Агрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:19, дипломная работа

Описание работы

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..5

Глава 1 Теоретический анализ психологический
особенностей личности агрессивных подростков
Агрессия. Основные подходы к исследованию
агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………..9
Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход………………………………………15
Этологический подход………………………………………17
Подход к агрессии Э. Фромма……………………………..18
Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19
Понимание агрессии К. Хорни…………………………..…19
Фрустрационная теория: агрессия и
Фрустрация…………………………………………………………..20
Теория социального научения:
бихевиоральная модель…………………………………………….22
Гуманистическое направление
по изучению агрессии……………………………………………….24
Взгляды отечественных психологов
на агрессию………………………………………………………….25
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения
подростков………………………………………………………………..29
Условия возникновения агрессивного поведения
у подростков………………………………………………………………34
Личность. Психологические особенности личности
агрессивных подростков
Психодинамические теории личности………………………38
Модификация ортодоксального психоанализа
в теории личности……………………………………………………39
Поведенческие теории личности……………………………..40
Гуманистические теории личности…………………………..41
Диспозиционные теории личности…………………………..41
Когнитивные теории личности……………………………….42
Подходы отечественных психологов
к изучению личности…………………………………………………42
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических
особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования………………..47
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков………………………………….49
2.3. Общая характеристика программы психологической
коррекции особенностей личности агрессивных подростков………….58
2.4 Диагностика уровня сформированности
психологических особенностей личности
агрессивных подростков …………………………………………………66

3.Выводы……………………………………………………………………74
4. Заключение………………………………………………………………75
5. Библиография……………………………………………………………76
6. Приложение……………………………………………………………...81

Работа содержит 1 файл

Диплом копия агр подростко.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

 

1.3. Условия  возникновения агрессивного поведения  подростков

 

На возрастание проявления насилия и агрессивности среди  людей влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность. В настоящее  время повседневностью стали конфликты, некоторые из них перерастают в физическое насилие, нанесение телесных повреждений, различные виды преступных посягательств против личности. Подобные конфликты сопровождаются взаимном неуважением, грубостью, оскорблениями, жестокостью. Особенно неблагополучно положение молодежи из необеспеченных и малообеспеченных семей, которые ограничены в материальных  возможностях удовлетворения своих желаний, интересов. Возникает чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, которое толкает некоторых их них на  совершение грабежей, разбоев, насилия. Подобные действия сопровождаются ожесточением, служащим средством психологической компенсации пережитых унижений.

Эмоциональная сфера  подростка характеризуется повышенной реактивностью, возбудимостью, резкой сменой настроения. Подростки проявляют высокую тревожность  на всех уровнях общения, прежде всего с родителями, взрослыми, от которых зависит их положение.

К специфическим формам подросткового  поведения относятся: реакция увлечения (хобби – реакция), реакция эмансипации, реакция объединения в группы со сверстниками,  реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечениям. Проявления насилия, агрессивного поведения среди подростков состоит в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.

Следующие факторы особенно влияют на формирование представлений  и поведение ребенка:

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ –  ребенок не получает должного внимания со стороны родителей;

ГИПЕРОПЕКА – чрезмерная регламентация и контроль за поведением;

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ – родители ориентированы только на свои проблемы и отвергают ребенка;

ЖЕСТОКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  – излишние строгие наказания, в  том числе за мелкие проступки, за самое незначительное непослушание;

«КУМИР СЕМЬИ» -   ребенок является постоянно объектом внимания и восхищения.

Подобные модели отношения к  ребенку  в семье формируют  у него качества, которые порождают тревожность в его поведении и склонность к крайним реакциям и эмоциям, в том числе и агрессивного характера. Семья формирует не только социально значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни.  Нет ни одного социального аспекта поведения подростка, на которые не оказала влияние семья.[48,109].

Агрессивность ребенка можно выявить по следующим признакам:

1.Частые  случаи действий против  других детей (насмешки, побои,  лишение какого-либо предмета).

2.Частые эпизоды гневных выкриков  или приступы плохого настроения.

3.Постоянное противоречие родителям  и другим авторитетным взрослым.

4.Многочисленные поступки, направленные  на разрушение.

