Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессии с учетом особенностей и закономерностей развития в младшем школьном возрасте. Точнее.
Изучить лучше провести теоретический анализ коррекцию как вид психологической помощи.
На основе полученных данных разработать программу коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста.
Применитьапробировать разработанную программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Оценить эффективность применения методик программы.

Работа содержит 1 файл

1. Агрессивное поведение в младшем школьнов возрасте.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

     Материалы: картон, детский конструктор, кукольный  театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки  и т.д.)

     Процедура: Проводится на примере сказок, либо вместе с ребёнком придумываются различные истории, где ребёнок придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом вместе с ребёнком просматривать и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, чтобы быть лучшим, и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое,  и что из этого в итоге получается.

     Постараться переместить героев к концу 3 – 4 занятию в реальную жизнь.

     Методика  «Театр из пластилина».

       Цель: выход агрессии, спроецированный на кукол из пластилина.

     Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие игрушки и конструктор.

     Процедура: первый этап может быть осуществлён  по принципу методики «мои эмоции», но с добавлением агрессивной окраски. Например: игра крепость. Ребёнок строит один лагерь из пластилина, а другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается нападение, дальнейший ход придумывает ребёнок, будет ли кто - то победителем или он всё разрушит, консультант остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии.

     В момент, когда консультант почувствует, что агрессивные импульсы стали  постепенно угасать в игре, ему  следует постараться постепенно, посредством новых историй научить ребёнка понимать и контролировать свои порывы. А так же объяснить, чем они будут мешать в жизни «главного героя», и постараться обратить внимания ребёнка на то, что негативные чувства других в большинстве случаев можно обратить в добрые.

     Количество  встреч и работы по данной методике в целом определяет сам консультант, но для достижения наилучшего терапевтического эффекта должно быть проведено не меньше 10 занятий.

     Игра - «Ящик с «обидками».

     Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

     Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

     Материалы: картонный ящик и газета.

     Ребёнок комкает куски газеты в шары и  кидает их в стену. Они падают, оставаясь  на полу, а он продолжает комкать  всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.

     Когда ребёнок устанет и немного  успокоится, можно вместе с ним  собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

     Методика  «Традиция».

     Цель: научить отражать чувства как  позитивные, так и негативные. Их принятие в семье всеми её членами.

     В коридоре квартиры предлагается повесить специальную доску, на которой можно писать фломастерами или кусок ватмана. И в течение дня выражать в небольшом рисунке своё настроение, пожелания для других, выражение чувств, адресованное кому - либо и т.д.

     Такую «традицию» можно ввести и в школе, когда дети утром приходят в класс. Как правило, в классе много ребят, что бы не было путаницы, каждый должен  писать имя или выбрать какой - либо значок, оставляя его возле рисунка.  
 

     Выводы:

     В данной части исследования, нами были изучены новые методы и средства диагностики детской агрессивности, а также особенностей развития самооценки. Кроме того, на практике были апробированы коррекционно-развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста.

     В рамках эмпирического исследования по методике «Несуществующее животное» и наблюдениям за поведением детей в условиях специальной игры были выявлены испытуемые, имеющие высокий уровень агрессивности. Группа была поделена на экспериментальную и контрольную. С первой подгруппой проводились специальные коррекционные упражнения, по результатам которых наблюдалось снижение агрессивного поведения. Очень куцые выводы.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     По  итогам проведенной исследовательской  работы можно говорить о выполнении всех ранее заявленных задачах.

  1. Нами были рассмотрены основные подходы к определению понятия агрессия и проблеме ее исследования. Изучены основные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов. Подробно описана структура агрессивных проявлений и типы агрессивных проявлений. Кроме того, нами рассмотрены психологические особенности развития личности младшего школьника: основные новообразования, социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста и ее влияние на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой регуляции. Проанализирована специфика проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, возрастные особенности проявления детской агрессивности, причины ее появления. Кроме того, нами рассмотрены факторы, влияющие на развитие детской агрессивности, среди которых выделяют, ошибки воспитания и поведения ближайших взрослых в ситуации проявления детской агрессии.
  2. Подобран и описан диагностический инструментарий, на практике апробированы методики, рассмотрены возможности и ограничения проведения проективных методик в младшем школьном возрасте.
  3. Получены и обработаны результаты диагностики, которые были соотнесены с целью и гипотезой исследования. Изучены условия развития агрессивного поведения, факторы, вызывающие детскую агрессию, а также методы и способы коррекции эмоционального состояния младшего школьника.

     Так заключение не пишется. Оно должно быть развернутым, на 3-4 листа, и содержать  полную картину того, что сделано. Члены комиссии обязательно читают заключение. Оно очень важно! 
 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова  Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  3. Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
  4. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.
  5. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.  - М., 1999.
  6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.
  7. Бережкова Е.И. Влияние экспозиции социальной агрессии на агрессивность младшего школьника: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 149 c.
  8. Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
  9. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 2009.
  10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Речь, 2000. – С. 164-173.
  11. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 1993. - 3.
  12. Волкова Е.В. Скажем "нет" агрессии! // Психологическая газета. - 2003. - № 5. - С. 17-21.
  13. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? М. 1992.
  14. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.
  15. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. - М., 1981.
  16. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с
  17. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // СоцИс. - 2003. - № 4. - С.31-34.
  18. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
  19. Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
  20. Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993. -  №5, C. 8 – 16.
  21. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 1991.
  22. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.43.
  23. Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
  24. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.
  25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.
  26. Кудрявцев И.А. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал. - 1997. - Т.18, № 3. - С.45.
  27. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб., 1997.
  28. Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1969, с. 117 - 179.
  29. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991.
  30. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М., 1994.
  31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: ООО Издательство Речь, 2001.
  32. Немов Р.С. Психология. Учеб.ддя студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. М.Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  33. Мельникова М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет. - Ижевск: Удмуртский ун-т, 2003. - 126 с.
  34. Обозова А.О. О семейной консультации // вопросы психологии. 1984
  35. Осницкая А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.61.
  36. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.
  37. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 656 с.
  38. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. М., 1997.
  39. Рахматшаева В. Агрессивны - потому что несчастны // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.
  40. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.
  41. Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 216-251.
  42. Реан А.А. Социализация агрессии // Реан А.А, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - С. 36-43.
  43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996
  44. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. 1992. - 5/6.
  45. Румянцева Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.81.
  46. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. - 1.
  47. Спок Б. Разговор с матерью.- Екатеринбург: Литур, 2001. - 256 с.
  48. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
  49. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №2.
  50. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с.
  51. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  52. Фромм Э. Детская агрессивность. Минск, 1996.
  53. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
  54. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  55. Хекхаузен Х. Агрессия.// Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1, с. 365-405.
  56. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2003.
  57. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1997.
  58. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ

     Приложение 1.

Наблюдение  за ребёнком в ходе игры Вступление в игру Протекание  игры Выход из игры
1.Выражение  лица и поведение  (вербальная агрессия)                     
  1. Суетливость
                    
  1. Растерянность
                    
  1. Беспокойство
                    
  1. Радость
                    
  1. Спокойствие
                    
  1. Смущение
                    
  1. Удивление
                    
  1. Безразличие
                    
  1. Злоба
                    
  1. Отчаяние
                    
  1. Огорчение
                    
  1. Отказ
                    
  1. Нарушение правил
                    
  1. Другие  реакции
                    

2.Речь (вербальная агрессия)

                    
  1. Командный тон
                    
  1. Угрожающий  крик
                    
  1. Плач
                    
  1. Обзывается
                    
  1. Ругается
                    
  1. Просьба
                    
  1. Радостный возглас
                    
  1. Другие  реакции
                    

3.Агрессивные  реакции (физическая агрессия)

                    
  1. Толкается
                    
  1. Дерётся
                    
  1. Забирает  кеглю
                    
  1. Сталкивает  со стула
                    
  1. Другие  реакции
                    

4.Косвенная  агрессия

                    
  1. Топает  ногами
                    
  1. Кидает  игрушку
                    
  1. Начинает  плакать
                    
  1. Другие  реакции
                    

 
 
 
 
 
 
 

 

      Приложение 2.

     Результаты исследования по методике «Три оценки»

     Код      Оценка  учители      Выбор оценки учеником      Уровень самооценки
     Экспериментальная подгруппа
     4      3      Заниженная 
     4      5      Завышенная
     5      4      Заниженная 
     3      4      Завышенная
     4      5      Завышенная
     4      5      Завышенная
     4      5      Завышенная
     4      5      Завышенная
     4      5      Завышенная
     5      5      Адекватная 
    Контрольная подгруппа
     4      5      Завышенная
     5      4      Заниженная 
     4      5      Завышенная
     4      4      Адекватная 
     4      4      Адекватная
     4      3      Заниженная 
     4      5      Завышенная
     5      4      Заниженная 
     5      4      Заниженная 
     5      4      Заниженная 
     3      5      Завышенная

Информация о работе Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте