Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:39, автореферат

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить роль и место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ сущности и содержания понятия «личность субъекта адаптации».
2. Проанализировать исследования, посвященные сущности, содержанию и структуре ассертивности как личностного свойства субъекта адаптации.
3. Выявить место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации на примере адаптивных и неадаптивных военнослужащих.
4. Выявить роль ассертивности в адаптации к особым условиям жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

автореферат Шамиевой.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

Шамиева Вероника Анатольевна

 

 

АССЕРТИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА АДАПТАЦИИ

 

 

 

 

Специальность -

«19.00.01 – общая психология, психология личности,

история психологии»

 

 

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск-2009

 

Работа выполнена на кафедре психологии

Дальневосточного государственного университета путей сообщения

 

 

 

Научный руководитель:             доктор психологических наук, профессор Воробьёва Клариса Ивановна

 

Официальные оппоненты:           доктор психологических наук, профессор Каширина Лариса Васильевна

 

кандидат психологических  наук

Шаповалова  Евгения Владимировна

 

Ведущая организация:                     Дальневосточный государственный

университет

 

 

Защита состоится 02 декабря 2009 г. в 10 часов на заседании Объединённого диссертационного совета ДМ 218.003.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата психологических наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Федерального агентства железнодорожного транспорта по адресу: 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, ауд. 204.

 

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточного государственного университета путей сообщения по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.

 

 

 

 

Автореферат разослан 28 октября 2009 года

 

 

 

 

Ученый секретарь 

Совета                                                                              М.В. Сокольская

Введение. Изучение личности субъекта адаптационных процессов признается современными исследователями весьма актуальным и перспективным для решения как теоретических, так и практических вопросов, связанных с адаптацией современного человека к стремительным изменениям окружающего мира. Правомерность изучения психологии личности с позиций субъекта адаптации определяется сущностью личности как особого социально-психологического образования в человеческой структуре, личностной интеграцией адаптационных механизмов на социальном, психическом и соматическом уровнях человеческой организации, многообразием и сложностью форм поведения человека. «Именно личности принадлежит ведущая роль в регуляции адаптации, в расширении спектра ее детерминант и феноменов» (С.Т. Посохова).

Многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных психологов направлены на изучение личности как ведущего регулятора жизненной  активности и выявление интегрирующей  роли личности в адаптации (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Ю. Козелецкий); на анализ личностного адаптационного потенциала (Л.Н. Гумилев, Е.К. Завьялова, А.Г. Маклаков, Г. Селье); способности личности к регуляции собственной активности во взаимодействии с окружающей реальностью (Л.Г. Дикая, А.Г. Ковалев, С.Т. Посохова, Я. Стреляу); на выявление особенностей адаптивной личности (М. Киртон, К. Роджерс, Э. Шостром, Л. Филипс); на изучение агрессивности как источника жизненной активности адаптивной личности (Г. Аммон, Л.Н. Гумилев, Э. Фромм). Между тем, несмотря на активный научный интерес современных исследователей к изучению адаптивной личности, остаются малоизученными проблемы, связанные с выявлением конкретных личностных характеристик, обуславливающих субъектную активность и актуализацию адаптационного потенциала, личностную регуляцию и выбор конструктивных способов взаимодействия с окружающей реальностью в особых условиях жизнедеятельности. В этой связи изучение личности субъекта адаптации позволит акцентировать внимание на внутренней активности человека, направленной на поиск способов самораскрытия, на обретение собственной стратегии взаимодействия с новой окружающей реальностью, на развитие своего Я, самоактуализацию и самораскрытие в экстремальных условиях жизни.

Актуальность обозначенных выше теоретических вопросов определяется также причинами практического характера. Исследование проблемы успешной адаптации к особым условиям военной службы является насущной необходимостью. Специфика военной службы включает в себя особый трудовой и жизненный ритм; повседневную напряженную деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие, и так называемые экстремальные (критические) ситуации, при которых военнослужащие сталкиваются с реальной опасностью для своей жизни, человеческими жертвами и материальными потерями. Успешная адаптация к воинской службе требует от военнослужащих определенных личностных качеств, определяющих преобразующую активность, направленную на преодоление трудных ситуаций. Одним из таких качеств является ассертивность.

Выбор темы настоящей диссертационной работы определяется практическим интересом автора к изучению роли и места ассертивности в структуре личности субъекта адаптации (на примере военнослужащих по призыву).

Объект исследования: личность субъекта адаптации в особых условиях жизнедеятельности.

Предмет исследования: роль и место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.

Цель  исследования – на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить роль и место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.

Гипотеза  исследования. Ассертивность является системообразующим свойством личности субъекта адаптации, имеющее существенное значение в регуляции адаптивной активности в особых условиях жизнедеятельности.

Задачи  исследования:

1. Провести теоретический анализ сущности и содержания понятия «личность субъекта адаптации».

2. Проанализировать исследования, посвященные сущности, содержанию и структуре ассертивности как личностного свойства субъекта адаптации.

3. Выявить место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации на примере адаптивных и неадаптивных военнослужащих.

4. Выявить роль ассертивности  в адаптации к особым условиям  жизнедеятельности. 

