Агрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:19, дипломная работа

Описание работы

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..5

Глава 1 Теоретический анализ психологический
особенностей личности агрессивных подростков
Агрессия. Основные подходы к исследованию
агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………..9
Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход………………………………………15
Этологический подход………………………………………17
Подход к агрессии Э. Фромма……………………………..18
Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19
Понимание агрессии К. Хорни…………………………..…19
Фрустрационная теория: агрессия и
Фрустрация…………………………………………………………..20
Теория социального научения:
бихевиоральная модель…………………………………………….22
Гуманистическое направление
по изучению агрессии……………………………………………….24
Взгляды отечественных психологов
на агрессию………………………………………………………….25
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения
подростков………………………………………………………………..29
Условия возникновения агрессивного поведения
у подростков………………………………………………………………34
Личность. Психологические особенности личности
агрессивных подростков
Психодинамические теории личности………………………38
Модификация ортодоксального психоанализа
в теории личности……………………………………………………39
Поведенческие теории личности……………………………..40
Гуманистические теории личности…………………………..41
Диспозиционные теории личности…………………………..41
Когнитивные теории личности……………………………….42
Подходы отечественных психологов
к изучению личности…………………………………………………42
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических
особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования………………..47
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков………………………………….49
2.3. Общая характеристика программы психологической
коррекции особенностей личности агрессивных подростков………….58
2.4 Диагностика уровня сформированности
психологических особенностей личности
агрессивных подростков …………………………………………………66

3.Выводы……………………………………………………………………74
4. Заключение………………………………………………………………75
5. Библиография……………………………………………………………76
6. Приложение……………………………………………………………...81

Работа содержит 1 файл

Диплом копия агр подростко.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

 

Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия  были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия – это попытка нанесения другим телесных  или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:

АГРЕССИЯ    - это  любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [8,18].

Некоторые авторы [8,18] агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется  с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как  желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.

1. Как объяснить, что  агрессор по свободной воле  оскорбил жертву, как  один  человек намерен навредить другому.

2. Намерение – это  личные, скрытые, недоступные прямому  наблюдению замыслы.

Однако, иногда, намерения  причинить вред устанавливаются  просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:                                    

1. Агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное целенаправленное  причинение вреда жертве.

2. В качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

3. Жертва должна обладать  мотивацией избегания подобного  с собой обращения.

Агрессия (от лат.aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, или ущерба, или на уничтожение другого человека, или группы людей. В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти. Она разделяется на экспрессивную (сила проявления эмоций, чувств); враждебную агрессию, которая характеризуется целенаправленностью, осознанным намерением нанесения вреда другим; инструментальную – где цель субъекта нейтральна, а агрессия используется как средство ее достижения. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Причинами агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоунижение, самообвинения.[31,416].

Агрессивное поведение  (фр. agressif - вызывающей, воинствующей; от лат. aggredior -  нападаю) – действия, имеющие целью причинения морального или физического ущерба другим.[38,7].  Агрессия – это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку. Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к детям. Агрессивная ориентация проявляется в действиях, направленных против личности, оскорбления, изнасилования, убийства. Существует связь между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека и действие опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация, для себя данной ситуации.[5,27].

Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.

Физическая агрессия – причинение боли или повреждения  другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.

Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:

а). Многочисленные отпоры;

б). Отрицательные отзывы и критические замечания;

в). Выражение отрицательных  эмоций – недовольство другими в  форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;       

г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;

д). Оскорбления, упреки обвинения;

е). Угрозы, вымогательства, принуждения.

Кроме того простой крик – часто носит агрессивный  характер.

Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии –жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые  ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться  у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.

Существует мнение, что  когда человек не чувствует  себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят  явную и скрытую  форму:

    • Ярость, вспышка гнева;
    • Гнев
    • Полная пассивность, страх;
    • Сознательный уход от деятельности;
    • Скука;
    • Депрессия – длительно подавленный гнев;
    • Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
    • Эгоцентризм, гордыня.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась,  представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.

Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

1.1.1.   АГРЕССИЯ  КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДННИЕ:

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Агрессия – это  поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку, возникающее по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначально врожденные неосознанные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения. 

В своих ранних работах  З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни, с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидных импульсов. Фрейд предположил существование второго основного инстинкта (танатоса) – влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни – это отрицательные эмоции – злоба, ненависть, деструктивность.  З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни  (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение)  служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выходит наружу и направлена на других.

 

 

 

 

 

 

                    РАЗРУШЕНИЕ               СОХРАНЕНИЕ

 

ТАНАТОС                                 Я                                    ЭРОС

 

 

                                                         ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ    

                                                                           ЭНЕРГИИ

 

 

                            АГРЕССИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДРУГИХ.

