Агрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:19, дипломная работа

Описание работы

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..5

Глава 1 Теоретический анализ психологический
особенностей личности агрессивных подростков
Агрессия. Основные подходы к исследованию
агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………..9
Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход………………………………………15
Этологический подход………………………………………17
Подход к агрессии Э. Фромма……………………………..18
Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19
Понимание агрессии К. Хорни…………………………..…19
Фрустрационная теория: агрессия и
Фрустрация…………………………………………………………..20
Теория социального научения:
бихевиоральная модель…………………………………………….22
Гуманистическое направление
по изучению агрессии……………………………………………….24
Взгляды отечественных психологов
на агрессию………………………………………………………….25
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения
подростков………………………………………………………………..29
Условия возникновения агрессивного поведения
у подростков………………………………………………………………34
Личность. Психологические особенности личности
агрессивных подростков
Психодинамические теории личности………………………38
Модификация ортодоксального психоанализа
в теории личности……………………………………………………39
Поведенческие теории личности……………………………..40
Гуманистические теории личности…………………………..41
Диспозиционные теории личности…………………………..41
Когнитивные теории личности……………………………….42
Подходы отечественных психологов
к изучению личности…………………………………………………42
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических
особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования………………..47
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков………………………………….49
2.3. Общая характеристика программы психологической
коррекции особенностей личности агрессивных подростков………….58
2.4 Диагностика уровня сформированности
психологических особенностей личности
агрессивных подростков …………………………………………………66

3.Выводы……………………………………………………………………74
4. Заключение………………………………………………………………75
5. Библиография……………………………………………………………76
6. Приложение……………………………………………………………...81

Работа содержит 1 файл

Диплом копия агр подростко.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

Агрессивность рассматривается как системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее в зависимости от воздействующих биологических, психологических, социальных факторов конструктивный (социализированный) или, при нарушении социализации, деструктивный характер, при этом подчеркивается необходимость изучения роли агрессии в структуре психологической индивидуальности субъекта как целостного феномена (С.Л. Соловьева); в зависимости от места в структуре деятельности и особенностей механизма саморегуляции выделяется личностный, осуществляемый в рамках деятельности; индивидуальной, соотносимый с действиями, и индивидный, связанный с отдельными операциями  уровня агрессивного поведения (Н.А. Ратинова).

Т.Н. Курбатовой (опираясь на представления Б.Г. Ананьева) осуществлен структурный анализ агрессии, в основе которого выделены три уровня: индивидный (связан с природной основой, защитой себя, потомства, имущества и т.д.),   субъектно-деятельностный (связа со стремлением к достижению цели и реакций на угрозу, проявляется в привычном стиле поведения), личностный (связан с мотивационной сферой, самосознанием, проявляющийся в предпочтении насильственных средств для реализации своих целей).

Новый нетрадиционный подход к трактовке агрессии осуществлен в  исследовании О.Ю.Михайловой, в котором агрессия выступает как одна из поведенческих стратегий активного разрешения неудовлетворяющей субъекта ситуации, формирующаяся на основе поисковой активности.  Будучи уже сформирована, она проявляется как самостоятельная форма поведения, хотя включает в себя и в дальнейшем элементы поисковой активности, сохраняя тем самым признаки своего происхождения.[55,11].

При попытках прогнозирования  агрессивного поведения подростков в настоящее время наиболее часто применяется теория социального научения, которая представляет собой синтез традиционной теории научения и когнитивной теории мотивации (А. Бандура), апеллирующая к социальным воздействиям, к социальным условиям формирования личности ребенка (М.Раттер); наибольшее внимание уделяется внешним (социальным) детерминантам агрессии детей, и, прежде всего, характеру внутрисемейных отношений (Р.Бэрон, Р. Ричардсон). В отечественной литературе детская агрессивность рассматривается как некоторое качество, которое формируется в возрасте около трех лет, существуя до пубертатного возраста, преимущественно, в форме физической агрессии, претерпевает процесс  социализации, включающий освоение новых, более социально приемлемых, вербальных способов агрессивного поведения (И.А. Фурманов).