Деятельность средств массовой информации наложила значительный отпечаток на психику подростка – поток  кино, телефильмов, печатной продукции, рекламы, заполненные сценами обмана, насилия, секса – делают подростка агрессивным. Обилие «детективов», «боевиков», «порнографических фильмов» и т.д. провоцируют агрессивные формы поведения, делая подростка взрослыми в его собственных глазах. Телевидение не только развлекает и дает информацию, но формирует в детях, подростках суждения, модели поведения.

Основные вопросы, которые  вызывают беспокойство:

1.Вредно ли для эмоционального  здоровья детей проводить столько  времени перед телевизором ( в  среднем 3-7 часов). Так ли много  телепродукции связано с насилием?

2.Может ли наблюдение сцен  насилия на экране формировать  жестокость?

Психиаторы и психологи  пришли к выводу, что воздействие  телевидения  на человека преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем:

  • Подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении подражают насилию, увиденному на экране.
  • Они склоны отождествлять себя  с определенными жертвами или агрессорами.
  • Подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмотрев много сцен насилия.
  • Они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения  и способом решения своих проблем.[59,109].

Представляете себе айсберг, что над водой  - это наше сознание, что под водой, чего мы не видим – подсознание. Наш сознательный ум старается не пропускать все то, что является нездоровым, все то, что не приемлемо для общества.  Сознание подстраивается под базовые программы, заложенные в подсознании. Если вы получаете одновременно команду на сознательном уровне – вы слышите и прочитываете (реклама, фильм), и команду на подсознательном уровне (через изображение). В своем поведении вы подчиняетесь в первую очередь команде, идущей с уровня подсознания. Важно какую информацию мы получаем с экрана телевизора, но еще важнее какая информация находится за кадром.[28,38].

Отдельно следует сказать  о музыкальном пристрастии подростков.  В возрасте 11-12 лет у подростков возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям.  Во многом он определяется существующей  в молодежной среде, компании сверстников моде на те или иные музыкальные направления. Интерес даже страсть к определенным музыкальным стилям связан с особенностями эмоциональной жизни подростка, с потребностями в эмоциональном насыщении, слова песен являются как бы ответом на многочисленные  мучащие подростка вопросы.[50,123].

Ученые пришли к выводу, что современные музыкальные  стили и направления негативно влияют на эмоциональное здоровье людей. Итак, современные направления – рок, поп-музыка, джаз, танго, блюзы, вуду, компьютерная музыка имеют рваный ритм, который не является синхронным с ритмом организма.  Эта музыка создает некоторый тип статического электричества, которое изменяет сердцебиение. Когда вы танцуете, делая резкие, интенсивные движения, энергия выбрасывается, разрушая ауру человека, который ее  слушает. Подросток чувствует  поток энергии, но он течет вниз, что толкает слушателя в депрессию, появляется чувство злобы, раздражения, агрессии, музыка может вызвать головную боль, ухудшение сна, психические и эмоциональные расстройства, подросток чувствует себя опустошенным и усталым. 

Что же касается слов  современных текстов песен  - на протяжении всей песни может быть одно слово, растянутое во времени -  смерть, насилие наркотики, самоубийство. Эти слова проникают в подсознание «жертв», слушающих музыку. И человек оказывается запрограммированным на смерть и разрушение, это уничтожение самой жизни. Какая может быть любовь к жизни, когда  все подсознание настроено на ритмы смерти, а в своем поведении человек подчиняется команде, идущей с уровня подсознания.

У нас в стране произошел  полный переворот в культуре  и причина – злоупотребление звуком. Подобная музыка стала частью нашей жизни, она звучит как музыкальный фон в общественных местах, все, что мы покупаем, вся одежда, пища,  пропитана этим звуком.  Если она насаждается еще более интенсивно и агрессивно то становится умоубийством.  Датский психолог  Д. Мирло предложил этот термин. Он сказал: «Убийство разума разработано по всем правилам науки, чтобы люди добровольно подчинились дисциплине недумания, стали подобно роботам, рабами»…[29,43].

