Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".

Работа содержит 1 файл

шшш!...Пора..doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Как надстроечное явл, политика вторична к базису, зависит  и опр им. НО политика может оказывать  на экономику и обр влияние. Она  может сдерживать раз-тие экон базиса( пример - совр россия). Но П может  оказ и положительное возд на экономику (для чего, собственно говоря, она и призвана) Правильная политика ускоряет раз-тие экономики. Активная роль П особенно высока в кризисные моменты истории. Политика и полит отнош появл с разд О на классы, когда в силу противополож их интересов О не может больше регулировать свои взаимоотнош с помощью традиций и О мнения. Появл потребность в сист норм и з-нов. Совокупность правил, норм поведения людей, уст гос-вом наз правом. Право - цельная сист з-нов, направленных на регулир взаимоотнош м-у нациями, классами, . . .  Главная задача права - сохранить экономический строй О и его соц структ. Для реализации права существует гос-во. Оно явл основн институтом полит сист О.  Вывод: ПСО - это сист гос-ных и О организаций, учрежд, институтов регулирующая полит взаимоотнош м-у нациями, классами, соц группами, и осуществл определенные полит ф-ции. В ПСО входят гос-во, полит партии, обществ организации, многообразные отношения, возник в полит сфере О.

Основным институтом ПСО является государство. Существует множество теорий происхождения Гос-ва.

Демократия - режим  при к-ром народ явл источником и носителем власти. Признается право  народа участвовать в решении  гос задач наряду с широким  кругом гражд прав и свобод. 

Вопрос 36. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания.

Индивидуальное сознание  это духовный мир личности, отраженное О бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данноо человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется ео индивид и неповторимость. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей , но не является их простой совокупностью. Это качественно новое О явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи ииндивидуальному сознанию. ИС многообразней, ярче ОС, но оно не достигает  той глубины, к-рая характерна для ОС. ОС охватывает все стороны О жизни. ИС всегда несет на себе печать  ОС, поскольку оно формируется в конкретном О. Любой человек есть носитель О взглядов, привычек, традиций. ИС,таким образом, детерминировано СП материальных благ. О - сложное мат образование, сост из мн-ва соц групп. Каждая группа явл субъектом опред группового сознания. Групповое сознание связано как с ОС так и с ИС. Оно складывается на основе ИС , но не представляет собой простой суммы ИС. ГС опосредуется ОС и выступает как элемент или подсистема ОС, входя в него  частью своих эл-тов.

            Формы общественного  сознания.

1. Политическое 2. Правовое 3. Нравственное 4. Эстетическое 5. Религиозное 6. Философское 7. Научное.

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС интересует природа и  О, то ПОС  интересуется взаимоотношениями  между классами, их отношением к  власти. Разные формы ОС по-разному отражают реальность. Например наука отражает ее в категориях, з-нах, понятиях. Каждая форма ОС обладает своими специфич признаками. Все же формы, вместе взятые, раскрывают многообразие мира. Итак  духовная жизнь О связана с удовлетворением дух потреб, с процессом сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного пр-ва. Основными эл-тами духовного пр-ва О явл: 1. Духовные потребности 2. Деят-ть 3. Потребление 4. Дух отношения.  

Вопрос 37. Проблема человека в  философии.  Природное  и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека в философии.

Проблема человека и его свобода в философии.

Основные философские  школы: объективно-идеалистическое  понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-ма- териалистическое, иррациональное. Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической Ф. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития. Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача целого комплекса наук. В Ф человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духов- но-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только Ф, как религия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет. Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно связано понятие индивид. Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное.

Индивид (от лат. individum - неделимое) – представитель человеческого рода взятый без относительных его социальных качеств. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Индивидуальность означает наличие специфических черт позволяющее отличить одного человека от другого.

Личность – человек, имеющий вполне определенные мировоззрения, те или иные нравственные позиции, уровень культуры. Личность – человеческий индивид наделенный социальными качествами.

Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Личность развивается в процессе деятельности, и чем разнообразнее виды деятельности, в которые она включена, тем более всесторонне она развивается. Формирование личности изначально детерминируется средой, в которой человек живет и развивается. Социальная среда, а также природные условия представляют собой факторы, влияющие на формирование личности. Каждой общественно-экономической формации присущи определенные типы личностей. Свобода предполагает прежде всего сознательный выбор линии жизни, сферы и видов деятельности, выбор со знанием дела. Самореализация личности - это выявление ее потенций, ее способностей и их развитие и применение на деле. Свобода и самореализация личности неотделимы от социальной политики, подчиненной удовлетворению ее интересов и потребностей, как материальных, так и духовных. Анализ проблемы человека показывает, что в настоящее время настоятельной необходимостью становится интеграция, естественных, технических и гуманитарных наук в ее исследовании.  

Вопрос 38. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания.

