Агрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:19, дипломная работа

Описание работы

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18]. Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..5

Глава 1 Теоретический анализ психологический
особенностей личности агрессивных подростков
Агрессия. Основные подходы к исследованию
агрессии в зарубежной и отечественной психологии………………..9
Агрессия как инстинктивное поведение:
психоаналитический подход………………………………………15
Этологический подход………………………………………17
Подход к агрессии Э. Фромма……………………………..18
Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19
Понимание агрессии К. Хорни…………………………..…19
Фрустрационная теория: агрессия и
Фрустрация…………………………………………………………..20
Теория социального научения:
бихевиоральная модель…………………………………………….22
Гуманистическое направление
по изучению агрессии……………………………………………….24
Взгляды отечественных психологов
на агрессию………………………………………………………….25
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения
подростков………………………………………………………………..29
Условия возникновения агрессивного поведения
у подростков………………………………………………………………34
Личность. Психологические особенности личности
агрессивных подростков
Психодинамические теории личности………………………38
Модификация ортодоксального психоанализа
в теории личности……………………………………………………39
Поведенческие теории личности……………………………..40
Гуманистические теории личности…………………………..41
Диспозиционные теории личности…………………………..41
Когнитивные теории личности……………………………….42
Подходы отечественных психологов
к изучению личности…………………………………………………42
Глава 2 Диагностика и коррекция психологических
особенностей личности агрессивных подростков
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования………………..47
2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических
особенностей агрессивных подростков………………………………….49
2.3. Общая характеристика программы психологической
коррекции особенностей личности агрессивных подростков………….58
2.4 Диагностика уровня сформированности
психологических особенностей личности
агрессивных подростков …………………………………………………66

3.Выводы……………………………………………………………………74
4. Заключение………………………………………………………………75
5. Библиография……………………………………………………………76
6. Приложение……………………………………………………………...81

Работа содержит 1 файл

Диплом копия агр подростко.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

Дальнейшая перспектива  видеться в разработке необходимых  программ для школьников среднего и младшего звена, а так же для дошкольного возраста.

Кроме того, предположенные нами совокупность психологических  характеристик, обусловливающих агрессивное поведение, расширено или снижено в зависимости от особенностей возраста и других состояний школьников.

Далее может стать  перспективным разработка программы  занятий  - тренингов с учителями, родителями по эффективному применению программы психологической коррекции особенностей личности агрессивных учащихся разных возрастных категорий.

Расширение сферы практического  воздействия психологического характера  - это залог формирования адекватных условий жизни учащихся, как в школе, так и дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – Екатеренбург. 1999. – с. 86.
  2. Александров, А.А. Современная психотерапия. – СПб.: 1997. – с.26.
  3. Андреева, Г.М.  Социальная психология. - М.: 1988. – с. 429
  4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -М.: Изд- во «Эксмо пресс».2000.- с.43.
  5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. - М.:1993.- с.56.
  6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. -  М.:1998. – с.39.

     7.Бойко,  И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола. // Вопросы психологии 1993 №4.

     8. Бэрон, Р., Ричардсон,  Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер». 1997. – с. 18.

    9. Бютнер, К. Жить с  агрессивными детьми. -М.: Изд-во «Педагогика».1991. – с.7.

   10. Вильянс, В.К. Психологические  механизмы мотивации человека. -М.: 1990. – с.93.

   11. Джейнс, У. Психология. / А.А.  Петровский. - М.: Изд-во «Педагогика». 1991. – с.48.

   12. Ежов, И. В. Введение  в психологию духовного развития  личности ребенка. Психологические основы духовной педагогики. - Тула ТОИРО. 1997. –с.3.

   13. Заврвжин, С.А. Агрессивные  фантазии у детей в детском  и подростковом возрасте. // Вопросы психологии 1993 №5

   14. Игры - обучение, тренинг,  досуг. / В.В. Петрусинский. - М.: Изд-во «Прометей».1991. – с.28.

   15. Крылов, А.А. Практикум  по экспериментальной и прикладной  психологии. -  СПб.: 1999. – с.314.

   16. Кулагина, И.Ю. Возрастная  психология. - М.: Изд-во УРАО. 1997. –с. 140.

   17. Кэрол Флейк Хобсон, Брайн,  Е. Робинсон, Петси Скин Развитие ребенка и его отношения с окружающими. - М.: 1993. –с. 114.

   18. Кэрролл, Е. Изард. Эмоции  человека. /  Л.Я. Гозман, М.С. Егорова. - М.: Изд-во Московского Университета. 1980. – с.237.

   19.Лоренц, К. Агрессия. - М.: 1994. – с.56.

   20.Общая психология. / А. А. Бодалев, В.В. Столин. -  М.: 1987. – с.110.

   21. Овчарова, Р.В.  Технологии практического психолога  образования. - М.: 2000. – с. 63.

   22.Олаф Кооб. Темная  ночь души. Пути выхода из депрессии. - М.: 2002. –с. 18.

   23. Осипова, А.А.  Общая писхокоррекция. - М.:2001. – с. 274.

   24. Пащукова, Т.И.  Эгоцентризм в подростковом и  юношеском возрасте. Причины и возможности коррекции - М.:  Изд-во «Педагогика». 1981. –с. 73.

   25. Практическая  психология в тестах или как  научить  понимать себя  и других. - М.: 1997. – с.197.

   26. Прихожан, А.М.  Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: 2000. – с.74.

   27. Профет, Э.К. / Д.  Беннет, Н. Херн. Воспитание души  вашего ребенка. - М.: 2000. –с. 28.

   28. Профет, Марк  Л., Профет, Э.К. Познай себя. - М.: 2001. –с. 54.

   29. Профет, Э.К.  Созидательная сила звука. - М.: 1998. –с. 3.

   30. Психологические тесты. / А. А.  Карелина. - М.: 1999. - с.77.

   31. Психология словарь. / А.  В. Петровский, М. Я. Ярошевский. - М.: 1990. –с.416.

   32. Психология эмоций. Тексты. /  В. К. Вильнас и Ю. Б.  Гипенрейтер. - М.: Изд-во Московского Университета. 1984. – с.142.

   33.Рабочая книга школьного  психолога. /  И.В. Дубровина. - М.: 1991. – с.194.

   34. Райгородский, Д.Я. Психология личности в 2-х т: Хрестоматия/ Д.Я. Райгородский. – Самара.1999.- Т.2. с. 7.

   35.Райс, Ф. Психология подросткового  и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во  «Питер». 2000. – с. 342.

   36. Раттер, М. Помощь трудным  детям. - М.: 1999.  –с. 239.

  37. Ремшмидт, Х. Подростковый  и юношеский возраст. Проблемы  становления личности. -  М.: Изд-во «Мир». 1994. –с. 76.

   38. Российская педагогическая  энциклопедия в 2-х т: М.: 1993. Т. 1. с. 7.

   39. Рудестам, К. Групповая  психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: 1990. –с.321.

   40. Румянцева, Т.Г. Агрессия  и контроль. //Вопросы психологии 1992 №5-6

   41. Рычкова, И.А.  Поведенческие расстройства у  детей. Диагностика, коррекция, психопрофилактика. -  М.: 1998. – 11.

   42. Семенюк, Л.М.  Психологические особенности агрессивного  поведения подростков и условия его коррекции. Москва-Воронеж. 1996.- с.17.

   43. Сенько.ю Т.В.  Психология взаимодействия. Часть  третья. Личность в семейном социуме. Учебное пособие. Минск: 2000.- с.53.

   44. Славина Л.С.  Трудные дети: Избранные психологические  труды. / Чудновный. - М.: 1998. –с.156.

   45. Слободчиков,  В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической  антропологии. Психология развития  человека: Развитие субъективной  реальности в онтогенезе. - М.: 2000. – с.238.

   46.Слободчиков,  В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической  антропологии: Психология человека. - М.: 1995. – с.344.

   47.Смирнова, Е.О.  Хузеева, Г.Р. Психологические  особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии 2002 №1.

   48. Сулимова, Т.С.  Социальная работа и конструктивное  разрешение конфликтов. - М.: 1996. –с.99.

   49. Тютюкин, И.Ю.  О проявлении высших законов. -  Тула.1994. – с.46.

   50. Формирование  личности в период от подросткового  и юношеского возрастов. / И.В. Дубровина. - М.: 1987. –с. 87.

   51. Формирования  личности старшеклассников. / И.В.  Дубровина. - М.: 1989. –с. 145.

   52.Фромм, Э. Анатомия  человеческой деструктивности, - М.: 1994. – с.78.

   53. Фурманов, И.А.  Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: 1996. – 64.

   54. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности: основные положения,  исследования и применение. – СПб.:  2003. – с.112.

   55. Челепева, Л.Н.  Агрессивность и особенности  самосознания личности подростка. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. псих. н. Краснодар. 2001.- с.3.

   56. Чижова, С.Ю.  Детская агрессивность: 100 ответов  на родительское почему? /С.Ю. Чижова, О.В. Калинина Ярославль 2001. – с.49.

   57. Шайденко Н.А.  Подготовка и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе. - Изд-во  ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2002. –с. 30.

   58. Шумилин, Е.А.  Психологические особенности личности  старшеклассника. - М.: Изд-во «Педагогика». 1979. – с.78.

   59. Эмоциональное  здоровье вашего ребенка. - М.: 1996. –с. 257.

   60. Эриксон, Э.  Идентичность: юность и кризис. - М.: 1996. –с. 244.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

 

на выпускную квалификационную работу студентки группы «Б» факультета психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого Бархатовой Екатерины Владимировны по теме «Психологические особенности личности агрессивных подростков».

Рецензируемая  выпускная  квалификационная  работа посвящена  проблеме выделения психологических  особенностей агрессивных подростков и разработки психокоррекционной программы по снижению агрессивных проявлений.

Данная тема исследования представляет, как научный, так и  практический интерес, поскольку работники образовательных учреждений, а так же родители часто сталкиваются с агрессивным поведением подростков, как в школе, так и дома,  нуждаются в теоретической информации и в практиках воздействия на агрессивное поведение. Та информация и те психологические практики, которые используют в своей работе педагоги, родители являются достаточно сложными, объемными и очень сложными для реализации в учебном- воспитательном процессе.   

Структура выпускной  квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка изученной литературы и приложения.

В введении раскрывается актуальность, значимость проблемы  и излагается методология исследования. В теоретической части работы на основе анализа многочисленных исследований по проблеме агрессии, автором выделяются психологические особенности личности агрессивных подростков и предлагается свое видение решения проблемы агрессивности.

 В практической  части описаны результаты констатирующего,  коррекционного и контрольного этапов исследования, которые отвечают поставленным задачам исследования.

Разработанная Бархатовой Екатериной Владимировной психокоррекционная программа может быть использована в работе педагогов и школьных психологов.

 

Выпускная квалификационная работа отвечает требованиям, которые  предъявляются данному виду учебной работы и заслуживает положительную оценку.

 

 

 

 

Рецензент:                                                       С.В. Пазухина

Кандидат психологических  наук,

доцент кафедры практической психологии

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Агрессия