Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить агрессивное поведение как социально-психологический феномен.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессии с учетом особенностей и закономерностей развития в младшем школьном возрасте. Точнее.
Изучить лучше провести теоретический анализ коррекцию как вид психологической помощи.
На основе полученных данных разработать программу коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста.
Применитьапробировать разработанную программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Оценить эффективность применения методик программы.

Работа содержит 1 файл

1. Агрессивное поведение в младшем школьнов возрасте.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

     1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

     2. Твоя работа заслуживает оценки  «3», а учительница поставила  тебе «5».

     3. Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит? Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

     Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям: совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя; характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы; б) любая другая аргументация); устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

     По  итогам диагностики были получены следующие  результаты:

  1. Анализ протоколов детских рисунков по методике «Несуществующее животное» выявил, что у 20 испытуемых есть склонность к агрессии. Показателями агрессивного поведения в детских рисунках стали: нажим карандаша; штриховка; острые, угловатые фигуры; обрисовка лицевой части (зубы, оскал); наличие когтей, шипов и т.д., а также рассказ ребенка о том, где живет и чем занимается это животное.
  2. Далее, на основании наблюдений за игрой, по предложенной схеме (Приложение 1) также были подтверждены предположения о наличие агрессивного поведения у детей.
  3. В процессе проведения диагностики, нами было отмечено, что у большинства детей из группы с агрессивными проявлениями наблюдается неадекватная, завышенная самооценка, которая способствует закреплению агрессии у ребенка. В связи с этим было проведено исследование особенностей самооценки по методике «Три оценки». Результаты исследования представлены в Приложении 2.

Результаты  исследования по методике «Три оценки»

     Анализ  полученных количественных данных свидетельствует  о преобладание неадекватной завышенной самооценки в 52% случаев по группе в целом. Эти результаты соответствуют возрастной норме развития самооценки в младшем школьном возрасте. У ребенка еще только формируется отношение к себе, своим возможностям и ограничениям. Неадекватная заниженная самооценка встречается в 33% случаев, и адекватная – в 15% случаев. Таким образом, мы видим, что большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку. В соответствии с возрастными задачами, младшему школьнику в учебной деятельности необходимо научиться ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.

     В связи с этим, в качестве одного из важных направлений нашей коррекционной программы агрессивного поведения младшего школьника, мы выделяем – развитие адекватной самооценки

     По  итогам диагностики, была проведена  коррекционная программа, участниками которой стали 20 человек, чье агрессивное поведение требовало коррекции. Набранная группа была разделена на 2 подгруппы – по 10 человек. С первой подгруппой проводились коррекционные занятия и индивидуальная развивающая работа. Вторая подгруппа выступила контрольной.  

     По  результатам коррекционно-развивающей  работы были получены следующие результаты: экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности. Так, например, в методике «несуществующее животное» наблюдалось 6-8 элементов, указывающих на агрессию (рога, зубы, когти  и т.д.), а после проведения занятий и сбора данных, в конечной диагностике эти же показатели уменьшились до 1-3 элементов, т.е. школьники были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с контрольной группой. Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений. Это должно быть в таблицах и цифрах.

     Далее представлены конкретные примеры работы с ребенком относительно некоторых гипотез.

Саша  Н. 7лет. В семье  есть оба родителя.

     Диагностика выявила агрессивность ребёнка, связанную с семейными факторами. Дефицит внимания по отношению к ребёнку, а так же агрессия родителей по отношению друг к другу. Мальчик в методике «рисунок семьи» нарисовал как бы два сюжета, это выяснилось после беседы с ним о его рисунке. С одной стороны, он как бы отдельно от своей семьи играет с машинками, загородившись от родителей,  которые о чём-то говорят. На вопрос о чём они говорят, мальчик ответил, что папа громко кричит, а он, чтобы не слышать, ставит стулья, они похожи на длинную дорогу, по которой могут ездить его машинки.

     Так же нами было выяснено из беседы с учителем, что Саша часто и в классе, если ему что-то не нравится, старается как-то от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда класс идёт в столовую всегда стремится пойти за руку с учителем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно отпихнёт, постарается завладеть рукой.

     Методика  «каракули» помогла нам наладить с мальчиком контакт и создать доброжелательную, не принуждённую атмосферу. Мальчику было дано домашнее задание, которое он выполнил и принёс к следующей встрече.  Оно помогло нам более открыто поговорить о том, что изображено и почему он нарисовал именно этот рисунок. На первой консультативной встрече ребёнок был замкнут,  он сидел боком, слегка насупившись, и отнёсся к заданию без особого энтузиазма. Но в процессе нам удалось его заинтересовать тем, что нужно что-то увидеть важное в каракулях, какое-нибудь изображение, совместный поиск помог достичь заинтересованности, а совместная деятельность и моя помощь помогла добиться некоторого доверия со стороны мальчика. Задание на дом он воспринял благожелательно и пообещал обязательно его выполнить. К концу занятия у Саши слегка изменилось поведение, его поза была более открытой, а хмурый вид сменился на положительное восприятие действительности.

     Методика  «Соломенная башня» выполнялась  Сашей в месте с родителями. Они были приглашены на сессию, и с ними предварительно была проведена консультация для увеличения сведений о жизни и индивидуальных чертах мальчика. После этого нами была предложена методика совместной работы семьи. По её окончании мы отметили следующие важные моменты:

  1. В семье лидирующую и управляющую функцию выполняет отец мальчика.
  2. Именно он организовывал процесс совместной работы, пользуясь приказным тоном, не требующим возражения.
  3. Если кто-то из членов семьи пытался предложить свои варианты, он выказывал признаки агрессии (игнорировал, возражал, говорил,  повышая голос).
  4. Семья достигла конечной цели, построив нечто похожее на башню, однако атмосфера была не очень приятной, без удовлетворения результатом и отсутствия положительных эмоций и чувств.  У мальчика ощущалось некоторая подавленность.

     Теперь  непонятно, это что? Консультирование? Беседы в рамках коррекционной работы или еще какой-то вид деятельности?

     После этой сессии, на следующую консультацию мальчик приходил самостоятельно. С ним проводилась методика «Портрет твоей семьи».

     Мы  вместе с ребёнком проигрывали травмирующие моменты взаимоотношений между родителями и им самим (методика «Портрет твоей семьи»). Данная методика включала в себе 4 занятия, в которых мальчику удалось проиграть жёсткость и категоричность своего отца, а так же понять, что ожидаемое внимание от отца можно заменить заботой о нём его мамы, т.к. она очень старается, что бы ему было хорошо и очень любит его.

     На  последних двух встречах с Сашей, мы провели методику «рисование истории», где мальчик самостоятельно смог изобразить разные концы одной и той же истории, которую он придумал, тем самым, поняв возможность альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

     Второй  рассматриваемый нами случай относится  к школьной дезадаптации, вызванной психологической несовместимостью с классом и неразвитостью навыков общения. И каким боком это к Вашей работе?

Маша  К. семь с половиной  лет. Воспитывает  одна мама.

     Диагностика осуществлялась посредством методики «несуществующее животное», методом наблюдения в ходе игры и «социометрии». Последний тест показал наименьшее количество выборов Марии в классе. Наши личные наблюдения и беседа с учителем подтверждают результаты тестов. Девочка мало общается со сверстниками, бывает погружена в себя, задумчива. В игре вела себя   достаточно агрессивно, толкала детей, кричала, когда вышла из игры и даже начала плакать, потом надулась и просидела до конца соревнований одна в углу. Некоторые ребята пытались её утешить, но она только «отбрыкивалась».

     Прошла  тренинг «Страна понимания». Поначалу у девочки возникали трудности в приобретении умения слушать и слышать других.

     А также в осмыслении своих поступков  и некотором анализе того, что  же она делала не так по отношению  к другим детям. мы постарались при  проведении упражнений, направленных на развитие способности делиться своими переживаниями, уделить Маше особенное внимание.  После прохождения курса мы провели диагностику, воспользовавшись социометрической методикой. По её результатам мы заметили, что выборы относительно Маши несколько увеличились, она стала более открытой, подвижной и интересующейся тем, что её окружает с позитивной позиции.

     Маме  Маши были даны рекомендации постараться  устроить её в какой-нибудь детский кружёк, связанный с совместной деятельностью всей группы детей, приходящих на занятия. Это может быть и лепка, и экибана, а так же какие-то классные мероприятия, например, совместный поход в театр или музей.

Ира А. 7 лет, имеется и  мама и папа, однако большую часть  времени с ребёнком последние полтора года проводит бабушка.

       Ребёнок, по мнению родителей,  стал более агрессивным, чем  был раньше. Изменения были замечены после того, как девочка пошла в школу, а после находилась дома под присмотром бабушки. До этого она ходила в детский сад и проблем, по мнению родителей, никаких не наблюдалось. После беседы с родителями мы попросили пригласить бабушку на консультацию в целях получения более подробной информации о ребёнке. 

     Ирину же при нашей первой встрече мы попросили нарисовать рисунок на свободную тему, т.е. то, что она хочет, а так же воспользовались методикой «каракули» для налаживания более открытых и доверительных отношений. Девочка выполнила задания с интересом и достаточно быстро, была весела, и трудностей во взаимоотношениях практически не было.

     Когда мы спросили, что же она изобразила, она сообщила, что это мотоцикл, на котором мужчина увозит девушку, как бы похищая её. В каракулях Ирина увидела злющую змею, которая собиралась проглотить человека. Сюжеты были достаточно интересными и красочными, мы заинтересовались, пытаясь выяснить, придумала ли она их сама или она где-то это уже видела. Оказалось, что часть сюжетов она видела в фильмах, добавляя к ним свою фантазию. Анализируя группу рисунков, которые она сделала за несколько консультативных встреч, и те, что принесла из дома, мы сделали вывод, что ребёнок большую часть времени проводит за просмотром телевизора и её в этом совсем не контролируют.

     Кроме того, повторная диагностика самооценки в первой (экспериментальной) подгруппе показала увеличение числа случаев адекватной самооценки – 60%, в то время, как в контрольной подгруппе таких изменений не произошло.

     Это хорошо. Надо только написать, что рекомендации были разработаны нами по результатам  коррекционной работы. По итогам завершения коррекционной работы, было проведено собрание с родителями, на котором озвучивались рекомендации по коррекции агрессии младшего школьника в семье.

  1. Будьте внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрируйте модель спокойного, уверенного (неагрессивного) поведения.
  3. Будьте последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания должны оставлять сохранным чувство собственного достоинства ребенка.
  5. Давайте ребенку возможность проявлять гнев сразу после события, которое его вызвало.
  6. Обучайте ребенка приемлемым способам выражения гнева.
  7. Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивайте способность к эмпатии, сопереживанию.
  9. Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.
  10. Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учите брать ответственность ребенка за себя.

Информация о работе Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте