Формы правления и государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Содержание

Введение
Раздел 1. Формы правления
1.1 Понятие государства и его формы
1.2 Форма правления: понятие и виды
Раздел 2. Форма государственного устройства
2.1 Понятие и виды государственного устройства
2.2 Государственный (политический) режим
2.3 Конституционные основы российского федерализма
Заключение

Работа содержит 1 файл

политология1.docx

— 72.35 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">Особыми разновидностями демократического режима выступают: либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Первые характеризуются, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод. Консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

Авторитарный режим можно рассматривать как "компромисс" между тоталитарным (абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти) и демократическим политическими режимами. В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, при этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно. В случае отклонения людей от "генеральной линии" применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко применяются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция не допускается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Конституционные основы российского федерализма

Федерализм как понятие отражает и способ государственного устройства, и систему правления, и форму  межнациональных отношений. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз. Это — система  правления союза государственных  образований, в которой власть осуществляется одновременно центральным правительством и региональными правящими органами на основе распределения функций  и полномочий между ними, закрепленного  конституцией (договором).

При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией центральных  органов федерации, другая — региональных государственных органов (субъектов  федерации), третья — совместной компетенцией центра и субъектов федерации. Баланс прав и обязанностей центральных  и региональных органов правления  контролирует независимый суд, а  также парламент, одна из палат которого формируется из представителей регионов (штатов, земель, кантонов, провинций, областей и т.п.).

Таким образом, федерализм предполагает демократическую децентрализацию, т.е. автономность, самостоятельность  территориальных государственных  образований, имеющих собственные  конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы. Федеральная система государственного правления способствует широкому развитию местного самоуправления.

Децентрализация осуществляется в  трех основных формах: деконцентрация, делегирование и передача власти. Деконцентрация — это административная договоренность, согласно которой функции  центрального правительства передаются региональным представительствам федеральных  органов власти. Делегирование —  это агентское соглашение, по которому функции передаются к организациям, действующим вне центральных  правящих структур с определенной степенью административной и финансовой самостоятельности. Передача власти означает перевод полномочий от центра к субъектам федерации, т.е. автономным, демократически избираемым единицам регионального правления, таким как край, область, округ, город  и т.д.

Благодаря децентрализации субъекты федеративного государства самостоятельно реализуют власть в регионе. Однако они обладают лишь ограниченным суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. Центральное  правительство может вмешаться  во внутренние дела членов федерации  в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.

Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993г. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия  и самоопределения народов.

Российскую Федерацию образуют 89 субъектов трех типов: национально-государственные (21 республика), имеющие свои конституции  и законодательства; административно-территориальные (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения); национально-территориальные (1 автономная область, 10 автономных округов), имеющие свои уставы и законодательства.

Отношения центра и субъектов Федерации  в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения  и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные  энергетические системы, транспорт, связь  и др.), какие относятся к совместному  ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).

Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения  субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию  центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.

В Конституции заложен принцип  сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с  правом наций на самоопределение  в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение  всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим  регулированием отношений между  субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и  совместного ведения центральные  органы исполнительной власти субъектов  Федерации образуют единую систему  государственной исполнительной власти в стране.

Таким образом, конституционные основы российского федерализма создают  предпосылки для совершенствования  управления огромной страной, упрочения  государственности, территориальной  и социальной целостности, развития демократии посредством соблюдения прав и законных интересов различных  национальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

Специфика российского федерализма  определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и  регионов. Для российского федерализма  характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным  составом населения страны, в которой  проживает 176 этносов различной численности. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная  форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем  края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Под воздействием процесса суверенизации  регионов авторы Конституции России заложили в ней два классических положения: запрет на односторонний  выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на одностороннее  изменение статуса субъекта Федерации. Вместе с тем структура федерализма  в России мягче, эластичнее по сравнению  с другими странами. Это увеличило  степень самостоятельности субъектов  Федерации, позволило им, в частности, создавать по собственному усмотрению правящие органы.

Уровень самостоятельности субъектов  Российской Федерации фактически определяется не их конституционным статусом, а  кругом полномочий и предметов ведения. Посредством механизма распределения  полномочий устанавливается степень  и форма децентрализации, учитывающие  специфику того или иного региона. Отсюда отличительная особенность  российского федерализма — взаимное делегирование полномочий. Смысл  его состоит в том, что субъект  Федерации передает свои полномочия центру и наоборот. Благодаря этому  Федерация создается как бы снизу  на основе договорных отношений. Поэтому  российскую модель федерализма можно  назвать конституционно-договорной.

Действующая ныне Конституция 1993 г., как  уже отмечалось, провозглашает Россию по форме государственного устройства федеративным государством. Следует, однако, отметить, что российская модель федерализма  строится, естественно, с учетом особенностей исторического опыта взаимоотношений  Центра и регионов. Главное классическое положение - запрет на сецессию (выход) в ней отсутствует, а провозглашаемый  в ст. 5 принцип сохранения целостности  государства сочетается с правом самоопределения народов, как это  было записано и в ранее действовавших  советских конституциях.

Отсутствует в новой Конституции  и второй классический принцип Федерации - запрет на одностороннее изменение  статуса субъекта Федерации. В результате процесса суверенизации, докатившегося  до автономных республик и административно-национальных образований, объявивших себя самостоятельными субъектами, численность субъектов  РФ увеличилась до 89. В их числе 21 республика, провозгласившая свой государственный  суверенитет, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов. При  этом в Конституции заложено неравенство  субъектов в их взаимоотношениях с Центром — республики обладают большими правами, чем края и области. Конституцией признается как бы «несимметричная  федерация», хотя в ней и записано (ст. 5), что субъекты РФ равноправны.

Для российского федерализма как  формы государственного устройства и ныне характерно соединение национально-государственных  и территориальных принципов  формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государством, взаимодействием и даже союзом более  сотни народов. Унитарная политическая структура дополнялась, а зачастую органично соединялась с разнообразными формами национально-культурной самобытности, особым управлением и самоуправлением  различными регионами, наличием в национальных окраинах своих законодательных  актов и даже конституций1.

Записанные в Конституции РФ положения о разграничении предметов  ведения и полномочий между Центром  и субъектами РФ в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. При этом вне пределов ведения  Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной  власти, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и иных нормативных правовых актов.

Для становления сильной России и ее государственной власти и  управления исключительно важное значение имеет конституционное положение  о том, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и  каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и  финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров  и услуг могут вводиться в  соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения  безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Для становления современного российского  федерализма важно также то, что  система органов государственной  власти республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается  субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти, установленными федеральным  законом. В то же время, как записано в ст. 77 Конституции РФ, в пределах ведения Российской Федерации и  полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации.

Упрочению российской государственности  способствует и предусмотренное  Конституцией РФ положение (ст. 78), согласно которому федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих  полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать  соответствующих должностных лиц, могут по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  передавать последним осуществление  части своих полномочий, если это  не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своиx полномочий.

Информация о работе Формы правления и государственного устройства