Формы правления и государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Содержание

Введение
Раздел 1. Формы правления
1.1 Понятие государства и его формы
1.2 Форма правления: понятие и виды
Раздел 2. Форма государственного устройства
2.1 Понятие и виды государственного устройства
2.2 Государственный (политический) режим
2.3 Конституционные основы российского федерализма
Заключение

Работа содержит 1 файл

политология1.docx

— 72.35 Кб (Скачать)

- составные части унитарного  государства (области, департаменты, округа) государственным суверенитетом  не обладают. Не имеют своих  законодательных органов, самостоятельных  воинских формирований, внешнеполитических  органов и других атрибутов  государственной власти. В то  же время местные органы в  унитарном государстве обладают  известной, а иногда и значительной  самостоятельностью.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное  государственное устройство может  быть централизованным и децентрализованным. Централизованное государство –  когда во главе местных органов  государственной власти стоят назначенные  из центра чиновники, которым подчинены  местные органы самоуправления. В  децентрализованных – местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Различия в степени и формах контроля со стороны центральной власти над местными (муниципальными) органами самоуправления являются критерием для деления унитарных государств на два типа- централизованные (Франция, Япония и др.) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия и др.)

- унитарное государство, на территории  которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию;

- в унитарном государстве все  внешние межгосударственные сношения  осуществляют центральные органы, которые официально представляют  страну на международной арене;

- унитарное государство имеет  единые вооруженные силы, руководство  которым осуществляется центральными  органами государственной власти.

Имеются и смешанные системе  местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.

 В то же время в ряди  унитарных государств (Бельгия, Дания,  Испания и д.р. ) существуют различные  модели административной автономии,  в той или иной мере учитывающие  этнические, исторические, географические  и другие особенности. Такие  территории пользуются большой  самостоятельностью и правами  по отношению к центральной  власти, чем обычная административно-территориальная  единица, хотя объем полномочий  меньше, чем у субъектов федерации.

Свойственная унитаризму централизация  проявляется в разнообразных  формах и в разной степени. В ряде стран руководство местными делами осуществляется назначаемым представителем центральной власти (губернатором, комиссаром, префектом и т.д.). такая  система означает прямое государственное  правление на местах. В других странах  местные самоуправленческие органы избираются населением (муниципальные  и коммунальные советы, управы и  т.д.). они облают некоторой самостоятельностью по отношению к центральной власти.

Во многих государствах возникают  смешанные системы управления на местах, сочетающие элементы прямого  государственного и местного самоуправления.

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. И все же можно выделить черты характеризующие все федеративные государства. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно – союзное государство.

Объединяющими началами федерации  выступают: единое социально-экономическое  пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральная  конституция, федеральные органы власти и управления. Наряду с ними имеется  гражданство отдельных субъектов  федерации (республик, штатов, провинций  и т.д.). в них существуют собственные  конституции и законодательство, собственные законодательные и  исполнительные органы власти. Между  федерацией и ее субъектами устанавливаются  особые отношения, при которых действует  принцип верховенства конституции  законов федерации. Субъекты федерации  имеют прямое представительство  в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты (Сенат  в США, Бундесрат в Германии, Совет  Федерации в России).

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных  государственных объединений в  одно союзное государство.

Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик.

В союзном государстве верховная  законодательная, исполнительная и  судебная власть принадлежит федеральным  государственным органам. Компетенция  между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и  гражданство федеральных единиц.

При федеральном государственном  устройстве в Парламенте имеется  палата, представляющая интересы членов федерации.

Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность в  федерациях осуществляют союзные государственные  органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые  в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов и федераций.

Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях.

В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами.

Национальные федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей (многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение  ее субъектов – право наций  на самоопределение (т.е. право любой  нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации  имеет право отделиться от союза  и образовать свое самостоятельное  государство.

Основные различия между территориальной и национальной федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Россия – уникальное государственное  устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и  национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации" [ 2.1Ст.5, п. 1]

Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, создаваемый для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. По сути конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств.  Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, налоговая и правовая системы а страны- участницы в полном объеме осуществляют международную деятельность. Каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий.

Характерно:

не имеет своих общих законодательных, исполнительных, судебных органов, характерных  для федерации;

не имеет единой армии, единой системы  налогов и единого государственного бюджета;

конфедерация сохраняет гражданство  тех государств, которые находятся  во временном союзе;

конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах;

Конфедеративное устройство государства  обычно недолговечно, и при достижении поставленных целей (или в силу того, что создание конфедерации не дало в этом отношении ожидавшегося результата) конфедеративный союз государств чаще всего либо распадается, либо превращается в федерацию. Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз( 1291-1798 и 1815-1848 гг.). швейцарская конфедерация представляла собой объединение 23 суверенный кантонов, целью которого было поддержание  внутренней и внешней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась  в федерацию: в ведение центральных  органов были переданы военный бюджет, армия, назначение дипломатических  представителей.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Государственный (политический) режим

Государственный режим – важнейшая  составная часть политического  режима, существующего в обществе. Политический режим – это система  методов, способов и средств осуществления  политической власти, не только со стороны  государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Категория "политический режим" и "политическая система" тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни  общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как это власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления  и форму государственного устройства.

Именно исходя из политического  режима судят о подлинной картине  принципов организации политического  устройства общества. Он обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность  политической власти, достижение целей  государственной власти.

В том или ином конкретном присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие  черты, присущие той или другой разновидности  государственного режима.

Различают два основных вида государственных  режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический ("либеральный").

Демократический режим (народовластие) – основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только провозглашением, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными.

В демократическом государстве  народ является источником власти. Представительные органы и должностные  лица в демократическом государстве  избираются. Критерием избрания в  представительный орган являются его  политические взгляды, профессионализм. Характерен политический плюрализм. Управление в демократическом государстве  производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений. "Силовые" структуры находятся под демократическим  контролем общества, их деятельность регламентируется законом.

Так же характерно господство закона во всех сферах общественной жизни, гласность, свобода слова средств массовой информации, осуществление принципа разделения властей. Демократия (народовластие) может осуществляться посредством  двух форм:

население участвует в формировании и осуществлении государственной  власти посредством прямой демократии, без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты прямого народовластия (референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права, митинги, демонстрации).

представительной (осуществляется власть представителями народа - депутатами, другими выборными органами исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий).

<

Информация о работе Формы правления и государственного устройства