Аномальное развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить специфику девиантного поведения детей и подростков.
Основные задачи:
1. Изучить проблемы развития личности в научной литературе;
2. Выявить влияние неблагополучной семьи на развитие девиантного поведения у ребёнка;
3. Систематизировать свои знания о девиантном поведении и аномальном развитии личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.
1.1 Понятие, структура и развитие личности…………………………………….5
1.2 Девиантное поведение: понятие, факторы, причины………………………..7
1.3 Формы и профилактика девиантного поведения…………………………...10
Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей».
2.1 Организация и методы исследования……………………………………….19
2.2 Результаты исследования…………………………………………………….22
2.3 Выводы…………………………………………………………………….......27
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы…………………………………………………...29
Приложение (а - б)………………………………………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

1.3 Формы и профилактика девиантного поведения.

Пьянство  и алкоголизм. Следует различать потребление алкогольных напитков, присущее 95-97% населения России и не являющееся отклонением, и злоупотребление алкоголем или пьянство. Пьянство – это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает её социальную адаптацию, приводит к противоправному поведению, это морально-этическая распущенность, когда человек утрачивает контроль над своим поведением и действиями. Под пьянством понимается систематическое либо чрезмерное употребление спиртных напитков без болезненного влечения к ним.

Алкоголизм – заболевание, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной, психической и физической деградации личности, а также к алкогольным  психозам.

Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику  заключается в том, что с одной  стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых  дозах, стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая  выход подавленным желаниям и  импульсам. Сравнительно-социологические  и этнографические исследования пьянства выявили несколько закономерностей:

  1. Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается так, где больше социально-напряжённых, конфликтных ситуаций. [5, 249].
  2. Выпивка связана со специфическими формами контроля; в одних случаях она является элементом каких-то обязательных ритуалов, а в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.
  3. Основной мотив пьянства у мужчин – желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяный старается привлечь внимание к себе, чаще ведёт себя агрессивно, нарушает нормы обычного поведения и т.д.
  4. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее её чувства зависимости. Это имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Это вызывает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении, создающим иллюзию свободы.

На формирование алкоголизма  влияет несколько факторов, среди  которых главные – наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень  материального положения и образования.

Алкоголизации подростков и  юношей способствует то, что, выпивая, подросток стремиться погасить характерное  для него состояние тревожности  и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в  которой выпивка традиционно  считается одним из признаков  мужественности и взрослости. И, само собой, разумеется, действует отрицательный  пример родителей. [5, 250].

Наркомания  и токсикомания. Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящих к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Токсикомания – также  заболевание, но вызванное потреблением не наркотических, а иных средств, формирующих  зависимость и оказывающих разрушительное воздействие на психику и организм человека. В качестве токсических средств могут употребляться различные лекарственные препараты, предметы бытовой химии (лаки, краски, и т.д.).

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим  экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. До 90% наркоманов начинают употреблять  наркотики в компании сверстников.

Коварство наркотиков кроется  в их способности вызывать у человека на какое-то время эйфорию – состояние  веселья, приподнятости, лёгкости, умиротворённости.

В настоящее время у  наркомании появился грозный спутник  – СПИД, вирус который передается через общий шприц и инъекционные иглы.

Динамика наркотической  болезни у подростков отличается от течения наркомании взрослых: заболевание  протекает более злокачественно. Значительно быстрее возникает  тяжелое органическое поражение  мозга, обусловленное хронической  интоксикацией, прогрессирует оскудение  интеллекта, нарушение внимания, памяти, замедление психомоторных реакций; снижается общительность, ослабляются  дружеские и родственные привязанности, появляется эмоциональная лабильность; быстро теряются трудовые навыки; в 20 раз  стремительнее, чем при алкоголизме, нарастают слабоумие и социальная деградация. Подростки и юноши  ничем не интересуются, не имеют  никаких занятий. Их помыслы подчинены  единственной цели – достать наркотик. Ведомые наркотическим голодом, они легко становятся на путь правонарушений. [5, 254].

Наркомания и токсикомания – проблемы преимущественно подростковые, так как приобщение личности к  наркотическим и токсическим  средствам обусловлено в определённой степени особенностями её физиологического и психологического развития.

В качестве других причин наркомании, характерных для современного этапа  российского общества, называются следующие:

  1. Социально-экономический кризис. Моральная деградация общества, кризис ценностей и идеалов. Для части молодёжи наркоман является «крутым человеком», который не боится умереть страшной смертью.
  2. Разрушение института семьи. У 90% наркоманов, как правило, нет отца, они живут с матерью или бабушкой.
  3. Отсутствие жизненных перспектив. Дети и молодёжь брошены на произвол судьбы, у них нет жизненных перспектив, общество не может предложить достойной альтернативы. В то же время у многих завышенные ожидания в материальном плане.
  4. Плохая организация досуга.
  5. Сознательное и целенаправленное «подсаживание» детей и подростков, молодых людей «на иглу» взрослыми наркоманами и сбытчиками, постоянно ищущими новых потребителей. Особенно трудно выводить из наркотической зависимости девушек.
  6. Убеждённость многих начинающих наркоманов в том, что они смогут в любой момент остановиться, «завязать». Но, как правило, после третьего укола возникает привыкание, и человек уже не в состоянии владеть собой, контролировать свои поступки.

Наркомания и токсикомания – это тяжелые заболевания, которые  ведут к нравственной и социальной деградации личности, толкают потерявших контроль над своим поведением людей  к преступлениям. [5, 256].

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Подростковая агрессия –  чаще всего следствие общей озлобленности  и пониженного самоуважения в  результате пережитых жизненных  неудач и несправедливости (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили  из спортсекции и т.п.). Изощрённую жестокость нередко проявляют также  жертвы гиперопёки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности  свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них  – своеобразный сплав мести, самоутверждения  и одновременно самопроверки.

Подростковые и юношеские  акты вандализма и жестокости, как  правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при  этом как бы стирается, личная моральная  ответственность устраняется. Совместно  совершая антисоциальные действия укрепляют  чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния  эйфории, которую потом, когда возбуждение  проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Суицидальное  поведение. Самоубийство, суицид, суицидальное поведение – намеренное лишение себя жизни. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).

Самоубийство – очень  сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни), психологические (психологическая  дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неуспеваемость, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т.п.), нравственные, правовые и медицинские (тяжёлая  неизлечимая болезнь, психическое  расстройство).

Самоубийства свидетельствуют  о наличии в обществе, в межличностных  отношениях проблем, которые человек  не может или не считает необходимым  разрешить обычным общепринятым путём; о переживаниях, связанных  с личным горем, разочарованиями, пессимизмом. [5, 257].

Одна из главных тенденций  – это связь самоубийств с  общественно-политической обстановкой  в стране, и здесь четко прослеживается закономерность уменьшения суицидов при  общественном подъёме, при оживлении  в политике, экономике, культурной жизни  общества и увеличения – при общественных спадах.

В качестве основных факторов, способствующих попыткам суицида подростков, называют следующие. На первом месте  из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся  отношения  с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно  связаны с суицидом), на втором месте  – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношения  с друзьями, в основном противоположного пола.

Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом  – ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей умер, или покинул семью.

Суицидальное поведение  подростков объясняет отсутствие жизненного опыта и неумение определить жизненные  ориентиры. Помимо общих причин этой формы девиантного поведения, распространены следующие причины: потеря любимого человека из ближайшего окружения или  высокомерное отвергнутое чувство  любви; уязвлённое чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отожествление себя с авторитетным человеком, совершившим  самоубийство; состояние фрустрации или эффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек  утрачивает контроль над своим поведением.

Профилактика юношеских  самоубийств заключается не в  избегании конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, когда  подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В 9 случаях  из 10 юношеские покушения на самоубийства – не желание покончить счёты  с жизнью, а крик о помощи. О  подобных желаниях подростки и юноши  часто говорят и предупреждают  заранее; 80% суицидных попыток совершается  дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них демонстративны, адресованы кому-то конкретно, иногда даже можно  говорить о суицидальном шантаже. Тем  не менее, все это очень серьёзно и требует чуткости и внимания со стороны всех взрослых. [5, с. 258].

Проституция. Термин «проституция» происходит от лат. слова prostitutio – осквернение, обесчещение.

Учёные выделяют в проституцию  следующие существенные признаки: а) род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиента; б) характер занятий – систематический  промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в  любой форме; в) мотив занятий  – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования  проститутки.

Проституция – это такая  же социальная язва, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного  поведения. Её общественная опасность  заключается в том, что проституция  – это форма социального паразитизма, которая выражается в уклонении  от общественно-полезного труда. Проституция  способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины  утрачивают своё здоровье и не могут  производить на свет качественное потомство. Происходит нравственное падение женщины.

Факторами сдерживающими  проституцию, могли бы быть повышение  жизненного уровня населения, реализация полового воспитания, сглаживание социального  неравенства и др.

Психические расстройства. Если посмотреть на юношескую психопатологию с точки зрения психологии нормального развития, бросается в глаза её особенно тесная связь с проблемами самосознания и эмоций.

В переходном возрасте часто  встречаются так называемые личностные расстройства: синдром отчуждения, раздвоение личности, патологические увлечения, неврозы, фобии и др. [5, с. 261].

Трудность распознания юношеской  психопатологии состоит в том, что  девиантное поведение большей частью лишь гипертрофирует черты, свойственные нормальным ребятам. Это в особенности  касается акцентуаций характера.

Описания разных типов  акцентуации в психиатрической  литературе выглядит следующим образом: гипертимный человек отличается повышенной активностью, оптимизмом, общительностью, частой сменой увлечений; шизоидный – замкнутостью и некоммуникабельностью; астено-невротический – повышенной утомляемостью, раздражительностью и склонностью к ипохондрии; сензитивный – чрезмерной впечатлительностью и чувством собственной неполноценности; эпилептоидный – эмоциональной взрывчатостью, склонностью к периодам тоскливо-злобного настроения, когда нужен объект, на котором можно сорвать зло; истероидный – крайним эгоцентризмом, ненасытной жаждой постоянного внимания к своей особе; конформный – несамостоятельностью, постоянной оглядкой на других, зависимость от микросреды и т.д.

Информация о работе Аномальное развитие личности