Душа воспринимает эту  музыку, как насилие, но по мере того как она становится частью нашей культуры, мы привыкаем к ней, так происходит с другими вредными привычками, будь то привычка к алкоголю, никотину, наркотикам или  любая другая  зависимость, мы хотим этой музыки все больше и больше, потому что она забирает у слушателя всю энергию, и «жертвам» приходится слушать и слушать, чтобы получить дополнительный стимул. Это настоящая зависимость от ритмов, противостоящих ритму организма. Если разум и чувства человека расстроены, желания не очищены, он может выбрать то, что не бросает вызов его стандартам, а потакает избранным им порочным нормам. Так обесценивается искусство и другие ценности.

Таким образом,  причинами  агрессивности  выступает экономическая  и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка – темперамент, характер, конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье,  характер и условия семейного воспитания.

 

1.4. Личность.  Психологические особенности личности

агрессивных подростков

 

1.4.1. Психодинамические  теории личности

 

В теории З. Фрейда личность человека включает в себя три структурных  компонента: ид, эго и суперэго. Ид – это инстинктивное ядро личности; является примитивным, импульсивным,  подчиняется принципу удовольствия. Эго – представляет рациональную часть личности и  руководствуется принципами реальности. Суперэго – формируется последнюю очередь в процессе развития личности, представляет  ее моральную сторону. Состоит из 2-х структур – совести и эго-идеала. [54,152].

А. Адлер описывает  человека как единого, самосогласующегося и целостного; человеческую жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуума как творческого и самоопределяющегося. Люди стараются компенсировать  чувство собственной неполноценности, борясь за превосходство. Каждый вырабатывает свой уникальный стиль жизни. Стиль жизни личности проявляется в ее установках, поведении, направленных на решение трех основных задач: работа, дружба, любовь. Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, избегающий, получающий, социально- полезный тип.  [54,207].

К. Юнг усматривал в  личности три взаимодействующие  структуры: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами, где заключается опыт всего человечества. Наиболее значительными архетипами являются персона, тень, анима, анимус, самость. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации: экстраверсия и интроверсия; также выделил четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности. Рассматривая вопрос о развитии личности, К. Юнг особо выделял движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и  интегрирования различных элементов личности.  [54,208].

1.4.2. Модификация  ортодоксального психоанализа в  теории личности

Э. Эриксон рассматривал личность, как автономную личностную структуру. Выделял личность - как объект влияния социальных и исторических сил. В его теории акцент делается на качествах эго. Эго проходит в своем развитии несколько стадий: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автономия  - стыд и сомнения; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие  - неполноценность; 5) эго – идентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность  - застой; 8) эго – интеграция – отчаяние. Индивидуальное  своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов. [54,262].

Э. Фромм особое внимание уделял влиянию на личность социальных и культурных факторов. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку. Эти потребности базируются на  конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов и преданности. Непродуктивные типы характера: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный. В основе продуктивного характера лежат разум, любовь, труд.

К. Хорни утверждала, что  отношения между родителями являются решающим фактором  в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными  являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности и затем к  базальной тревоге. [54,263].

1.4.3. Поведенческие  теории личности

 Научающе-бихевиоральный  подход к личности касается  открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Б.Ф. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиологическим объяснением поведения. Он отрицал все внутренние источники поведения.

А. Бандура описывает  психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных,  когнитивных и относящихся к социальной среде факторов. Люди, согласно этой концепции, не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые делают все, что им захочется.  Основная теоретическая концепция Бандуры – научение через наблюдение, которое регулируется четырьмя взаимосвязанными факторами – процессами внимания, сохранения, двигательного воспроизведения, мотивации. [54,422].

1.4.4.Гуманистические  теории личности

Личность представляет собой единое целое. В процессе развития в  личности как целом выделяется свойства, как части, определяемые целым и представляющие различные стороны его многообразия. Всякое существование есть раскрытие сущности. Сущность предшествует существованию и лишь проявляются в нем. Существование – это история бытия,  в котором каждый  неопределенный «кусок материи» становится определенным объектом, а человек – объектом и субъектом, т.е. личностью. Не  личность предшествует существованию, а бытие создает личность.(А. Маслоу, В. Франкл  . [34, 204]).

К. Роджерс сформулировал  теорию личности, в которой подчеркивал тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.  В теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства  - тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя. Единственная реальность – субъеткивная  реальность – личностный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я- концепции. [54, 568]

Информация о работе Агрессия