Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Задачи:
1.Изучить теоретические источники по проблеме подростковой агрессивности.
2.Подобрать методики по исследованию агрессивности.
3.Провести психодиагностическое обследование испытуемых, проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.
1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.
1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.
1.3. Социальные условия, влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.
2.1. Методики исследования………………………………………………..40стр.
2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.
2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.
Заключение…………………………………………………………………56стр.
Библиография……………………………………………………………...61стр.
Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

    Психодинамический подход рассматривает тревожность  следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события» [64].

    К. Хорни [68], утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны два пути развития личности: если родители обеспечивают эту потребность, результатом будет здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка базальной тревоги.

    Что же такое базальная тревога? Это «интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности» [1].

    Согласно  К. Хорни [68], чтобы преодолеть базальную тревогу, ребенок вынужден прибегать к защитным стратегиям, которые К. Хорни, назвала «невротическими потребностями». Всего выделила десять таких стратегий. Все эти стратегии она подразделила на три основных категории: ориентация на людей, от людей и против людей. Иначе говоря, каждая из этих категорий направлена на снижение тревоги.

    Тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования [61].

    Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социальных потребностей.

    Подростки наиболее тревожны в отношениях с  одноклассниками и родителями и  наименее тревожны – с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой – то степени зависят.

    Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью  к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

    Выделяют  два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

    Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.

    В состоянии тревоги многие подростки  склонны вести себя агрессивно. Однако, следует отметить, что не каждый тревожный подросток проявляет  агрессию. 

      Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности

      2.1. Методики исследования 

      В исследовании принимали участие 50 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Исследование проводилось в декабре 2007 года на базе Центра социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) «Зеленоград». А также в феврале 2008года на базе Медицинского училища №23.

       Подростки из семей с разным уровнем социальной защищенности.

     Подростки из Центра социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД) «Зеленоград» - это подростки из неполных, а также малообеспеченных семей. В некоторых семьях один из родителей пьющий. У многих подростков конфликтные взаимоотношения в семье.

    На  базе Медицинского училища №23 были отобраны подростки из благополучных  семей. Это полные семьи, со стабильным достатком. Взаимоотношения в семьях гармоничные. Преподаватели отмечают успехи подростков в учебе.

    Исследование  проводилось на добровольной основе. Работа с подростками велась индивидуально.

           Каждому из подростков были предложены три методики – методика диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), проективная методика исследования личности (тест «Несуществующее животное») и шкала оценки уровня личностной и реактивной тревожности Спилберга, Ханина.

    Испытуемым  были выданы специальные бланки для  ответов. К каждому заданию испытуемому была дана четкая инструкция. Большой интерес у испытуемых вызвал тест «Несуществующее животное». Остальные задания также не вызвали трудностей у испытуемых и были выполнены с охотой. У испытуемых наблюдалась высокая мотивация.

    Для исследования агрессивности подростков было необходимо определить наиболее надежные способы изучения этой проблемы и выявить те особенности эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности подростка, которые в критических обстоятельствах могут способствовать возникновению у него  агрессивных форм поведения. 

Методика  диагностики состояния  агрессии (опросник Баса-Дарки)

    Агрессивные проявления можно разделить  на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Баса-Дарки.

    А.Басс [45] разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

    1.Физическая  агрессия – использование силы  против другого лица.

    2. Косвенная – агрессия, окольным  путем направленная на другое  лицо или ни на кого не  направленная.

    3. Раздражение – готовность к  проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении.

    4. Негативизм – оппозиционная манера  в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

    5. Обида – зависть и ненависть  к окружающим за действительные  и вымышленные действия.

    6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди приносят вред.

    7. Вербальная агрессия – выражение  негативных чувств как через  форму (крик, визг), так и через  содержание словесных ответов  (проклятия, угрозы).

    8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает не хорошо, а также ощущаемые им угрызения совести.

    Опросник  состоит из 75 утверждений, на которые  испытуемый отвечает «да» или «нет».

       Методика  Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. 

Проективная методика исследования личности (тест «Несуществующее животное»)

       Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением») [45].

По своему характеру тест «Несуществующее  животное» относится к числу  проективных. По составу данный тест – ориентировочный.

В данной работе использование этого теста обусловлено тем, что благодаря ему можно наглядно убедиться в наличии у испытуемых таких характеристик, как агрессия, тревожность, страх и др.

Так же потому, что многие подростки охотнее  рисуют, нежели отвечают на вопросы  тестов. 

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин)

      Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Спилбергом (США) и адаптирован Ханиным.

       Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

    В данной работе этот тест был использован  потому, что часто за агрессивностью, агрессивным поведением скрывается повышенная тревожность.

    Итак, в данной курсовой работе использовались три методики, которые помогли выявить наличие (отсутствие) агрессивности, тревожности, враждебности, страха у испытуемых.  
 

    1. Методы  статистической обработки данных
 

    Коэффициент линейной корреляции Пирсона

    Это наиболее часто используемый метод  измерения корреляции между двумя количественными переменными, которые связаны линейной зависимостью и измерены в шкалах интервалов или отношений. Этот метод относится к параметрическим критериям и основан на обычном параметрическом предположении.

    Одним из основных принципов количественных критериев корреляционной связи является сравнение величин отклонений от среднего значения по каждой выборке в сопряженных парах сравниваемых рядов переменных. Коэффициент линейной корреляции является наиболее точным, так как в нем сопоставляются сами величины признаков.

     t-критерий Стьюдента

    Этот  критерий решает одну из важнейших  задач количественной обработки  в психологии – задачу проверки значимости различия двух средних значений разных статистических совокупностей. Он основан на оценке общих частей двух выборок, т.е. включает в себя определение и разницы средних значений признака, и мер разброса значений вокруг своего среднего. 

     2.3. Анализ результатов  исследования 

     1-й этап. Исследование различных видов агрессивных проявлений.

      

    Задачей первого этапа исследования выступило дифференцирование различных форм проявления агрессивных реакций у подростков из семей с разным уровнем социальной защищенности и сравнительный анализ полученных результатов между собой. Для участия в исследовании были выбраны группы подростков из благополучных и неблагополучных семей. Диагностика проводилась с помощью опросника Басса-Дарки. Обработка результатов включала в себя составление таблиц первичных эмпирических данных (Прил.1,2), их графическое распределение и статистический анализ.

    В обеих выборках были определены средние  значения по каждому фактору теста  Басса-Дарки и сопоставлены между  собой (рис.1).  По результатам такого распределения можно сделать  вывод,  что в выборке подростков из неблагополучных семей средние  значения по всем факторам агрессивности оказываются выше, чем у их сверстников из благополучных семей.  Наибольшие результаты средних значений обнаруживаются по шкале «Чувство вины». У подростков из неблагополучных семей этот показатель составляет 66%, из благополучных семей – 59%. Наименьшие результаты средних значений приходятся на шкалы «Негативизм» (45% и 30%) и «Подозрительность» (44% и 30%). Можно предположить, что негативизм и подозрительность в меньшей степени свойственны обеим группам подростков. Наиболее свойственными видами агрессии, исходя из данного распределения, являются: 1) физическая агрессия у подростков обеих групп (60% и 50%) и 2) вербальная агрессия в большей степени у подростков из неблагополучных семей (62%).   

Информация о работе Агрессия у подростков