В последнее время  намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, формирующегося под влиянием не только биологических (например, хромосомные аномалии) и социальных (например, стиль воспитания в родительской семье), но также и психологических факторов. К психологическим факторам агрессии относят когнитивные факторы (определенный способ восприятия и интеграции воздействующих стимулов), эмоциональные (эмоции злости, гнева, мотивирующие агрессивные действия), волевые (уровень контроля за эмоциональными реакциями и поведением в целом), на основе которых, складывается соответствующая модальность агрессивности: конструктивная или деструктивная, что позволяет диагностировать уровень социализации свойства агрессивности формирующейся личности (Е.В. Ольшанская).[55,12].

Однако при всем обилии появившихся исследований в современной  западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Таким образом, не существует единого мнения на определение агрессии и причины ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, а  затрагивает только определенный аспект проблемы.

 

1.2.  Проявление  особенностей агрессивного поведения подростков

 

Одним из самых сложных  периодов в онтогенезе является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательные негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности. Свертывание прежде установившейся системы интересов и протестующий характер поведения  по отношению к взрослым. С другой стороны, этот возраст отличается массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразным и содержательным  становится его отношение с другими детьми и взрослыми, значительно изменяется и качественно расширяется сферы его деятельности, развивается ответственное отношение  к себе, другим людям.  Определение подросткового возраста в  качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание, оно и другие изменения, связаны с развитием организма, оказывает свое влияние на  психическое развитие. Тревожащие моменты в поведении подростка -  такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность  принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно – группового общения, складывающегося в различных компаниях. 

В современной психологии сказано,  что человек не рождается  эгоистом или альтруистом, скромным или хвастуном, атеистом или религиозным  – он становится таким. Ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, является не биологические свойства, а недостатки семейного воспитания.

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых.  Он стремится  играть определенную роль среди сверстников и старших. Во взрослом сообществе утверждается позиция, препятствующая развитию социальной активности подростков – ребенок должен слушаться.  В результате складывается между взрослыми и подростками психологический барьер, стремясь преодолеть который,  многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения,  желая привлечь на себя внимание, показать, что Я изменился, что у Меня есть свои права и обязанности.

Сущность агрессивного поведения проявляется в  анализе  его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера – гнев, месть враждебность, злость, отвращение, возмущение, страх, тревожность, вина.  Агрессивное поведение, связанное с этими эмоциями, которые выражаются в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах отчасти изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества. Одна и та же эмоция, по - разному,  влияет на разных людей, она оказывает разное влияние на  одного и того же  человека в целом.  Они воздействуют на уровень электической активности мозга,  на напряжение мышц, лица, тела, на функционирование кровеносной, дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира: от  яркого и светлого -  к темному и угрюмому; наши действия -  от неадекватных к искусственным  и целесообразным. Индивидуальные особенности, различие эмоциональных порогов у детей, влияют на частоту, с которой они выражают свои эмоции, определяют характер реакций на них  у окружающих. Характер же реагирования на эмоциональное поведение детей обусловливает их экспрессивный стиль, личностные особенности.  Чувства, эмоции, переживания, порождаемые внешними и внутренними причинами, выражаются у человека  обычно в той форме, принятой  в той культуре, к  которой он принадлежит.  Проявлению агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемые  в различных институтах социализации, в том числе не только семьи, школы, но и СМИ.

Данные современной  науки убеждают, что  агрессивный  подросток –  это прежде всего  обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.  Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Так же могут влиять   и природные особенности  - его темперамент, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение держать себя. Подросток ищет выхода внутреннему напряжению.

В науке осуществлялись попытки типологии по  раскрытию  причин агрессивности подростков. При этом одни исследователи полагают, что необходимо базироваться на психодинамических  различиях, другие берут за основу их особенности психосоциального  развития.