 

З. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие противоречия между инстинктами и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе как  агрессия и насилие. Насилие человек совершает по отношению к себе самому и  по отношению к  другим,  к внешнему миру. В аспекте концепции Я, Сверх – Я,  насилие, агрессия является     результатом конфликта Я и Сверх -  Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внутреннего и внешнего. Противоположностью между влечением к жизни и к смерти объясняется, что любовь к объекту свидетельствует о полярности между любовью (нежностью) и ненавистью (агрессивностью). Влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную). Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее свое начало в присущем человеку инстинкте смерти, но, и неизбежное, поскольку, если  энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск  надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить вероятность появления более опасный действий. Этот аспект в теории  З. Фрейда (положение о катарсисе) совершение эмоциональных/экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения опасных поступков. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у Фрейда соотносятся со стадиями детского  развития. Отмечается, что фиксация на оральной стадии может привести к формированию таких агрессивных черт характера как наклонность к сарказму, сплетням. Фиксация на анальной стадии  может привести к формированию упрямства, которое переходит в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу  и мстительности. . [54,114].

1.1.2. ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД

Агрессия является инстинктом, изначально и неотъемлемо присущим человеку. К. Лоренц писал: «Агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявлением «инстинкта смерти», - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях также, как и они, служат сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям, но аналогично хотя не столь драматично обстоит дело  с другими инстинктами». [19,56]. Человек должен признать, что его поведение подчинено природе. Исследуя агрессию, он рассматривал ее как часть общего животного мира, законы природы объясняют поведение и действия. Итак, согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживания, который присутствует у людей как и у других  живых существ. Этот инстинкт развивался в ходе длительной эволюции: а) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов; б) агрессия помогает улучшать генетический фонд вида  за счет того, что оставить и сохранить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы; в) сильные животные лучше защищаются и обеспечивают  выживание своего потомства. Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.  Таким образом, агрессивнее действия являются совместной функцией: 1) количество накопленной агрессивной энергии и 2) наличие силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Чем большое количество агрессивной энергии имеется в данной момент, тем меньший силы стимул требуется для того, чтобы агрессия «выплеснулась» во вне. У людей, в отличие от большинства других живых существ, распространено насилие по отношению к представителям своего собственного вида. К. Лоренц считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности  наносить серьезные повреждения своим жертвам. Итак, К. Лоренц рассматривал агрессию, как неизбежное  следствие  врожденных сил. Он говорил о возможности   ослабления агрессии  и контроля подобного поведения.   Он полагал, что участие в различных действиях , несвязанных с причинением ущерба, может предотвращать накопление агрессивной энергии до опасного уровня и, таким образом, снизить вероятность вспышек насилия. Угроза вспышек, выплеска насилия  у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться не совместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

1.1.3. ПОДХОД  К АГРЕССИИ Э. ФРОММА

Агрессия – это  мазохистское влечение к смерти, к  страданию. Э.Фромм  выделяет несколько  форм насилия: игровое, реактивное, насилие  из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови. Уделял внимание анализу такого типа как садизм – когда один человек пытается подчинить другого своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли,  иметь возможность сделать с ним что угодно, унизить, поработить, но главная цель – заставить страдать, причинить боль. Человек использует свою силу, чтобы разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое. Тогда насилие превращается  в комперсаторное – это результат искаженной жизни человека. Единственное средство от проявления подобного насилия – увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил.  Разочарование в вере, добре, любви делают человека циником,  разрушителем. Разочарование ведет к ненависти жизни. Насилие из мести свойственно определенным индивидам  так и целым группам. Жажда мести может быть восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоуважения, восстановлением идентичности. Существует связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, культурным  обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет другую суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано  не на реальной данности, а на манипуляциях. [48,99].

  Итак, Э. Фромм   отмечал, что фрустрация потребностей  и желаний является обычном явлением в обществе, отмечал, что агрессия и насилие постоянно возникают, и, так или иначе проявляют себя. Фромм связывал проблему насилия и агрессии с вопросом о социальном характере человека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.

1.1.4. ВЗГЛЯДЫ К.Ю. ЮНГА НА АГРЕССИЮ

  Объяснял причины  проявления агрессивности  и  насилия в  соответствии с  обоснованной им концепцией бессознательного  и архетипами. Агрессия, насилие объясняется воздействием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению.[48,101].

1.1.5. ПОНИМАНИЕ  АГРЕССИИ К. ХОРНИ

К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых  индивид проявляет агрессию, насилие, показала взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности.  Человек, подверженный состоянию «движению против людей», склонен к конфликтности, проявлению агрессивности, насилия.  Агрессия является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида, стремление к безопасности, гипотетические потребности комфорта и удовольствия.[48,101].

Информация о работе Агрессия