Аномальное развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить специфику девиантного поведения детей и подростков.
Основные задачи:
1. Изучить проблемы развития личности в научной литературе;
2. Выявить влияние неблагополучной семьи на развитие девиантного поведения у ребёнка;
3. Систематизировать свои знания о девиантном поведении и аномальном развитии личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.
1.1 Понятие, структура и развитие личности…………………………………….5
1.2 Девиантное поведение: понятие, факторы, причины………………………..7
1.3 Формы и профилактика девиантного поведения…………………………...10
Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей».
2.1 Организация и методы исследования……………………………………….19
2.2 Результаты исследования…………………………………………………….22
2.3 Выводы…………………………………………………………………….......27
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы…………………………………………………...29
Приложение (а - б)………………………………………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

Преступность. Это очень сложное социальное явление, не имеющее «естественных» границ (в отличие от алкоголизма, наркотизма, самоубийств) и определяемое с помощью двух критериев: общественной опасности и наказуемости в законном порядке.

Под преступностью понимается массовое, статистически устойчивое социальное явление, одна из форм девиантного  поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой законодателем  в уголовно законе.

К причинам роста преступлений среди несовершеннолетних следует  отнести: бесконтрольность продажи  спиртных напитков подросткам и даже детям, алкоголизм и насилие в  семьях, коммерциализация центров досуга, видеотек, игровых залов, что толкает  молодёжь на совершение корыстных преступлений с целью заполучить деньги. Актуальной остаётся проблема занятости: каждое третье преступление совершается нигде  не работающими и не учащимися  подростками. [5, с. 265].

Профилактика девиантного  поведения предполагает систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное  воздействие на отдельных лиц, ведущих  антиобщественный образ жизни, в  целях предупреждения преступлений и других асоциальных проявлений. Профилактическая практика по предупреждению правонарушений и негативных явлений  в нашей стране носит многоуровневый характер, включающий следующие задачи:

  1. Решение социально-экономических, идеологических, культурных задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости и гражданской активности подростков, молодёжи.
  2. Воспитательные воздействия, осуществляемые по месту работы, учёбы подростков, направленные на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека.
  3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение аморальных явлений, противоправных действий и поведения отдельных лиц.

Ранняя профилактика отклоняющегося поведения, прежде всего предполагает своевременное выявление и нейтрализацию  неблагоприятных социальных и социально-психологических  факторов и воздействий, оказываемых  на человека со стороны его ближнего окружения (семьи, школы, неформальных групп, СМИ и т.т.), [5, с. 269].

 

 

 

 

 

    

 

 

 

  

 

 

    

Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей»

Исследователи отклоняющегося поведения детей и подростков выделяют как внешние факторы  влияния – социальную экологию (отношения  в семье, отношения со сверстниками, условия проживания), так и внутренние – возможное психиатрическое  неблагополучие ребёнка, искажающее регуляцию  его поведения. При этом роль семейного  неблагополучия определяется более  значимой в причинности отклоняющегося поведения.

Своевременное выявление  психологического неблагополучия, которое  приводит к социальной дезадаптации и отклонениям в поведении  ребёнка, - важная и насущная задача сегодня.

2.1 Организация и методы исследования.

 Е.В. Бахадова провела исследование детей и подростков с проявлениями социальной дезадаптации, из семей с различными факторами неблагополучия, с использованием нового диагностического инструмента – анкеты «Оценка качества жизни ребёнка», где главным критерием оценки является субъективное представление ребёнка о себе. Обоснование применения данного инструментария базируется на идеях и концепциях Л.С. Выготского и Л.И. Божович о социальной ситуации развития, где подчеркивается важность не только самой внешней среды, в которой живёт и социализируется ребёнок, но и его переживания и отношения к ней.

Существует значительное влияние неблагополучия семьи на дезадаптацию ребёнка, поэтому мы можем  говорить о наличии определённой связи между ними, выявить которую  и поможет данное исследование.

Гипотезой, таким образом, выступает предположение о том, что неблагополучная семья, особенно с проявлениями девиации у взрослых членов семьи или ближайшего окружения, является фактором формирования и проявлений девиантного поведения у ребёнка.

Цели исследования:

  1. Выявить, как ощущают себя дети с проявлениями дезадаптации девиаций из неблагополучных семей в различных возрастах;
  2. Выделить проявления дезадаптации у детей разных возрастных групп;
  3. Определить факторы неблагополучия семей и их соотношение с отклонениями в поведении детей.

Задачи исследования:

  1. Анкетирование детей разных возрастов по опросникам качества жизни;
  2. Оценка эмоционального и социального функционирования, а также совокупного балла качества жизни детей с наличием девиаций;
  3. Сравнение этих оценок с аналогичными оценками в популяции;
  4. Сбор анамнеза – максимальной информации о психологическом, социальном и медицинском статусе детей с девиантным поведением и их родителей;
  5. Анализ собранной информации с точки зрения выделения возрастных особенностей проявлений дезадаптации и девиаций у детей;
  6. Анализ соотношения неблагополучия семей, девиаций родителей и наличия дезадаптации и девиаций у детей. [1, с. 38]

Для реализации поставленных целей было проведено исследование 299 детей разных возрастов с признаками социальной дезадаптации у младших  и наличием девиаций у старших  детей, находящихся на учёте и  патронажном обслуживании одного из центров социальной помощи семье  и детям Московской области. Было обследовано пять возрастных групп  детей: 1 года - 17; 2-4 лет – 48; 5-7 лет  – 35; 8-12 лет – 94 и 13-17 лет – 105 человек.  Дети с психиатрическими отклонениями не изучались. В исследовании также  принимали участие их родители или  опекуны при выявлении анамнеза жизни ребёнка и семьи. На вопросы  о качестве жизни за детей 1 года и 2-4 лет отвечали их родители, дети 5-7 лет отвечали сами при помощи взрослого  – родителя, работника социальной службы, дети и подростки 8-12 лет и 13-17 лет отвечали самостоятельно. Популяционные данные были получены при анкетировании более 6000 детей разных возрастов в различных регионах России по опросникам качества жизни в предыдущих исследованиях.

В исследовании были применены  следующие методы:

  1. Изучение качества жизни детей с помощью специального опросника, который был представлен пятью вариантами, предназначенными для детей разных возрастных групп. Этот опросник был разработан и апробирован в ФГУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава» Все пять вариантов опросника содержали по четыре блока вопросов о физическом, эмоциональном, социальном и умственном функционировании ребёнка. Каждый из этих четырёх блоков содержит пять вопросов о наличии и характере тех или иных проблем жизнедеятельности – с учётом особенностей развития ребёнка определённого возраста. Ответы на эти вопросы градированы по пятибалльной системе (0 – нет проблемы, 1 – проблема проявляется редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда).

Блок оценки эмоционального функционирования содержит вопросы, касающиеся страхов, тревожности, возбудимости, депрессивности, агрессивности, блок оценки социального  функционирования – вопросы, затрагивающие  общение со сверстниками и взрослыми, самостоятельность и контроль за своим поведением, конфликтность  и стремление к уединению, наличие вредных привычек и склонности к отклоняющемуся поведению.

Кроме того, в каждом варианте опросника присутствовали два дополнительных блока, содержащих сведения о здоровье ребёнка и условиях жизни его  семьи: тип семьи (неполная, многодетная, приёмная), среднедушевые доходы (с  градациями), состояние жилища, внутрисемейные отношения (конфликты, насилие), наличие  у родителей вредных привычек и правонарушений. [1, с. 39].

  1. Сбор анамнеза (максимальной информации о психологическом, социальном и медицинском статусе детей и их родителей). Он представлял собой собеседование с членами семьи, с ближайшим окружением семьи, социальными службами, наблюдение за семьёй.
  2. Расчёт доли каждого вида девиантного поведения у детей разных возрастных категорий, а также расчет частоты соотношения факторов неблагополучия семьи и ближайшего окружения с проявлениями дезадаптации и девиаций детей. Он проводился с помощью стандартного статистического анализа, с определением доверительного интервала (  m) и достоверности различий по сравнению с одновозрастными популяционными данными по Стьюденту (t-критерий).

2.2 Результаты  исследования.

При оценке качества жизни детей была проанализирована связь различных особенностей семейной среды и бальных суммарных оценок (физического, эмоционального, социального и умственного функционирования) качества жизни детей по возрастным группам (рис. 1), [приложение, а].

Исходя из приведённых  данных, максимальное негативное воздействие  испытывают на себе дети 2-4 лет из неблагополучных  семей (чем выше бальная оценка, тем  больше негативное воздействие во всех сферах функционирования ребёнка). В  этом возрасте проблемы качества жизни  в наибольшей степени выражены у  детей из семей наркоманов и правонарушителей (32, 8 балла), пьющих (31 балл) и в конфликтных  семьях (28,1 балл). Если в период первичной  социализации ребёнок испытывает столь  большое психологическое напряжение, то и в дальнейшем социальная дезадаптация становится неизбежной.[1, с. 40].

В последующих периодах жизни  детей (от 4 до 17 лет) показатели качества жизни колеблются в пределах 21-28 баллов, что тоже значительно превышает  аналогичные данные детей из популяционных  групп.

Наибольшее число негативных проявлений у детей в 8-12 лет и 13-17 лет прослеживается в семьях, имеющих плохое жильё, и у детей  из семей наркоманов и правонарушителей (рис.1), [приложение, а]. Интересно, что в этих возрастных периодах, также у детей из семей с проблемами жилья с наибольшим напряжением происходит эмоциональное развитие и функционирование (рис. 3), [приложение, а].

Социально-психологические  факторы качества жизни, учитывающие  эмоциональное и социальное функционирование детей, оказались в данной ситуации ведущими и определяющими: низкий уровень  качества жизни у детей из проблемных семей значительно выше, чем в  популяции (рис. 2 и 3), [приложение, а].

Наибольшие отклонения в  социальной адаптации и социальном функционировании испытывают дети из семей наркоманов и пьющих родителей  – максимальные баллы по всем возрастам (рис. 2), [приложение, а]. Высокое эмоциональное напряжение (8,6 баллов в 2-4 года и 7,6 баллов в 13-17 лет) наблюдается также у детей из семей наркоманов. У них в большей степени проявляются тревожность, неуверенность в себе и агрессивность.

Сильный эмоциональный дискомфорт (7,7 балов при 5,5 в популяции) испытывают дети из конфликтных семей в возрасте 5-7 лет (в период подготовки к школе), а в 8-12 лет – дети из семей с  жилищными проблемами (7,1 балл при 4,4 в популяции) (рис. 2 и 3), [приложение, а].

Таким образом, показатели качества жизни, по свидетельству респондентов (детей и их родителей), непосредственно  обусловлены особенностями социального  окружения и средовыми факторами: уровнем дохода семьи, характером жилья  и микроклиматом семьи.

Оценка возрастных особенностей формирования и проявления дезадаптаций и девиантного поведения детей  проводилась путём расчёта доли каждого признака в различных  возрастных группах и сравнения  полученных данных с возрастными  популяционными показателями. Результаты представлены в таблицах распределения  показателей по возрастам. [приложение, а, б].

Психологические проблемы (нарушенный сон, повышенная возбудимость) и признаки социальной дезадаптации (к году не ест из ложки, не пьёт из чашки, не умеет  действовать с игрушками и  выполнять простейшие просьбы) обнаруживаются у обследуемых детей уже на первом году жизни, и количество этих проблем составило соответственно 17,6  2,2% и 5,9  2,4%, частоты их проявлений среди детей данного возраста. [1, с. 41].

В возрасте 2-4 лет указанные изменения наблюдаются у большого числа детей, появляются также некоторые поведенческие реакции – агрессивность и конфликтные отношения со сверстниками, что подтверждается высокой степенью достоверности (табл. 1), [приложение, а]. Частота девиаций ниже средневозрастной; достоверность высокая.

У детей 5-7 лет круг проявлений девиантного поведения расширяется за счёт побегов из дома, бродяжничества, табакокурения, аморального поведения. Обращает на себя внимание тот факт, что у детей 5-7 лет все частоты девиации ниже средневозрастных показателей. Особенно это касается табакокурения, агрессивности и конфликтных отношений со сверстниками, все эти девиации чаще встречаются у детей постарше (табл. 2), [приложение, а]. Частота девиаций ниже средневозрастной; достоверность высокая.

Среди детей 8-12 лет возрастают частоты и выраженность девиантного поведения, которые проявляются в социальной дезадаптации, психологических проблемах, плохой успеваемости, в конфликтных отношениях со сверстниками, аморальном поведении, бродяжничестве. У этих детей целый ряд девиаций превышает аналогичные средневозрастные показатели. [1, с. 43].

По сравнению с предшествующим возрастным периодом у детей 8-12 лет  в наибольшей степени возросло число  проявлений аморального поведения (с 2,9 до 20,0%, т.е. в 6,9 раза), конфликтных  отношений со сверстниками (с 2,9 до 14,9%, т.е. в 5 раз), увеличилась также агрессивность (с 2,9 до 13,8%, т.е. в 4,8 раза) и количество побегов из дома (с 4,0 до 11,7%, т.е. в 3 раза). Среди новых девиаций (по сравнению  с таковыми в возрастном периоде 5-7 лет) появились различные виды насилия над другими, попрошайничество, правонарушения, суицидальные попытки, пьянство и токсикомания. Попрошайничество у 8-12-летних встречается наиболее часто (в 2,5 раза чаще по сравнению со средневозрастным показателем) (табл. 3), [приложение, а].

У подростков 13-17 лет частота  и спектр девиаций возрастает до максимума. По сравнению с предшествующим возрастным периодом (8-12 лет) пьянство и наркомания увеличиваются в 16,5 раза; правонарушения – в 7,7 раза; токсикомания – в 5,2 раза; табакокурение – в 3,3 раза; физическое и психологическое насилие над другими – в 3,0 и 2,2 раза. Возросли также агрессивность (+79,7%), эмоциональное насилие над сверстниками (+41,9%), число психологических проблем (+40,4%) и суицидальных попыток (+38,1%), конфликтные отношения со сверстниками (+27,1%) и школьная неуспеваемость (+21,2%). Неизменным осталось число детей с аморальным поведением и уменьшилось число детей, совершающих побеги из дома, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством (табл. 4), [приложение, а].

Далее был проведён анализ соотношения неблагоприятных факторов семейного окружения и ближайшего окружения и наличия дезадаптаций и девиаций у детей, который показал, что наличие конфликтных отношений  в семье и асоциальное поведение  родителей неблагоприятно воздействуют на ребёнка уже в раннем возрасте (табл. 5), [приложение, а].

Формирование девиаций у  детей 2-4 лет в наибольшей степени  связано с любой девиацией  отца и особенно матери, главным  образом с их алкоголизацией, отстранённостью  от воспитания ребёнка и половой  распущенностью. Неблагоприятно действуют  на ребёнка конфликтная ситуация в семье, отсутствие родителей по любой причине. [1, с. 46].

Информация о работе Аномальное развитие личности