Примером такой типологии  являются:

Первая группа – подростки  с психопатическими чертами характера.

Вторая группа -  дети с задержкой умственного развития.

Третья группа – подростки  не имеющие патологических отклонений, но не правильно воспитанные, безнравственные.

П.П. Бельский, исходя из мотивации и поведения подростков, предложил:

  • Подростки, стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные потребности.
  • Слабовольные дети, поддающиеся внушаемости.
  • Подростки, действующие под влиянием истории.

И.А.Невский предлагал  следующие:

  • Подростки с педагогической запущенностью.
  • Подростки с социальной запущенностью.
  • Подростки с крайней социальной запущенностью.

С.Я. Беличева выделила группы:

  • Подростки глубоко педагогически запущены, их суждения примитивны, поверхностны их процессы внимания, запоминание ослабленное.
  • Дети характеризуются аффективными нарушениями, они раздражительны, озлобленны, гневливы, проявляются истеричные формы поведения.
  • Подростки развязные, конфликтные.

В западных работах выделяются две группы:

1. Подростки с социализированными  формами антиобщественного поведения – характерны эмоциональные расстройства.

2. Дети, отличающиеся  несоциализированным  агрессивным  поведением – различные психические нарушения.

Истоки агрессивности  лежат  в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом ), в меньшей мере со сверстниками, учителями.[51,64].

ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ:

Если ребенка часто  критиковать -  он учится осуждать.

Если ребенку часто  демонстрировать враждебность –  он учится драться.

Если ребенка часто  высмеивают – он учиться быть робким.

Если ребенка часто  позорят – он учится чувствовать  себя виноватым.

Если к ребенку часто  бывают снисходительны – он учиться  быть терпеливым.

Если ребенка часто  хвалят – он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенок живет  с чувством безопасности – он учиться  верить.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенок живет  в атмосфере  дружбы и  чувствует себя нужным -  он учится находить в этом мире любовь.

На основе наблюдений выделяют четыре группы определенного типа поведения подростков. Разделены условно.

ПЕРВАЯ ГРУППА: характеризуются  устойчивым комплексом у подростков аномальных и аморальных,  примитивных потребностей, стремление к потребительскому время препровождению, деформации  ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитета – являются типичными особенностями этих детей.  Они эгоистичны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

ВТОРУЮ ГРУППУ: составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Обладая более широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное  положение за счет притеснения слабых, младших.  Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У детей извращено представление о мужестве, о товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляться у них ситуативно, в основном против тех,  кто слабее.

ТРЕТЬЮ ГРУППУ: подростков характеризует конфликт между деформированными позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами.  Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью.  Эти дети  апатичные не стремятся к достижению успеха.    В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.

В ЧЕТВЕРТУЮ ГРУППУ:  входят подростки, которые отличаются слабодеформированными потребностями, но, в то же время, у них наблюдается отсутствие определенных интересов и весьма ограничен круг общения.  Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей характерно трусливость, мнительность. В их поведении преобладает  вербальная агрессия и негативизм.[53,73]

Рост агрессивных тенденций  в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы растет  молодежная преступность, особенно преступность среди подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяжкие повреждения.  Участились случаи групповых драк подростков, которые носят ожесточенный характер.

Агрессия  и агрессоры  всегда оцениваются крайне отрицательно, как выражение антигуманизма, наличие культа грубости.  Но имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергитично наступательных и дают им положительную окраску. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях.

В подростковой жизни  нередко встречаются формы насильственного  поведения, определяемого в терминах «задиристость»,  «драчливость»,  «озлобленность», «жестокость», «враждебность».

Причины агрессии ребенка  необходимо искать в семье, в воспитании. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных  действий. Ребенок учится, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшие к ним физическое насилие. Детей, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно  дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание – это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым.

Информация о работе Агрессия