Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:39, автореферат

Описание работы

Цель исследования – на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить роль и место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ сущности и содержания понятия «личность субъекта адаптации».
2. Проанализировать исследования, посвященные сущности, содержанию и структуре ассертивности как личностного свойства субъекта адаптации.
3. Выявить место ассертивности в структуре личности субъекта адаптации на примере адаптивных и неадаптивных военнослужащих.
4. Выявить роль ассертивности в адаптации к особым условиям жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

автореферат Шамиевой.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Субъект – это личность, взятая не в своей абстрактной сущности, а в контексте реальной жизнедеятельности. Субъект, таким образом, анализируется как частное проявление личности в определенном виде произвольной активности, выраженное в личностной регуляции этой активности.

Рассматривая человека как «субъекта  жизни», С.Л. Рубинштейн выделил два основных способа его существования в жизни и отношения к ней: «внутри жизни», где «жизнь выступает почти как природный процесс» и способ, связанный с проявлением рефлексии, которая «выводит человека мысленно за его пределы». Этот особый вид активности – собственно субъектный – отражает способность человека стать творцом собственной жизни, «автором ее сценария», в чем он может частично эмансипироваться от природных и социальных зависимостей и строить свою жизнь не только в согласии с ними, но и вопреки им.

Таким образом, адаптация с позиции субъектного подхода рассматривается как способность личности к самопроявлению в изменённых условиях окружающей среды и выступает характеристикой сформированности субъектности личности.

Вышесказанное позволяет определить личность субъекта адаптации как носителя субъектной активности, направленной на раскрытие своего жизненного потенциала и преобразование окружающего мира в измененных условиях окружающей среды. «Личность субъекта адаптации несет ответственность за успешность, выбор стратегии и исход адаптации» и признаётся «истоком и завершением адаптационных процессов» (С.Т. Посохова).

Личность субъекта адаптации обладает специфическими психологическими характеристиками, основополагающей из которых является субъектная активность, которая выражается в способности человека влиять на внешний мир и управлять им. В изучении субъектной активности современные исследователи исходят из положения о том, что «не человек принадлежит психическим структурам и процессам, а наоборот, психические процессы и структуры принадлежат человеку; не стимулы среды властвуют над человеческой активностью, а человеческая активность господствует над средой». Человек признаётся способным к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию, т.е. активным субъектом многообразных форм произвольной человеческой активности. По мнению А.В. Брушлинского, высший уровень активности субъекта – это способность противостоять обстоятельствам жизни. В этой связи активность личности субъекта адаптации можно рассматривать, как способность не только противостоять внешним обстоятельствам, но и регулировать отношения с собой, самореализовывать свой внутренний потенциал в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

 Источником активности субъекта адаптации выступает личностный адаптивный потенциал, анализ которого представлен в исследованиях Л.Н. Гумилева, Г. Селье, А.Г. Маклакова, Е.К. Завьяловой, В.Н. Панферова, С.Т. Посоховой. «Психический компонент адаптационного потенциала обеспечивается скрытыми и реальными возможностями человека, позволяющими отражать объективную реальность во всём многообразии, регулировать различные взаимоотношения с самим собой, сохранять собственную целостность, самоосуществляться и самопреобразовываться» (С.Т. Посохова). Содержание личностного адаптационного потенциала включает как психофизиологические, так и социально-психологические характеристики: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, уровень социальной поддержки, способность разрешать конфликты, опыт общения (А.Г. Маклаков).

Механизмом актуализации адаптационного потенциала является личностная регуляция адаптационной активности во взаимодействии с изменяющейся окружающей средой. Одним из видов личностной регуляции выступает совладающее поведение субъекта адаптации. Совладание как «жизнетворческое дарование личности» Л.И Анцыферова», ее «конструктивная сила» (К.А. Абульханова-Славская) инициирует направленную на мир и на самого себя преобразующую активность в условиях изменяющейся окружающей среды. Роль личностной регуляции собственной активности во взаимодействии с окружающим миром, и особенно совладающего поведения, возрастает в экстремальных ситуациях. Именно совладающее поведение обеспечивает использование субъектом адаптации внутренних и внешних ресурсов для разрешения трудной ситуации.

