Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей агрессивности подростков из семей разного уровня социальной защищенности.
Задачи:
1.Изучить теоретические источники по проблеме подростковой агрессивности.
2.Подобрать методики по исследованию агрессивности.
3.Провести психодиагностическое обследование испытуемых, проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3стр.
Глава 1. Анализ теоретических аспектов проблемы подростковой агрессивности…………………………………………………………………6стр.
1.1. Подростковая агрессивность как социально-психологическая проблема………………………………………………………………………6стр.
1.2. Проявление агрессивности в поведении детей подросткового возраста……………………............................................................................16стр.
1.3. Социальные условия, влияющие на проявление агрессивности у подростков. Подросток и семья…………………………………………….26стр.
1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку…………………………………………………………………….36стр.
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности……………………40стр.
2.1. Методики исследования………………………………………………..40стр.
2.2. Методы статистической обработки данных…………………………..44стр.
2.3.Анализ результатов исследования……………………………………..44стр.
Заключение…………………………………………………………………56стр.
Библиография……………………………………………………………...61стр.
Приложение (нумерация отдельно)………………………………….....1по9стр.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

    -Безразличное отношение к детям, их чувствам, переживаниям, отсутствие полной привязанности к детям, чувства долга и ответственности перед детьми. Уровень индифферентного отношения.

    -Авторитарные родители: показное уважение к детям, любовь, за которым стоит безразличие и лицемерие. Это уровень демонстрации своей власти над ребенком, постоянного подавления мыслей и чувств собственных детей.

    -Угождение капризам ребенка, потакание эгоистическим потребностям. Недоверие к ребенку, чрезмерный контроль за его поведением. Борьба за лидерство, за влияние на ребенка. Игнорируют мнение ребенка, его право на поступок, манипулируют им как вещью. Агрессивный стиль поведения.

    -Доверие между  родителями и детьми, общность интересов семейных и общественных. Совместное обсуждение проблем, участие в их решении, чувство ответственности.

    Существует  ряд особенностей в семейных отношениях и воспитании, которые способствуют появлению агрессивных качеств личности подростка (Копченова Е.Е.) [55]:

    • Недостаток тепла и ласки со стороны родителей;
    • Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;
    • Явное отвержение ребенка, проявляющееся в невнимании, жестокости, избегания контактов родителей с ребенком;
    • Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;
    • Непоследовательность в применении наказаний;
    • Использование строгих, в том числе физических, наказаний.       

    Семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростка, готовящегося к самостоятельной жизни. Насколько благополучно происходит это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи.

    По  данным психологов 90% семей – зависимые. Один из взрослых – зависимый от чего-либо, страстно увлечен чем-то, а другой вынужден взять на себя все заботы о семье. И тогда  судьба остальных членов семьи начинает развиваться по определенному, жестко заданному сценарию [69].

    Семья, осознавшая, что она развивается  по «зависимому» сценарию, перестает  быть больной и становится открытой, развивающейся. Для того чтобы это  произошло, необходимо, чтобы семья, увидела себя в сегодняшнем состоянии  и, осознав его, изменила роли, стереотипы поведения и характер коммуникации внутри семьи [35].

    «Зависимые» семьи строят свои взаимоотношения  по неверному сценарию, унаследованному  от родителей [12].

    Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис выявили существование  «механизма патологизирующего семейного наследования» в дисфункциональных семьях –«формирования, фиксации и передачи паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений… представителям других, от родителей к детям, внукам и т.д., вследствие чего личность, на которой фокусируется патологизирующее воздействие, становится малоспособной к адаптации» [70].

    Таким образом, одним из важнейших элементов  воспитательной деятельности родителей  являются различные стили воспитания, которые либо способствуют формированию личной ответственности, самостоятельности, целостного «Я-образа» и эмоциональной открытости, либо приводят к отрицательным последствиям в развитии личности подростка [69].

Влияние неполной семьи на становление личности. Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей [58].

    Имеются данные, что выходцы из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д. [31].

    Ограниченные  воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на работе, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость, отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.

    Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи — морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея свою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.

    Неполная  семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом.

    Занимая ведущее место в образовании  неполной семьи, развод в то же время  сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.

    Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненная чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.

      Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности вплоть до патологических изменений в области психики и криминогенного поведения несовершеннолетних [57].

    Итак, из всего вышесказанного следует вывод, что сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов может исказить весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения.

      Таким образом, имеющий место  отрицательный микроклимат во  многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий [24].

    Мы  рассмотрели такой важный вопрос, как роль семьи и семейного  воспитания в жизни подростка, влияние семьи на проявление подростковой агрессивности. Действительно, семья, ее стиль, уклад, существующие в ней взаимоотношения имеют громадное значение в деле формирования характера и стиля поведения подростка.

    Подростки из социально незащищенных семей  – это подростки группы риска. Это значит, что они наиболее подвержены неблагоприятным факторам среды. Как  известно, подростковый возраст, является достаточно сложным периодом развития, перед подростком возникает большое количество проблем и семья – это место где подросток ищет понимания, помощи и поддержки. Подростки из социально незащищенных семей, часто, не находят такой поддержки. Это делает их еще более уязвимыми, перед разного рода, трудностями и проблемами окружающего мира. 

1.4. Тревожность как одна из черт присущих агрессивному подростку 

    Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. Многим из них присущи крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение [48].

    В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.  

    Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность  – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности. Различают тревожность  как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [37].

    По  определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое  свойство человека, готовность приходить  в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях» [51].

    По  определению С. С. Степанова «тревожность- переживание  эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности  или неудачи» [1].

    Как и любое комплексное психологическое  образование, тревожность характеризуется  сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [14].

       Одна из составляющих тревожности – страх.

    «Страх  – это эмоция, возникающая в  ситуациях угрозы биологическому или  социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности» [60].

    В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как  переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека [15].

    Так как, страх – самая главная  составляющая тревожности, она имеет  свои особенности. Функционально страх  служит предупреждением о предстоящей  опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий [32].

    Л. И. Божович, определила тревогу, как  осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни [10].

Информация о работе Агрессия у подростков