Аномальное развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить специфику девиантного поведения детей и подростков.
Основные задачи:
1. Изучить проблемы развития личности в научной литературе;
2. Выявить влияние неблагополучной семьи на развитие девиантного поведения у ребёнка;
3. Систематизировать свои знания о девиантном поведении и аномальном развитии личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.
1.1 Понятие, структура и развитие личности…………………………………….5
1.2 Девиантное поведение: понятие, факторы, причины………………………..7
1.3 Формы и профилактика девиантного поведения…………………………...10
Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей».
2.1 Организация и методы исследования……………………………………….19
2.2 Результаты исследования…………………………………………………….22
2.3 Выводы…………………………………………………………………….......27
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы…………………………………………………...29
Приложение (а - б)………………………………………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

В возрасте 5-7 лет любая  девиация матери (мачехи, опекунши) и  отца (отчима, опекуна) являются достоверно высоким фактором негативного воздействия  на ребёнка (табл. 6), [приложение, а].

Алкоголизм матери, пренебрежение  воспитанием ребёнка, половая распущенность  оказывают в этом возрасте на него большее воздействие, чем те же девиации у отца (57,1 и 37,1%; 45,7 и 43,7%; 8,6 и 2,9% соответственно). На поведение ребёнка данного  возраста оказывает влияние отсутствие родителей, в частности, лишение  их родительских прав, непосещение  дошкольных учреждений и присутствие  алкоголиков в ближайшем окружении. Значительно возрастает количество конфликтов со сверстниками.

В возрасте 8-12 лет девиации родителей оказывают наибольшее негативное воздействие на ребёнка, его внутренний мир (табл. 7), [приложение, б].

Возрастает значение неблагополучной  ситуации и агрессивного поведения  членов семьи, а также роль конфликтных  отношений со сверстниками. Агрессивность  окружения воздействует на формирование поведения и закрепление усвоенных  образцов. Отсутствие родителей в  наибольшей мере сказывается там, где  родители лишены прав. В этом возрасте усиливаются конфликты со сверстниками, непосещение школы – одна из наиболее распространённых проблем в этом возрасте, а также наличие тех  же пороков в окружении ребёнка (табл. 7),  [приложение, б].

В возрасте 13-17 лет сохраняется  и усиливается связь материнских  и детских девиаций, агрессия матери сопоставима с возрастанием девиаций детей в 1,9 раза. Сильное негативное воздействие на подростка оказывает отец, находящийся в заключении (возрастание в 1,8 раза), конфликтные отношения в семье в целом (в 1,3 раза). Наибольшее же влияние оказывает ближайшее негативное окружение в школе, контакты с правонарушителями, с наркоманами (в 2,1 раза), преступными группировками (в 1,8 раза) (табл. 8), [приложение, б].

Исследование позволило  установить, что семейное неблагополучие начинает воздействовать на поведение  детей уже в раннем возрасте. В 2-4 года, а затем и в 5-7 лет наблюдается  наличие 14-ти факторов влияния. В возрастном периоде 13-17 лет, характеризующимся  становлением личности, это число  факторов максимально возрастает до 16. Наибольшее возрастание неблагополучия детей происходит в период 2-4, 5-7 и 13-17 лет – это угрожающие значения – в 3,4, 5, 6 раз. [1, с. 49].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Выводы

1. Оценка качества жизни  как критерий субъективного благополучия  жизни ребёнка показала, что во  всех возрастных периодах дети  из неблагополучных семей ощущают  и оценивают свою жизнь значительно  ниже, чем дети в популяции  в целом, и наибольшее снижение  качества жизни наблюдается у  детей 2-4 лет. В последующих  возрастных периодах у детей  наблюдается некоторое изменение  восприятия качества жизни: при  том, что реально происходит  нарастание дезадаптации и девиантных  проявлений, субъективно качество  жизни оценивается выше. Исходя  из этого, можно предположить  принятие ребёнком своего неблагополучия  как некой данности, нормы жизни  и отсутствие у него сил  и возможностей изменения ситуации  с его стороны.

2. Сопоставление данных  о наличии девиаций и проблем  семьи и ближайшего окружения,  с одной стороны, и возрастающих  значений дезадаптивных и девиантных  проявлений у детей – с другой, позволяет говорить о наличии  определённой связи между ними. [1, с. 50].

Из этого следует, что  девиантность детей становится результатом  их социальной дезадаптации и определённое значение имеет девиантное поведение  родителей и ближайшего окружения, нарушение условий жизни.

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение.

 В настоящее время, когда меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации, развития личности, является актуальной исследовательской проблемой. Сейчас, когда постоянно усложняется вся социальная практика, процесс развития личности подвержен многочисленным рискам.

В наше время аномальное развитие личности достигла небывалых  размеров. Сейчас уже практически  нет психически и физически здоровых людей. Каждый первый человек имеет  какую – либо девиацию.

Неблагополучная семья, окружение, влияют на развитие личности. В свою очередь аномально развитая личность плохо влияет на развитие окружающих её людей. Мы получаем замкнутый круг неблагоприятного развития личности. Разорвать этот круг можно будет  только, полностью изменив общество, взгляды людей на жизнь.  

Но, хочется верить, что  в будущем человеку все - таки удастся  подтвердить, что он самое разумное существо во вселенной, искоренив все  социальные, психологические, экологические  проблемы. Надеюсь, что будущие поколения, осознают ошибки предков и наконец, начнут жить по правилам нормы и  морали.   

       

 

                          

 

 

 

 

 

 

                          Список используемой литературы.

 

  1. Бахадова, Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей [Текст] / Е.В. Бахадова // Вопросы психологии. – 2009. - №1. – С. 37-50.
  2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1988. – 205 с.
  3. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст] / Ю.В Василькова. – М.: Академия, 1999. – 345 с.
  4. Гордеев, В.И. Методы исследования развития ребёнка: качество жизни (QOL) – новый инструмент развития детей [Текст] / В.И. Гордеев. – СПб.: Речь, 2001. – 140 с.
  5. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика [Текст] / Ф.А. Мустаева. – М.: Академический проспект, 2003. – 423 с.
  6. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 687 с.
  7. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 215 с.
  8. Цыбульская, И.С. Методико-биологическая и социальная адаптация в популяции детей в современных условиях [Текст] / И.С. Цыбульская. – М: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. – 167 с.
  9. Цыбульская, И.С. Технология комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп как форма социальной работы с семьями и детьми, профилактика их социальной дезадаптации и семейного неблагополучия [Текст] / И.С. Цыбульская. - М: РИО ЦНИИОИЗ, 2007. – 154 с.
  10. Штейнмец, А.Э. Общая психология [Текст] / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2006. – 283 с.  

 

 

 

           

   

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аномальное развитие личности