура и содержание ассертивности как комплексного свойства личности субъекта адаптации, с целью диагностики основных компонентов ассертивности использовались следующие методы: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, тест смысложизненных ориентации (СЖО), Тест «Склонности к риску» К. Левитина.

Анализ  результатов исследования

когнитивно-смыслового компонента ассертивности.

На основе теоретического анализа содержания ассертивности  как свойства личности субъекта адаптации  в когнитивно-смысловой компонент включены: адекватная оценка ситуации, гибкость мышления, ценностно-смысловые ориентации.

1. Адекватная оценка ситуации.

Результаты психодиагностики позволили выявить значимые различия на уровне р≤0,05 между группами испытуемых по фактору I «жёсткость – чувствительность» (тест Кеттелла). Полученные показатели свидетельствуют о способности военнослужащих адаптивной группы к быстрой и адекватной ориентировке в новой ситуации, рассудочности и практичности в ее оценке.

В группе неадаптивных военнослужащих выявлены низкие показатели по фактору I «жёсткость – чувствительность», что характеризует испытуемых  как впечатлительных, склонных к романтизму. Их оценки сложной ситуации отличаются эмоциональностью, оторванностью от реальности, что искажает представление о переживаемой ситуации, препятствует принятию адекватных ситуации решений.

2. Гибкость мышления.

Выявлены значимые различия между адаптивными и неадаптивными  военнослужащими по фактору В «интеллект» (уровень значимости р≤0,01).

Высокий уровень гибкости мышления в группе адаптивных военнослужащих проявляется в целесообразном, основанном на интеллектуальном осмыслении варьировании способов действия, в конструктивном преобразовании проблемных ситуаций, в способности к продуцированию новых идей. Высокий уровень гибкости мышления испытуемых подтверждается также показателями по фактору «Цели в жизни» методики СЖО (уровень значимости различий между группами р≤0,05). Полученные результаты позволяют говорить о высокой интеллектуальной активности адаптивных военнослужащих в новых обстоятельствах и проблемных ситуациях жизни.

Анализ экспериментальных  данных показал, что неадаптивные военнослужащие характеризуются ригидностью мышления, не способны видеть новые возможности в изменяющейся ситуации.

3. Ценностно-смысловые ориентации.

Как было отмечено в теоретической  части исследования, адаптация как самораскрытие личности в особых условиях жизнедеятельности возможна при осознании смысла собственной жизни, доминировании экзистенциальных ценностей, направляющих поведение и деятельность человека на самореализацию. Главным в иерархии смыслов и ценностей полагается поиск смысла жизни в любых обстоятельствах жизнедеятельности в силу того, что «человеческие существа не могут жить в условиях бессмысленности и пустоты долгое время: если они не нацелены на смысл, они не могут сопротивляться судьбе, отчаиваются и предаются деструктивным формам активности» (Р. Мэй).

Дисперсионных анализ результатов по тесту СЖО позволил выявить наибольшие различия в проявлениях смысложизненных ориентация испытуемых с разным уровнем адаптации.

По всем субшкалам  теста выявлены значимые различия (t-критерий Стьюдента) между группами испытуемых: «Цели в жизни» (р≤0,05); «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (р≤0,001); «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (р≤0,01); «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» (р≤0,01); «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» (р≤0,001); «Общий показатель осмысленности жизни ОЖ» (р≤0,01).

Смысловая сфера адаптивных военнослужащих характеризуется осознанием целей в будущем (шкала «Цели в жизни»), которые придают их жизнедеятельности в условиях военной службы осмысленность и направленность, характеризуют их как целеустремлённых. Планы на будущее адаптивных испытуемых имеют реальную опору в настоящем и подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

Высокие показатели по субшкале «Процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни» позволяют охарактеризовать восприятие собственной жизни в условиях военной службы испытуемыми группы 1 как интересное, эмоционально насыщенное и наполненное смыслом. Высокие баллы по названной шкале в совокупности с высокими баллами по шкале «Результативность жизни или удовлетворённость самореализацией»  свидетельствуют о способности адаптивных военнослужащих планировать свою жизнь во временной перспективе. Испытуемые принимают себя, своё прошлое таким, какое оно есть, как основу в настоящем и как опору в будущем, а пройденный отрезок жизни оценивают как осмысленный и продуктивный.

Высокие результаты по субшкале «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» характеризуют адаптивных военнослужащих как сильных личностей, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. Опираясь на возможности жизненных сил, испытуемые занимают активную позицию в сложных условиях военной службы и стремятся к более полной самореализации.

Высокие показатели по субшкале «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» свидетельствуют о том, что военнослужащие с высоким уровнем адаптации убеждены в возможностях контролировать свою жизнь. Уверенность в своей независимости от воздействия извне позволяет испытуемым самостоятельно формировать свое мнение о жизни, развивает их убеждённость в том, что они способны справиться с трудностями здесь и теперь.

Таким образом, военнослужащие адаптивной группы, способны более адекватно, чем неадаптивные испытуемые анализировать проблемные ситуации, возникающие и сопровождающие военную службу, наделять их смыслом, включать ситуации в более широкий диапазон опознавания, в более широкую временную перспективу, что позволяет ослаблять фрустрационную напряжённость, воспринимать действительность как смыслонасыщенную и реальную.

Дисперсионный анализ результатов методики СЖО показал, что высокий уровень адаптационных способностей, выявленный в первой группе военнослужащих взаимосвязан с такими смысловыми ориентациями как «Результат» (р≤0,001), «Локус контроля-Я» (р≤0,04) и «Локус контроля-жизнь» (р≤0,01). Как видно из приведённых данных, адаптационные возможности военнослужащих обеспечиваются приобретёнными ранее опытом и возможностями, позволяющими чувствовать себя уверенно во всём многообразии объективной реальности, сохранять контроль над событиями жизни в соответствии со своим мироощущением. Названные характеристики свидетельствуют о сформированности субъектности личности испытуемых адаптивной группы и высоком уровне смысловой регуляции собственной активности в особых условиях жизнедеятельности.

Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича и тесту СЖО, проведенный с помощью t-критерия Стьюдента показал согласованность показателей по терминальным ценностям – уверенность в себе (р≤0,05) и инструментальным ценностям – высокие запросы (р≤0,001). Адаптивные испытуемые ориентированы на личностную реализацию в жизни (ценности-цели), необходимым условием которой они считают уверенность в своих возможностях, свободу в выборе способов действий, ориентировку на собственные жизненные отношения и самого себя (ценности-средства). Именно в особых условиях военной службы, уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий, сомнений, высокая оценка своих возможностей и способностей, уважение к своей жизни помогают военнослужащим занимать активную позицию в преодолении как внешних, так и внутренних препятствий. Высокий уровень развития этих характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности, обеспечивают успешность адаптации к особым условиям военной службы и способствуют самораскрытию личности субъекта адаптации.

Низкие показатели по субшкале «Цели в жизни» теста СЖО в группе неадаптивных военнослужащих свидетельствуют о размытости смыслов жизни, отсутствии осознания жизненных целей и перспектив. Низкие баллы по названной шкале согласуются с низкими показателями испытуемых по шкале «Адаптивные способности» (Методика МЛО – «Адаптивность»), что позволяет говорить о том, что низкий уровень осознания смысложизненных ориентаций, неуверенность, пассивность в отношении окружающей среды, неудовлетворённость своей жизнью в настоящем приводят к дезадаптации.

Низкие показатели по субшкале «Процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни», выявленные в неадаптивной группе военнослужащих, согласуются с низким уровнем ценностного отношения к военной службе (в том числе, к себе как ее субъекту), сворачиванием связей и отношений в воинском коллективе, нарастанием апатии, эмоционального напряжения, усилением тенденции к социальной аутизации личности.

Низкие показатели по шкале «Результативность жизни или удовлетворённость самореализацией» характеризуют неадаптивных военнослужащих как неспособных выстраивать смысловые связи между жизненными событиями, использовать индивидуальный опыт и проявлять активность по преодолению трудностей, принимать самостоятельные решения в сложных условиях военной службы.

Низкий уровень адаптации военнослужащих группы 2 соответствует низким показателям по субшкале «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» (р≤0,001) теста СЖО, что подтверждает неспособность дезадаптивных военнослужащих контролировать и влиять на события собственной жизни, что закрепляет их в статусе объекта, а не субъекта социального действия.

Низкие показатели по шкале «Локус контроля-жизни или  управляемость жизни» теста СЖО соответствуют низкому уровню адаптивности военнослужащих группы 2, что характеризует их как неуверенных, покорных, не способных принимать решения самостоятельно, склонных к стереотипным реакциям, пассивных в отношении окружающего мира, что сказывается на снижении адаптационных способностей и эффективности процесса адаптации. Результаты дисперсионного анализа показателей испытуемых по методике СЖО подтвердили взаимосвязь низкого уровня их адаптационных способностей с недостаточно выраженными смысловыми ориентациями. Смысловые ориентации настоящего не имеют взаимосвязи со смысловыми ориентациями прошлого и будущего.

Таким образом, результаты эмпирического исследования когнитивно-смыслового компонента ассертивности позволяют  говорить:

– о его более значимом проявлении в структуре личности военнослужащих с высоким уровнем адаптации (р≤0,001) и слабой выраженности в структуре личности военнослужащих с низким уровнем адаптации;

Информация о работе Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации