Политический лидер: имидж

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

А что касается значения термина «политическое лидерство», то оно войдет в стадию антиутопичного идеализма, потому как все делается для того, чтобы для следующего государственника-ставленника аппарат стал как можно более лояльным и предсказуемым, а парламент и окружение – попросту устаканенной нишей.

Отсюда следует, что для краткого исследования в данной работе нет лучшего пути, чем начать и закончить всеобъемлюще, взяв за пример абстракционизм – ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР, рассмотреть процесс становления: что он есть, каким он представляется «по правилам и без оных», далее - выход в массы с применением требуемых приемов – цели, задачи, средства, и как результат – победа либо поражение.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………2

1.Лидерство. Какой он - «политический лидер»? …………………………3
2.Что такое Public Relations?...........................................................................6
3.Формирование имиджа политического лидера ………………………….8
4.Формирование образа политического лидера в России………………..15
Заключение………………………………………………………………..33

Список используемой литературы……………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсач имидж.docx

— 57.40 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы видно, что в оценках  большинства политиков явно преобладают  «деловые» качества, следом за которыми идут «нравственные» качества, тогда  как «идеологические (политические)»  критерии отступают на задний план. Это бесспорное свидетельство наличия  ценностной основы восприятия – люди обращают внимание в первую очередь  не на идеологемы, которыми оперирует  лидер, а на то, что он делает, в  какой мере его действия соответствуют  этическим нормам. Другое общее наблюдение заключается в том, что некоторые  политики заметно выделяются по числу  оценок, отнесённых к той или иной категории. О Жириновском чаще всего  говорят, отталкиваясь от личностных качеств; Касьянов, Кириенко, Шойгу слабо  воспринимаются в идеологическом пространстве (они -хозяйственники); а в образе Зюганова весомо представлена именно идеологическая составляющая. 
 

     Практическое  основание выявления  отношения электората к политическим лидерам  России

     В современных условиях трансформации  российского общества имидж политического  лидера представляет для исследователей особый интерес. По оценкам различных  исследователей в условиях становления  информационного общества коммуникативные  процессы приобретают принципиально  иные формы, которые вызваны коммуникативным  воздействием на индивида масс-медиа, виртуализацией пространства, в котором  аудитория средств массовой коммуникации является потребителем образов, имиджей. Процесс гражданского выбора, голосование  за того или иного политика также  приобретает виртуальный характер. Как отмечает французский социолог Ж. Бодрийяр, «борьба за власть в  информационном обществе - это не борьба партий, не конкуренция предвыборных программ. Это борьба имиджей, которые  создаются рейтингами, имиджмейкерами и т.п. А сами политики необходимы лишь в качестве информационных поводов». Таким образом, становится всё сложнее  донести определенную информацию, послание до аудитории, рискуя, что оно затеряется в глобальном информационном пространстве. В этой ситуации имидж является «продуктом обработки больших массивов информации, являясь свёрнутым текстом, с  помощью которого информация передаётся как на вербальном, так и на невербальном уровнях».

       С одной стороны, в постперестроечной  России практика политического  консультирования развивается достаточно  активно - на сегодняшний день  на рынке функционируют сотни  агентств, оказывающих услуги в  области имиджирования. С другой  стороны, ощущается потребность  в квалифицированных кадрах –  имиджмейкерах, так как профессионалами  в области имиджелогии считают  себя представители различных  специальностей – психологи,  политологи, рекламисты, специалисты  в области PR, дизайнеры, стилисты, визажисты и многие другие. Каждый из специалистов подходит к формированию имиджа политического лидера с позиции собственной профессиональной подготовки и/или практических навыков. Тем не менее, формирование имиджа политического лидера предполагает более углублённые и специализированные теоретические знания, которые не позволяют сводить процесс создания имиджа до личностного стиля, причёски, макияжа и т.п. Очевидна потребность в новых специалистах-имиджмейкерах, имеющих адекватную профессиональную подготовку новой социально-политической ситуации в России. Ограниченная компетентность в области имиджелогии – одна из основных проблем сегодняшнего рынка услуг политического консультирования.

     Актуальность  темы исследования определяется демократизацией  общества, избирательной системой России, развитием и влиянием средств  массовых коммуникаций на социально  – политические процессы, повышенной значимостью коммуникативного воздействия  в избирательных компаниях, формированием  рынка политического консультирования в области имиджелогии, разнопрофильностью специалистов, занимающихся формированием  имиджа политического лидера и недостаточностью теоретических исследований понятия  имиджа политического лидера, процесса его формирования, восприятия и эффективности.

     В рамках проведённого исследования необходимо выявить механизмы восприятия образов  российских политиков. Особенности  политической культуры в России. Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности  коммунистических ценностей и идеалов  подданнической политической культуры советского типа может  
быстро привести к формированию политической культуры активной  
гражданственности. Тенденции развития российской политической культуры развитие рыночных отношений и политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот  
процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более дифференцирована по формам выражения и субъекту-носителю. В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики.

     Отсутствие  в российском обществе фундаментальных  и обще -  
принятых политических ценностей, а так же целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований. Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается не способным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление.

     Политическая  стабильность в обществе создается  не только  
благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

     Для достижения поставленной цели в исследовании мы решили использовать метод полуструктурированного интервью. Так как именно этот метод  предусматривает интервью с путеводителем. В нашем исследовании важно, чтобы  ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, задавались в русле разговорного характера беседы, не нарушали общего её хода, а органически вписывались  в рассказ как уточнения.

     В исследовании были задействованы 20 человек (10 мужчин и 10 женщин), с их социально- демографическими характеристиками (пол, возраст 30-40 лет, образование) и профессиональными (сфера деятельности или профессия).

     В рамках проведённого исследования мы получили следующие результаты. В  процессе интервью выявилось то, что  выбранная нами категория людей, как мужчин, так и женщин, считает  политическую сферу российского  общества очень значимой. Это связано  с тем, что интервьюируемые проводят параллель между «активностью страны, политической развитостью» (Жанна, 35 лет, высшее образование, частный предприниматель), стабильностью и достойным уровнем  жизни населения, с перспективами  страны. Абсолютно каждый из респондентов считает, что уровень развития политики, экономики, социальной сферы зависит  непосредственно от каждого члена  электората («Каждый сам строит как  свою жизнь, так и жизнь страны» (Наиль,32 года, высшее образование, маркетолог)), («Каждый несёт ответственность  за свой выбор, выбор от которого зависит  судьба народа» (Дмитрий, 40 лет, высшее образование, политический деятель)), («На  выборы всегда хожу, несмотря на то, что  большинство считает, что поход на выборы не принесёт результата» (Елена, 37 лет, высшее образование, маркетолог)), («Это лично моё право поучаствовать в политике, и я от него не откажусь» (Наталья, 30 лет, высшее образование, преподаватель)). На вопрос о политической информированности населения респонденты твёрдо и уверенно отвечали, («информации предоставляется достаточно, надо просто уметь ей пользоваться, надо уметь разбираться как в политических терминах, так и в современных, изымаемых с запада понятиями» (Николай, 39 лет, высшее образование, технолог)). Для опрошенных наиболее достоверными и точными сведениями, как в политике, так и мировой ситуации оперирует Интернет пространство. Респонденты отметили, что через Интернет можно получить независимую информацию от независимых источников, более полную и доступную. «Другие средства массовой коммуникации дают одностороннюю картину происходящего, с точки зрения одного лица, плюс Интернет предоставляет возможность доступа к множеству слухов, что делает политическую жизнь интереснее, ярче, прозрачнее» (Лариса, 33 года, высшее образование, директор магазина), «Только с помощью Интернет я могу с уверенностью сказать, что я компетентен в том или ином вопросе, телевидение и радио не даёт мне возможности мыслить в политике» (Дмитрий, 40 лет, высшее образование, политический деятель).

     Очень интересен тот факт, среди опрашиваемых оказалось, что тринадцать человек  имеет чёткое представление о  собственном, сложившемся образе политика, они попытались сопоставить его  с существующими на сегодняшний  день деятелями. Например, шесть человек  отметило деятельность В.В Путина, с  положительной стороны, охарактеризовало его как «отца», «настоящего мужика», «харизматика - профессионала». Четыре же человека выделило Заместитель председателя Правительства РФ Медведева «дельный человек, знающий своё дело», «не  идёт на поводу у недругов» (Даниил, 31 год, высшее образование, инженер). Три человека рассматривают Иванова как добросовестного, серьёзного политика.

     На  вопрос, какие качества вы цените в  людях, а какие, на Ваш взгляд, ценны  для политического лидера? Интересно  то, что женская половина респондентов отмечала как человеческие так и  политические качества, примерно, в  одном ракурсе, т.е для женщины  большое значение имеют человеческие качества в политическом лидере «Ну, политик должен быть открытым, прозрачным для общества, честным» (Ольга, 30 лет, высшее образование, секретарь), «Политик должен быть приятным внешне, статным, должен осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями электората, а не в своих меркантильных  целях» (Лариса, 33 года, высшее образование, директор магазина).

     Мужчины же делали акцент на профессиональных качествах политических лидеров  «Верность своему делу, коммуникабельность, достижение поставленной цели, компетентность, деловитость, умение вести переговоры» (Константин, 37 лет, высшее образование, преподаватель). В нашем исследовании мы не случайно выделили такую характеристику как пол респондента, значимой. Не для кого не секрет, что в современном  мире всё чаще руководящие посты  и позиции начинают занимать женщины. Проводя исследование, нам было интересно  узнать, изменилось ли мнение мужчин о  женщинах- руководителях и соответственно женщин о женщинах – руководителях. Мы задали вопрос и мужчинам и женщинам, «Может ли женщина стать президентом  России?». К сожалению, наши ожидания опровергались мужчины были за мужчин, да и женщины были не против президента принадлежащего именно к мужскому полу «Мужик есть мужик у него в крови  быть первым» (Виталий, 35 лет, высшее образование, логист). Но что нам показалось интересным, это то, что и те и другие не исключали возможность женщины  занять ведущие посты на региональном уровне, конечно не в качестве президента, но всё же. Значимым показалось то, что  мужчины видят в женской половине лидерские черты, т.е женщине путь в политику хоть долог и тернист, но всё же открыт «В наше время актуален образ женщины карьеристки, всё чаще наблюдаешь дамочек, стремящихся не только прилично заработать, но и продвинуться по карьерной лестнице до таких высот и чем выше, тем лучше» (Александр, 39 лет, высшее образование, финансовый директор).

     Респонденты высказались и о том, что российское общество зрелое и готово к переменам  в политике, экономике, социальной сфере. Все согласились с тем, что  система политического образования, политической культуры в России «немного не совершенна», тем не менее, считают  выходом из ситуации, может служить  качественно выстроенная стратегия  электората и политического лидера «В каждом деле должны быть свои специалисты-профессионалы, политик должен заниматься политикой, имиджмейкер самим политиком, а  электорат должен уметь профессионально  и грамотно сделать свой выбор  в пользу кого - либо» (Леонид, 38 лет, высшее образование, бухгалтер).

     В итоге можно сделать следующие  выводы. Выбрав категорию опрашиваемых в возрасте от 30-40 лет, мы тем самым  хотели подтвердить собственную  гипотезу о том, что именно за этой категорией населения и есть «светлое политическое будущее России». Мы убедились, что у интервьюируемых присутствует четкая политическая позиция. Выявили, что некая стереотипность во мнениях  и рассуждениях утрачивает свою силу. Практически каждый отметил, что  развитость, процветание и достойное  существование России зависит не только от верхов власти, но и от каждого  индивида в отдельности. Проведя  данное исследование, мы также подготовили  почву для дальнейшего изучения данной тематики. На основе полученных выводов проведём количественное исследование, которое в совокупности с проведённым  даст наиболее чёткую и прозрачную картину ожиданий, отношений, как  электората, так и политического  лидера.

     На  наш взгляд одна из особенностей принятия особенностей восприятия российской политической жизни в том, что исторически  сложилось отождествление имиджа государства с имиджем определённого политического лидера, например президента. Эта традиционная особенность российской политической культуры определила и определяет огромную роль института президентства в России, которая, в первую очередь, связана с объемом его полномочий, закрепленных в Конституции России, и его реальной политической деятельностью по определению приоритетных направлений внутренней и внешней политики российского государства и их реализацией.

     В этой связи следует подчеркнуть, анализируя мнения, что большая часть  всего высказанного в последние  годы о современной российской политике сводится к личности Президента В. Путина, его выступлениям, действиям, его  видению будущего России и т.д. И  таким образом, имидж России, зачастую, преломляется через имидж Президента России.

Информация о работе Политический лидер: имидж