Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Задачи:
1.Изучить теоретические источники по проблеме подростковой агрессивности.
2.Подобрать методики по исследованию агрессивности.
3.Провести психодиагностическое обследование испытуемых, проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.
1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.
1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.
1.3. Социальные условия, влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.
2.1. Методики исследования………………………………………………..40стр.
2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.
2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.
Заключение…………………………………………………………………56стр.
Библиография……………………………………………………………...61стр.
Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

Рис. 1. Распределение результатов средних значений теста Басса-Дарки 

    Таким образом, можно предположить, что  в подростковом возрасте агрессия проявляется  преимущественно в использовании  физической силы против другого лица, а также через форму (крик, визг) и содержание словесных ответов (проклятия, угрозы, ругань). При агрессивных проявлениях подросткам свойственно ощущение угрызений совести, переживание чувства вины за свои действия.   

    Значения  обеих выборок были подвергнуты  также статистическому анализу  для установления достоверных различий между ними с помощью t-критерия Стьюдента (табл.1). Было выявлено, что подростки из неблагополучных семей превосходят своих сверстников в уровне выраженности агрессии по факторам теста: «Косвенная агрессия» (tэ=3,019 при р>0.01), «Негативизм» (tэ=2,335 при р>0.05), «Вербальная агрессия» (tэ=3,981 при р>0.01), «Общий индекс агрессивности» (tэ=3,235 при р>0.01).

Табл.1. Сравнительный анализ средних значений шкал теста Басса-Дарки

Шкалы теста Басса-Дарки Средние значения по выборке  подростков из неблагополучных семей Средние значения по выборке  подростков из благополучных  семей Критические значения t-критерия Стьюдента
1. Физическая агрессия 6,0 5,0 1,295
2. Косвенная агрессия 4,9 3,3 3,019**
3. Раздражение 4,6 4,0 0,784
4. Негативизм 2,2 1,5 2,335*
5. Обида 4,0 2,7 1,832
6. Подозрительность 4,4 3,0 1,484
7. Вербальная агрессия 8,1 5,2 3,981**
8. Чувство вины 6,0 5,3 1,550
Общий индекс агрессивности  18,9 13,5 3,235**
Общий индекс враждебности 8,4 5,7 1,717

 

    По  итогам  проведенного сравнительного анализа агрессивных тенденций по двум выборкам можно сделать следующие достоверные выводы:

  1. У подростков из благополучных семей агрессивные проявления в основном имеют объект направленности. В отличие от них, подросткам из неблагополучных семей   более свойственна косвенная агрессия, которая либо окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), либо ни на кого не направлена, - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
  2. Подросткам из неблагополучных семей более свойственен негативизм, чем их сверстникам из благополучных семей. Эта мера поведения может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
  3. Подросткам из неблагополучных семей более свойственна вербальная агрессия, чем их сверстникам из благополучных семей. Они в большей степени выражают свои негативные  чувства  через форму (крик, визг) и  содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  4. Подростки из неблагополучных семей имеют большую склонность к проявлению агрессивных реакций, чем их сверстники из благополучных семей.

    Можно предположить, что причиной более  высокой агрессивности подростков из неблагополучных семей могут быть сложные семейные ситуации, требующие длительного эмоционального напряжения со стороны всех членов семьи, а возможно, и проявление агрессии и насилия в семье по отношению к подростку. В неблагополучных семьях часто присутствует  педагогическая запущенность, недостаток общения между членами семьи, конфликтные отношения подроста и родителей. Эти и многие другие факторы приводят к различным отклонениям в эмоционально-личностном развитии подростка, в результате чего возможно появление агрессивного поведения.     

          2-й этап. Исследование ситуативной и личностной тревожности. 

    Задачей второго этапа исследования выступило  определение уровня ситуативной  и личностной тревожности у подростков из семей с разным уровнем социальной защищенности и сравнительный анализ полученных результатов между собой. Диагностика проводилась с помощью шкалы самооценки тревожности Спилберга. Обработка результатов включала в себя составление таблиц первичных эмпирических данных (Прил.3,4), их графическое распределение и статистический анализ.

    Согласно  поуровневому распределению результатов  шкалы ситуативной тревожности (рис.2), в обеих группах максимальное количество подростков проявляет средний  уровень тревожности.  

Рис.2. Сравнительное распределение  результатов по уровням проявления СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 

    Согласно  распределению результатов шкалы  личностной тревожности (рис.3),  максимальное количество подростков из неблагополучных  семей проявляет высокий уровень  тревожности, а подростков из благополучных  семей -  средний уровень.

Рис.3. Сравнительное распределение результатов по уровням проявления ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 

    Значения  обеих выборок были подвергнуты  также статистическому анализу  для установления достоверных различий между ними с помощью t-критерия Стьюдента (табл.2).

Табл. 2. Сравнительный анализ средних значений результатов шкалы Спилберга-Ханина

  Ситуативная тревожность Личностная  тревожность Значение t-критерия Стьюдента при сравнении средних  значений СТ и ЛТ по каждой выборке
Подростки из неблагополучных семей 37,5 47,2 5,821**
Подростки из благополучных семей 43,4 42,4          0,581
Значение t-критерия Стьюдента при сравнении  средних значений СТ и ЛТ в двух выборках 2,001 2,227*  

 

    По  итогам сравнительного анализа можно  сделать следующие выводы:

  1. В выборке подростков из неблагополучных семей уровень личностной тревожности выше чем уровень ситуативной тревожности  (tэ=5,821 при р>0.01). В то время как у подростков из благополучных семей статистически значимых различий в показателях обеих шкал тревожности не обнаружено.
  2. Подростки из неблагополучных семей значимо превосходят своих сверстников из благополучных семей по уровню личностной тревожности  (tэ=2,227  при р>0.05).

    Можно предположить, что подросткам из неблагополучных  семей в большей степени, чем  их сверстникам из благополучных  семей свойственна тревожность, как индивидуальная психологическая особенность личности, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Возможно, наличие этой черты обусловлено негативными семейными факторами, влияющими на развитие личности подростков из неблагополучных семей. Этими факторами могут быть: фрустрация потребности в безопасности, конфликтные детско-родительские и супружеские взаимоотношения, отсутствие позитивных моделей родительского поведения. Учитывая то, что в подростковый период идет интенсивное формирование личности, можно предположить, что проявление тревожности, как черты, связано с недостаточно сформированными защитными механизмами.       

          3-й этап. Исследование взаимосвязи между проявлением агрессии и тревожности.  

    Задачей третьего этапа исследования  выступила  проверка наличия взаимосвязи проявлений агрессии и тревожности у подростков из семей с различным уровнем социальной защищенности. Для этого был проведен корреляционный анализ результатов методик Басса-Дарки и Спилберга и качественный анализ проективной методики «Несуществующее животное».

    В результате корреляционного анализа  между методиками Басса-Дарки и Спилберга (табл.3) было установлено:

  1. У подростков из неблагополучных семей выявлена прямая корреляция между факторами «Ситуативная тревожность» и «Раздражение» (rxy=0,437 при р>0,05). Можно предположить, что в состоянии тревоги у них будет проявляться склонность к раздражению, готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  2. У подростков из благополучных семей выявлена прямая корреляция между фактором «Ситуативная тревожность» и факторами «Раздражение», «Подозрительность», «Чувство вины» и «Общий индекс враждебности», а также между фактором «Личностная тревожность» и факторами «Косвенная агрессия», «Раздражение», «Обида», «Подозрительность» и «Общий индекс враждебности». 
 
 
 
 
 

Табл.3.  Анализ взаимосвязи  между проявлением агрессии и тревожности у подростков из благополучных и неблагополучных семей. Критические значения коэффициента линейной корреляции Пирсона

Шкалы теста Басса-Дарки Подростки из неблагополучных  семей Подростки из

благополучных семей

Ситуативная тревожность Личностная  тревожность Ситуативная тревожность Личностная  тревожность
1. Физическая агрессия 0,135 0,116 0,195 0,205
2. Косвенная агрессия 0,347 0,160 0,387 0,570**
3. Раздражение 0,437* 0,357 0,602** 0,461*
4. Негативизм 0,224 0,151 0,187 0,211
5. Обида 0,173 0,154 0,502* 0,397*
6. Подозрительность -0,025 0,060 0,512** 0,572**
7. Вербальная агрессия 0,184 -0,201 0,077 0,194
8. Чувство вины 0,185 0,170 0,533** 0,291
Общий индекс агрессивности  0,221 -0,009 0,257 0,371
Общий индекс враждебности 0,071 0,110 0,527** 0,524**

 
 

    Исходя  из полученных взаимосвязей, можно  предположить, что многие агрессивные  формы поведения подростков из благополучных  семей, такие как вспыльчивость, грубость, зависть и ненависть  к окружающим, подозрительность, враждебность являются следствием переживания состояния тревоги или проявлением тревожности, как личностного свойства. Как следствие проявления личностной тревожности возможна также косвенная агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направлена – взрывы ярости, крики и т.п. При сильном ощущении тревоги и проявлении агрессии в такой же мере эти подростки будут переживать угрызения совести, чувство вины за проявленное поведение.

Информация о работе Агрессия у подростков