Теоретико-методологическую основу работы составили:

– идеи о регуляции и саморегуляции поведения, адаптации и адаптивной психической активности (Ю.А. Александровский, П.К. Анохин, К. Бернар, Л.Л. Дикая, А.Г. Маклаков, А.А Налчаджян, А.В. Осницкий, Г. Селье);

– теоретические положения о личности и субъекте, об интегрирующей функции субъектности в процессе адаптации личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, К.В. Карпинский, Д.Б. Эльконин);

– исследования адаптации как самораскрытия личности (Е.К. Завьялова. В.А. Мурзенко, С.Т. Посохова);

– роли личностной регуляции и личностного адаптационного потенциала в самодетерминации (А.Г. Маклаков, А.В. Осницкий, В.Э. Чудновский, В.И. Чирков);

– исследования проблем адаптации, связанных с влиянием экстремальной ситуации на жизнедеятельность человека (Л.А. Дикая, Н.М. Жариков, Л.А. Китаев-Смык, В.И. Ковалёв, В.И. Лебедев, Н.Н. Пуховский);

– исследования ассертивности как личностного свойства и ее роли в адаптации (А. Бандура, В. Каппони, Т. Новак, Э. Солтер, Е.В. Хохлова).

Методы исследования.

Основными методами являлись: эксперимент (констатирующий и формирующий), анкетирование, изучение документов, экспертный опрос, тестирование.

Для психодиагностики уровня адаптивности военнослужащих использовались: Многоуровневый личностный Опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Для анализа личности адаптивных и неадаптивных военнослужащих использовались: методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, тест смысложизненных ориентаций (СЖО), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика диагностики и показателей форм агрессии и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки, Фрейбургская анкета агрессивности, тест склонности к риску К. Левитина, тест «Несуществующее животное».

Обработка результатов  исследования проводилась с помощью методов математической статистики, включающих сравнительный, корреляционный и дисперсионный анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость работы определяется тем, что на основе теоретического анализа выявлены сущность и содержание понятия «личность субъекта адаптации», эмпирически доказана системообразующая роль ассертивности в структуре личности субъекта адаптации, теоретически выстроена и экспериментально апробирована модель ассертивного поведения личности субъекта адаптации в особых условиях жизнедеятельности.

Практическая  значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в диагностике ассертивности как личностного свойства субъекта адаптации. Модель ассертивного поведения и разработанная на ее основе программа тренинга ассертивности могут использоваться практическими психологами в коррекционной работе, в том числе в работе с военнослужащими по призыву. Материалы диссертации используются в курсе лекций по «Психологии личности».

Научная обоснованность и достоверность. Достоверность полученных данных обеспечивалась опорой на известные теоретические положения с использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, репрезентативностью полученных экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки, репрезентативной выборкой испытуемых.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ассертивность как комплексное личностное свойство выполняет системообразующую функцию в структуре личности субъекта адаптации и составляет основу личностного адаптационного потенциала.

2. Ведущим компонентом ассертивности выступают смысложизненные ориентации, направляющие активность субъекта адаптации на самораскрытие и самоактуализацию.

3. Ассертивное поведение как основа совладающего поведения обеспечивает использование субъектом адаптации внутренних и внешних ресурсов для разрешения трудной ситуации.

4. Ассертивная позиция личности субъекта адаптации, включающая независимость, настойчивость, ответственность, способствует направлению агрессии в конструктивное русло, является развивающей, стимулирующей и плодотворной в решении проблем в особых условиях жизнедеятельности.

Сведения  об апробации работы. Основные направления и её отдельные фрагменты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Материалы диссертации отражены в 5 научных публикациях, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК. Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты представлены в материалах научно-практической конференции ДВГУ. Результаты настоящего исследования используются в учебном процессе факультета психологии Дальневосточного Института психологии и психоанализа, в практической деятельности военных психологов.

База исследования. Исследование проводилось на базе войсковой части (с. Князе-Волконское Хабаровского края). В исследовании приняли участие 200 военнослужащих по призыву (период службы: 1 – 6 месяцы, средний возраст 18 – 20 лет, образование среднее, средне-специальное).

Основное содержание работы

Введение включает обоснование актуальности темы, анализ состояния ее научной разработки, формулировку целей и задач, объекта и предмета исследования, его методической и эмпирической базы, научной новизны, теоретической и практической значимости полученных результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические подходы к изучению личности субъекта адаптации» проводится теоретический анализ исследований психологической адаптации личности в контексте субъектного подхода, обосновывается правомерность изучения психологии личности с позиций субъекта адаптации, дается теоретический анализ сущности и содержания понятия «личность субъекта адаптации».

Проблемы адаптации человека на протяжении всей истории развития наук о человеке привлекают внимание ученых. В этой связи сложность исследования категории «адаптация» заключается в многообразии подходов, концепций, теорий. Адаптация рассматривается как аспект жизнедеятельности, как приспособление (Ю.А. Александровский, С.В. Берёзин и др.), как стремление к сохранению равновесия и достижению устойчивости во взаимоотношении человека со средой (Г. Айзенк, Р. Вольп, Г. Селье, Э. Эриксон, и др.). В современных исследованиях адаптация к изменяющейся среде понимается не только как активно-приспособительный процесс, но и как активно-развивающий, как самораскрытие личности (А.А. Баранов, А.Р. Кудашев, С.Т. Посохова, А.А. Реан и др.).

Адаптация как самораскрытие личности основывается на представлении о личности как субъекте собственной истории. (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн).

Отечественными психологами Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым обоснован тезис, что соотношение личности и субъекта приравнивается к соотношению сущности и проявления. Личность в этом соотношении совпадает с сущностью, поскольку за личностью скрывается целый пласт психических структур и процессов, конституирующих собственно личностный уровень психического отражения. Субъект представляет собой качественно своеобразный способ существования личности. «Сущностью человека как субъекта различных форм произвольной активности инвариантно является личность, без которой субъект не имеет своей собственной субстанциональности, психической определенности. Вследствие данного обстоятельства личность следует признать единой и неделимой интегративной основой, на которой выстраиваются множественные проявления субъектности. Другими словами, субъект множится пропорционально количеству видов и форм произвольной активности, которые осуществляет человек. Личность во всех этих видах активности едина и целостна» (К.В. Карпинский).

Информация о работе Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации