Формы правления и государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Содержание

Введение
Раздел 1. Формы правления
1.1 Понятие государства и его формы
1.2 Форма правления: понятие и виды
Раздел 2. Форма государственного устройства
2.1 Понятие и виды государственного устройства
2.2 Государственный (политический) режим
2.3 Конституционные основы российского федерализма
Заключение

Работа содержит 1 файл

политология1.docx

— 72.35 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский  архитектурно-строительный университет

 

 

 

 

 

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

Формы правления и государственного устройства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент гр.2-ЭН-4

Иванова И.А.

Проверил

Волков И.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

План

Введение

Раздел 1. Формы правления

      1.1 Понятие государства и его формы

      1.2 Форма правления: понятие и виды

Раздел 2. Форма государственного устройства

      2.1 Понятие и виды государственного устройства

      2.2 Государственный (политический) режим

2.3 Конституционные основы российского федерализма

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга  по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма  государства".

В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация  общества, как государство. Своей  задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности  правления, влияние политического  режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно  отечественная теория государства  и права в этих целях всегда выделяло форму государства в  три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Еще со времен Платона, Аристотеля теоретическая  политико-правовая мысль пыталась нащупать причины, которые определили ту или  иную форму правления. Но если во времена  таких мыслителей как Аристотель изучение сводилось главным образом  к описанию разнообразных форм правления, то уже в ХХ в. в рамках марксисткой  теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в  ее связи с типом государства (рассматриваемом формационно), классовой  структурой, экономическим базисом  общества.

Все это имеет большой познавательный и практический смысл. Ведь научная  классификация тех или иных реальных устройств государства, как, впрочем, и других политико-правовых институтов – это не просто игра ума, произвольно  упорядочивающего невероятное множество  самых разнообразных форм, а познание исторически существовавших государств, их теоретического обобщение, т.е. проникновение  в закономерные, равно как и  случайные начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства. Все это поможет нам усвоить  комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях, отражающих особые свойства государства и права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Формы правления

    1. Понятие государства и его формы

 

Государство представляет собой особую форму политической власти, которая  имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной  власти отражает понятие «форма государства».

Типология государств тесно связана  с понятием формы государства. Особенности  каждого конкретного типа государства  устанавливаются на основе анализа  его организационного устройства, методов  осуществления государственной  власти. Своеобразие конкретной формы  государства любого исторического  периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной государственной  жизни, задачами и целями, которые  ставит перед собой государство. Категория формы государства  непосредственно зависит от его  содержания и определяется им.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

как создаются высшие органы государства  и каково их строение;

какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими  и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

в какой мере организация высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные). Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова будет и его форма. Изучить же государство с точки зрения его формы – это значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.

Категория "формы государства" трактует вопросы кто и как  правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население  на данной территории, каким образом  оно связано через различные  территориальные и политические образования с государством в  целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь  в обществе, устойчивость государственных  институтов.

Форма государства – это его  строение, на которое влияют как  социально-экономические факторы, так  и природные, национально-исторические и религиозные особенности культурные и т.п.

 

    1. Форма правления: понятие и виды

 

Прежде всего, надо отметить, что  в теоретическом осмыслении государства  особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную  власть в обществе. Форма государственного управления - это элемент формы  государства, характеризующий организацию  верховной государственной власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношений с населением. К верховной государственной  власти относят главу государства (монарх или Президент), законодательный  орган, правительство. Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение  компетенции между ними.

В настоящее время отечественная  теория государства и права может  предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, как одной из основных характеристик  устройства государства, дать более  взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз  их развития.

Под формой правления понимается способ организации верховной  государственной  власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения  в их формировании.

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

как создаются высшие органы государства  и каково их строение;

какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими  и другими государственными органами;

как стоятся отношения между  верховной государственной властью  и населением страны;

в какой мере высшие органы государства  позволяют обеспечивать права и  свободы гражданина.

По указанным признакам формы  государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии:

Власть передается по наследству;

Власть бессрочна;

Власть не зависит от населения.

Различают монархии абсолютные и конституционные.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых  единственным носителем государственного суверенитета является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Швеция…).

В условиях абсолютной монархии никем  не ограниченная власть сосредоточена  в руках одного лица-монарха. В  наши дни этот тип монархии сохраняется  в ограниченном числе стран (Саудовской Аравии, Катаре и др.)

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий, и сохраняется сегодня  почти в трети стран мира. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов – дуалистические и парламентские.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формальное юридическое разделение государственной власти между монархом и Парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у Парламента. Последний, в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Монарх обладает правом абсолютного или отлагательного вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается населением. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко и др.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед Парламентом. В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием «помазанником Божьих», монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит, будучи чаще всего лишенным возможности действовать по своему усмотрению.1 Хотя монарх юридически назначает премьер-министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, побудившей на парламентских выборах. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Наиболее типичной для этой формы  правления является парламентская  монархия в Великобритании. С формально-юридической точки зрения, высшим органом исполнительной власти является действующий при монархе Тайный совет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот совет выполняет церемониальные функции, тогда как решения принимает сам кабинет министров. К тому же все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство.

Наиболее значимое лицо в политической жизни страны- премьер-министр. Формально  он подбирается монархом, хотя фактически на эту должность назначается  лидер партии, получившей большинство  мест в нижней палате парламента- Палате общин. Занимая исключительное место  в системе центральных органов  государственной власти, премьер-министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ей влиять на все стороны жизни общества.

 В практике встречаются и  такие формы монархического правления,  которые не укладываются в принятую классификацию. Например, Малайзия. Согласно конституции 1957 г. Малазийская Федерация представляет собой редкую разновидность конституционной монархии- выборную(или избирательную), когда монарх избирается на 5 лет.

В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) действует, по существу, коллегиальный  монарх: эмиры всех семи составных  частей, входящих в федерацию, образуют Высший Совет эмиров, который является законодательным органом и решает фактически большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства.

Преимущества монархической формы  правления (в виде парламентской  монархии) заключаются в том, что  в ней органически совмещаются  политические институты зрелой демократии и объединяющее их национальное начало. Монарх мало зависим от политических пристрастий, ибо он практически  несменяем, но в то же время из-за четко очерченных пределов его политического  вмешательства не может впасть в  деспотизм.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избранными населением на определенный срок.

Признаки республики: Выборность власти; Срочность; Зависимость от избирателей.

Республики подразделяются по способу  формирования государственных органов (прямые или косвенные выборы) и  принципам взаимоотношений между  ними различают президентские, парламентские  и смешанные (президентско- парламентские) республики.

Информация о работе Формы правления и государственного устройства