Возникающие в сложных условиях жизнедеятельности психическая  напряженность, умственное и физическое переутомление могут привести к дезорганизации поведения. Осознание и постижение своих возможностей, обретение и актуализация жизненно важных смыслов и ценностей как основы совладающего поведения способствуют предотвращению дезадаптации. Смысловая регуляция, осуществляемая смысловой сферой личности, направленная на выделение, презентацию и структурирование субъектом своих отношений с миром в индивидуальном сознании и на практическое подчинение активности субъекта устойчивой структуре этих отношений, играет ведущую роль в адаптации в особых условиях жизни. В этой связи ценностно-смысловые характеристики личности субъекта адаптации играют приоритетную роль в регуляции активности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Возрастание агрессивности современной окружающей среды вызывает агрессивную активность человека, которая выражается либо в конструктивных, либо в деструктивных способах взаимодействия с окружающей средой. Ценностно-смысловые характеристики личности субъекта адаптации способствуют направлению субъектной активности на самораскрытие и самоактуализацию и определяют выбор конструктивного проявления агрессии как одной из форм активности.

Важной характеристикой личности субъекта адаптации является способность  к установлению оптимального соответствия между временными локусами жизни: прошлым, настоящим и будущим, что позволяет актуализировать адаптационный потенциал во взаимодействии с изменяющимися условиями жизнедеятельности, опираясь на опыт в прошлом ради самораскрытия в настоящем и саморазвития в будущем.

Личность и ее свойства (эмоциональные, познавательные, побудительно-волевые, характерно-стилевые) становятся тем  инструментом, благодаря которому проявляется  активность субъекта адаптации.

Таким образом, в объяснении адаптационных процессов ориентир содержится в личности человека. Личностные феномены внутренне присущи адаптации, вплетены в структуру её проявлений и представляют устойчивый её признак. Одной из таких характеристик выступает ассертивность как свойство личности субъекта адаптации.

Во  второй главе «Теоретический анализ ассертивности как свойства личности субъекта адаптации» представлен анализ сущности, содержания и структуры ассертивности как свойства личности субъекта адаптации, исследуется ее проявление в особых условиях жизнедеятельности.

Ассертивность понимается как личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение (В. Каппони, Т. Новак, Э. Солтер). Для ассертивной личности характерны: ориентация на события реальной жизни, которому придают смысл прошлое и будущее; независимость ценностей и поведения от воздействия извне; способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни; свобода выражения своих потенциалов, открытость; вера в себя и доверие другим.

Ассертивность предполагает отказ от опоры на чужие мнения и оценки, свободное поведение в любых обстоятельствах жизни в соответствии со своими собственными настроениями, побуждениями и интересами (Т. Паул).

Быть ассертивным означает быть самоинициируемым и саморегулируемым. Проявление ассертивности находит свое отражение в убеждении в собственной эффективности, основанном на самоуважении и собственной значимости (А. Бандура)

Ассертивность – это способность быть самим собой, выраженная в потребностях роста и развития (Е.В. Хохлова).

Анализ сущности и  содержания ассертивности, представленных в работах современных исследователей, позволяет говорить об ассертивности  как субъектном качестве личности. Ассертивность как свойство личности субъекта адаптации позволяет не столько приспосабливаться к изменяющимся условиях жизнедеятельности, сколько строить такие взаимоотношения с окружающим миром, которые способствуют творческому росту, расширению степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими.

Даже если свобода  человека заметно ограничена объективными обстоятельствами (например, условиями военной службы), ассертивная личность свободна конструктивно реализовать смысл жизни. Обретя полную свободу в своих действиях, независимость в суждениях, обладая чувством собственного достоинства и значимости, личность субъекта адаптации, обладающая способностью к ассертивному поведению, уверенно справляется с внешними обстоятельствами и внутренними препятствиями, мешающими свободному конструктивному выбору способов и средств реализации своих замыслов, интересов, потребностей на пути к самораскрытию.

Теоретический анализ сущности и содержания ассертивности как свойства личности субъекта адаптации позволяет определить структуру ассертивности, включающую когнитивно-смысловые, аффективные и поведенческие компоненты.

Когнитивно-смысловой  компонент ассертивности заключается в ориентировке и адекватной оценке ситуации, целесообразном варьировании способов действия и продуктивном преобразовании проблемных ситуаций (гибкость мышления); прогнозировании саморазвития и самодвижения, определении своего Я в окружающем мире на основе осознания смыслов и ценностей своей жизни (смысложизненные ориентации).

Аффективный компонент ассертивности включает в себя принятие другого, уверенность в себе, доверие к себе.

Принятие другого – особое качество ассертивности, которое можно расценить как чувство самосохранения, проецируемое на других людей. Потребность в самосохранении, благополучие и безопасность других становятся факторами уверенного поведения, душевного спокойствия в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Уверенность в себе определяется как «социально приемлемое выражение своих прав и чувств» (Дж. Вольфе), как «способность к самовыражению» (Д.Дж. Либерман), как «привычка к эмоциональной свободе» (А. Лазарус), как «позитивная оценка индивидом собственных способностей как достаточных для достижения значимых целей и удовлетворения его потребностей» (Е.П. Ильин, Н.Е. Харламенкова, 1997).

Дж. Вольп пришел к выводу, что уверенное выражение людьми своих чувств и мыслей в сложной социальной ситуации может способствовать преодолению страха. В новых условиях жизнедеятельности у неуверенных людей страх становится доминирующим чувством, блокирующим активность.

Доверие к  себе считается условием существования личности как суверенного субъекта активности, способного к самостоятельному выбору целей и их достижению. Человек стремиться соответствовать не только себе, но и миру, поэтому доверие к себе существует в единстве с доверием к миру.

Поведенческий компонент ассертивности проявляется в независимости, ответственности, настойчивости (напористости), готовности к риску и конструктивной агрессии.

Независимость означает взять на себя руководство своей жизнью, быть самим собой. Г.А. Мюррей обозначал независимость как «автономию», как побуждающую силу, выражающейся в способности «сопротивляться влиянию или принуждению, не повиноваться авторитету или искать себе свободу на новом месте».

Как компонент ассертивности, готовность к риску предполагает позитивную оценку личностью своего прошлого опыта (умения полагаться на себя без достаточной ориентировки в ситуации). В.А. Петровский связывает готовность к «личностному риску» с самодвижением деятельности. Тем самым готовность к риску предстает как динамическое образование, определяемое активностью самого человека.

Ответственность означает движение от возложения ответственности на других и среду к возложению ответственности на себя.

Независимость (автономия) и ответственность превращают человека в субъекта, готового к конструктивному сопротивлению и сохранению своего «Я». Эта спокойная, несколько отстраненная позиция, с помощью которой можно защитить собственные психологические границы, не нарушая чужих границ, определяется как настойчивость и напористость.

Настойчивость (так же как смелость и решительность) относят к субъектным качествам личности при условии, если она не связана с конкретной ситуацией и «становится генерализированным способом поведения во всех ситуациях, где требуется оправданный риск, чтобы добиться успеха» (В.И. Селиванов).

Настойчивость и напористость следует отличать от деструктивных форм проявления агрессии. Настойчивое, невраждебное поведение, направленное на защиту своих прав и интересов в достижении цели, определяют как ассертивную позицию (Г. Аммон, А. Маслоу, Г. Паренс, Э. Фромм). Ассертивная позиция как основа совладающего поведения способствует направлению агрессии в конструктивное русло (конструктивная агрессия), является развивающей, стимулирующей и плодотворной в решении проблем в условиях изменяющейся среды.

Конструктивная  агрессия служит достижению поставленных целей и способствует самореализации как фундаментальной потребности человека (Г. Аммон). «Каждый человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессии, то есть со стремлением освоить окружающий мир, творчески себя реализовать. При нормальном развитии конструктивная агрессия ведет к творчеству и созиданию. При дефектном развитии конструктивная агрессия перерастает в разрушительную» (А.М. Прихожан).

Информация о работе Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации