Аномальное развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить специфику девиантного поведения детей и подростков.
Основные задачи:
1. Изучить проблемы развития личности в научной литературе;
2. Выявить влияние неблагополучной семьи на развитие девиантного поведения у ребёнка;
3. Систематизировать свои знания о девиантном поведении и аномальном развитии личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.
1.1 Понятие, структура и развитие личности…………………………………….5
1.2 Девиантное поведение: понятие, факторы, причины………………………..7
1.3 Формы и профилактика девиантного поведения…………………………...10
Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей».
2.1 Организация и методы исследования……………………………………….19
2.2 Результаты исследования…………………………………………………….22
2.3 Выводы…………………………………………………………………….......27
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы…………………………………………………...29
Приложение (а - б)………………………………………………………………….....30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.68 Кб (Скачать)

 

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

         ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

                                     УНИВЕРСИТЕТ им И.И. ПОЛЗУНОВА»

 кафедра Теоретической и прикладной социологии

                                                                                       Курсовая работа защищена с оценкой

УДК                                                                                                                                   


                                                                             Руководитель

                                                                                             работы       к.с.н., доц. Татаркина Ю.Н.

                                                                                                              подпись, должность, и.о. фамилия

 

 

 

 

                        Аномальное развитие личности       

                                                      (тема курсовой работы)

 

                       

                        

                          Пояснительная записка к курсовой работе

                                                          По дисциплине «Психология»

                                                                    КР 040 101. 10.000

                                                                обозначение документа

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил                                                                                                        А.С. Мухортова

Студент СР-71                                                                                                                    подпись

 

 

Нормоконтроль                                                                                            к.с.н., доц. Татаркина Ю.Н.

                                                                                                               подпись, должность, и.о. фамилия

                                           Содержание:

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.

    1. Понятие, структура и развитие личности…………………………………….5
    2. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины………………………..7
    3. Формы и профилактика девиантного поведения…………………………...10

Глава 2. Изучение проблем аномального развития личности. Исследование Е.В. Бахадовой «Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей».

2.1 Организация и методы  исследования……………………………………….19

2.2 Результаты исследования…………………………………………………….22

2.3 Выводы…………………………………………………………………….......27

Заключение………………………………………………………………………….....28

Список используемой литературы…………………………………………………...29

Приложение (а - б)………………………………………………………………….....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение.

В настоящее время такие  проблемы, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, рост детской преступности, требуют пристального внимания общества. Разрушение государственной системы  общественного воспитания и организации  досуга детей в условиях рыночных отношений, а также кризисное  состояние института семьи –  усложнение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функции  семьи, приводят к аномальному развитию личности, к формированию девиантного поведения у детей. Соответственно, одними из первоочередных задач становятся выявление и предупреждение социальной дезадаптации детей и подростков, социально-психологическая поддержка семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

 Психологические причины  развития поведенческих отклонений  часто неразрывно связаны с  нарушением внешних условий социализации, нередко – с психическим неблагополучием  ребёнка.

Проблема аномального развития (девиантного поведения) личности рассматривается целым рядом научных дисциплин: социологией, психологией, педагогикой и др. Уже написано бесчисленное количество статей, учебных изданий, авторы которых рассматривают проблемы личности с разных аспектов.  Например, в учебниках, статьях по психологии (Р.С. Немов, А.Э. Штейнмец и др.)  личность рассматривается как совокупность психологических, психических качеств человека; в статьях по социальной педагогике, социологии (В.И. Золотов, Е.И. Холостова, Ю.В. Василькова и др.) личность, её развитие, рассматривается как социальное явление.

На сегодняшний день, учёные, исследователи, хотя и имеют схожие взгляды на понятие личность, но прийти к одному определению не могут. В каждой научной дисциплине, у  каждого учёного, исследователя  оно своё.

Объект моей курсовой работы – аномальное развитие личности.

Предмет – особенности  аномального развития личности (девиантного  поведения) у детей и подростков.

Цель – изучить специфику  девиантного поведения детей  и подростков.

Основные задачи:

  1. Изучить проблемы развития личности в научной литературе;
  2. Выявить влияние неблагополучной семьи на развитие девиантного поведения у ребёнка;
  3. Систематизировать свои знания о девиантном поведении и аномальном развитии личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблемы развития личности в научной литературе.

    1. Понятие, структура и развитие личности.

Существует закономерность: человеком рождаются, личностью  становятся.

Личность – это человек, владеющий своим поведением, способный осуществить выбор поступка, деятельности и жизненного пути, переживающий ответственность за свой выбор перед обществом и собой (учебник по общей психологии А.Э. Штейнмеца). [10, с. 69].

Личность – явление социальное. Она обладает набором обязательных социальных качеств. Качества личности – явление не врожденное, не предаются по наследству, но возникают в результате социального и культурного развития. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремлённость, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля и др. Например, индивидуальность – это своеобразное сочетание в человеке качеств, характеризующих его мировоззрение, устремления, способности, темперамент.

Темперамент – это совокупность природно обусловленных особенностей человека (или животного), определяющих тонус и динамику психических процессов.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств  человека, обуславливающих типичные для него способы поведения и  деятельности.

А целеустремлённость –  это способность достижения назначенной  цели.

Эти и некоторые другие качества (способности, эмоции и др.) составляют структуру личности.

Формирование личности –  это процесс становления человека в обществе. Личность способна к  самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

Развитие человека – результат  сложного длительного поступательного  процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические  и социальные свойства. Эти изменения  происходят в процессе формирования личности под воздействием её воспитания и образования.

Развитие личности осуществляется, прежде всего, в деятельности усвоения (присвоения) индивидом социального опыта – знаний, накопленных человечеством, общественных отношений, культуры человеческих взаимоотношений, т.е. в процессе социализации. [10, с. 70].

Развитие личности зависит  от 3 факторов: наследственности, среды  и воспитания.

Наследственность – это  физические, биологические свойства человека, родовые особенности его  организма. Цвет кожи, глаз, телосложение, особенности нервной системы  и мышления. По наследству передаются задатки и способности человека.

Среда – это глобальные события на планете, экономические  события, стихии, события в стране, в обществе, где живет человек. Это религиозное влияние, влияние  улицы, сверстников, школы, семьи и  др. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно.

Воспитание - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Перевоспитание – это  педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление  отклонений в поведении личности.

Существует два понятия: «перевоспитание» - перестройка всей структуры личности и «исправление» - преодоление отдельных недостатков.

Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали. [3, с. 56].

Развитие личности (аномальное) — хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Аномальное развитие личности включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, заведомо неадекватного воспитания, катастрофических или чрезмерно продолжительных стрессов. Любая девиация – это аномальное развитие личности.

    1. Девиантное поведение: понятие, факторы, причины.

Как я уже говорила, любая  девиация человека – это его аномальное развитие, т.е. аномально развитая личность имеет девиантное поведение.

Девиантное  поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиантное поведение  подразделяется на две большие категории.

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.

В числе разнообразных  взаимосвязанных факторов, обуславливающих  девиантное поведение, выделяют такие, как:

- индивидный фактор, действующий  на уровне психобиологических  предпосылок асоциального поведения,  которые затрагивают социальную  адаптацию индивида;

- психолого-педагогический  фактор, проявляющийся в дефектах  школьного, семейного воспитания; [5, с. 239].

- социально-психологический  фактор, раскрывающий неблагоприятные  особенности взаимодействия несовершеннолетнего  со своими близким окружением  в семье, на улице, в учебно-воспитательном  коллективе;

- личностный фактор, который  прежде всего проявляется в  активно-избирательном отношении  индивида к предпочитаемой среде  общения, к нормам и ценностям  своего окружения, к педагогическим  воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

- социальный фактор, определяющийся  социальными и социально-экономическими  условиями существования общества.

Во многих случаях предпосылки  девиантного поведения создают  именно социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры  или группы).

В самом общем виде основные причины девиантного поведения  подростков в современных условиях можно сформулировать следующим  образом.

  1. Неблагополучие экономики, политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной и политической сферах, неверие в государственные, политические институты, естественно, вызывают у подростков и молодых людей потребность вырабатывать способы, методы выживания, борьбы с враждебной социальной средой. Отстаивая в этих условиях право, быть субъектом социального действия, молодёжь невольно сбивается на путь агрессивности, насилия.
  2. Кризис общественного сознания, перемены в ценностных ориентациях населения. Главными жизненными ценностями становятся так называемые «приватные», личные ценности, связанные с семейным домашним микроклиматом индивида (здоровье, семья, жилище, материальная обеспеченность). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство) утрачивают своё былое значение.
  3. Издержки государственной молодёжной политики. Подход к государственной молодёжной политике должен состоять, прежде всего, в признании её как части общей социальной политики государства. Последняя же может быть эффективной только в случае ее адресованности и адекватности запросам молодёжи как особой социально-демографической группы. [5, 244].
  4. Рост семейного неблагополучия (конфликты в семье, разводы, плохие бытовые условия и т.д.). Существует непосредственная связь между девиантным поведением подростков и неблагополучием в семье. Дефекты семейного воспитания – часто первопричина искажённого формирования личности и последующего перехода на преступный путь подростков, так как на примере родителей они получают представление о должном поведении, об отношениях к обществу, труду, другим людям и т.п. Решающее значение приобретает общая нравственная позиция семьи.
  5. Недостатки воспитательной системы народного образования (непрофессионализм педагогов, их проявление грубости по отношению к родителям, ученикам и др.), слабая материальная база учреждений образования.
  6. Слабая материально-техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков. Дефицит специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга в рамках традиционных общественных институтов вызывает усиление деструктивных, разрушающих культуру и личность процессов, провоцирует асоциальные формы поведения, субъективно воспринимаемые подростком как способ личностного самоутверждения, признания, самовыражения.
  7. Несоблюдения права на труд, проблема трудоустройства выпускников школ. Сам труд в общественном производстве во многом перестал выполнять функцию развития личности и реализации её потенциала.
  8. Невыполнение положения конституции о праве на жилище. Рост в стране числа бездомных людей, в том числе детей, подростков и молодёжи.
  9. Социальная и физиологическая незрелость подростков, особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать новые ощущения, и в недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия. [5, 247].
  10. Так называемый «страх смерти». Под ним понимают страх за свою жизнь. Как объясняют психологи, он и является часто причиной озлобленности подростков, жестокости и насилия.

Информация о работе Аномальное развитие личности