Целостное представление  о жизни О дает рассмотрение только 3 сферы О жизни: Социальная, Экономическая  и Политическая. Духовная жизнь О  это сфера О жизни, к-рая в  совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику О во всей его целостности. Истоки духовной жизни О коренятся в двойственной природе О. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо.  Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности.  Бытие человека - это сложный процесс развития тела  человека и его духа. Особенностью человека, отлич его от животного, явл то, что для удовл своих потребностей он не приспособлен к природе, а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное пр-во. Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовл человеческих потребностей.  Рез-том матер пр-ва явл материальные вещи.  Духовное пр-во - осущ не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, к-рый представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают: 1. Его  материальное происхождение. 2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация чел-ка в мире., она направлена на  изменение материальной жизни О.  Кроме того, продукты духовной деят-ти - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания  и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, пердмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостояетльно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей  эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например люди придумали символы, ноты, цифры, которые сущ объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деят-ти людей ни хера не значат. Пинципиальное различие между материальной и духовной деят-ти людей сводится к следующему:

1. Духовные потребности  человека, в отличие от других  не заданы биологически. Потребность  в освоении науки, культуры  сама по себе не возникает.  Она формируется и развивается  социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования. Именно поэтому потребность в образовании у человека возникает лишь в определенной соц среде 2. Особенности дух потребностей закл в том , что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей 3. Конечным продуктом ДП явл идеальные образования. Продуктом МП явл всякие вещи.

4. Материальные и  дух богатства принципиально  различны. Идеальные образования  имеют всеобщий характер потребления  . Поэтому 6-ю хлебами нельзя  накормить 1000 человек, а 6-ю  идеями - можно обогатить внутр мир. ( хотя сытый голодного не разумеет прим автора) Принципиальным отличием духовного пр-ва от материального явл то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя.

5. Духовная деятельность самоценна .6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот. 7. В сфере МП большинству членов О навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот.

ДП формируется  при участии людей, профессионально заним умств трудом. Рез-том ДП явл идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек

Общественное бытиеàßобщественное сознание.

Общественное бытие  определяет общественное сознание, но общественное сознание обладает определенной самостоятельностью в том плане, что общественной сознание может обратно воздействовать на общественное бытие.  

Вопрос 39. Обыденное и теоретическое  сознание. Общественная психология и идеология. Массовое сознание, общественное мнение.

Общественная психология формируется в процессе повседневной  деят-ти людей но доминирующей в ней явл не само посебе знание действит-ти, а отношение к этому знанию, т.е. чувственная оценка деят-ти. Общественная психология выражает интересы различных соц групп. Она включает в себя также эмоциональное отношение личности или соц группы к тем или иным явлениям обществ жизни, включает в себя чувстсва и настроения людей. Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном уровне О сознания и взаимодейств друг с другом. О психология играет важную роль в О движении, побуждает людей к различного рода действиям, поэтому при выработке полит платформы линии выжно учитывать О психологию, изучать настроение людей, уметь его прогнозировать на те или иные политич действия. О психология тесно связаня с идеологией, которая относится к высшему уровню О сознания . Идеология - это система типизированных, теоретически обоснованных духовных выражений различных соц групп и общностей. Идеология - это сложное духовное образование, включ в себя опред теоретическую основу. В отличие от психологии, идеология не возникает из повседневной деят-ти людей, а есть плод целенаправленной деят-ти людей( политиков , идеологов). Необходимо различать прогрессивную , консервативную, научную и ненаучную идеологию. Характер  идеологии, ее роли в О зависит от того, чьим соц интересам она соответствует, как соотносится с объективными потребностями О развития.  

Вопрос 40.  Наука, ее сущность, функции, закономерности развития. Соотношение  философии, науки и искусства.

Наука явл важнейшим  видом ДП. Это историч сложившаяся  форма человеческой деят-ти, направл  на познание и преобраз объективной  реальности. Наука - это систематизированное  познание действ-ти, воспроизводящее  ее сущ закономерные стороны в  абстрактно- логической форме понятий.  Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в к-ром и отражает его основные св-ва и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не  в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Отличительными чертами научного познания явл:

Систематизированность ( одни положения логически выводятся  из других)

Оъектами НП явл  не сами по себе предметы и явления  реального мира, а идеализированные модели их.

Наука распологает  своим языком и понятиями.

Подготовку научных  кадров осуществляют спец учебные заведения.

Наука вып след функции: 1. Познавательная 2. Объяснительная 3. Практически-действенная 4. Прогностическая 5. Мировоззренческая 6. Социальная память. По предметному  разнообразию все научные дисциплины делятся на группы

1. естественные 2. Общественные  и технические. По отношению  к практике: 1. Фундаментальные 2. Прикладные По глубине постижения  действительности в науке различают:  Эмпирический метод т.е. наблюдения, описание, сравнение, эксперимент. Теоретический метод - восхождение от абстрактного к конкретному, системно - структурный, структурно-функциональный анализ.

Основными структурными компонентами теор познания явл:

Проблема  - это  фор знание, содержание к-рой явл  тот , что еще не познан человеком, что следует понять: «Знание о незнании» Проблема включает в себя два момента - постановка задачи и ее решение.

Гипотеза - форма  знания, содерж предполож, сформулированное на основе ряда фактов., истинное значение к-рых нуждается в док-ве.

Теория - наиболее развитая форм, дающее целостное отображение  закономерных и сущ связей в опред  обл-ти знаний.

1. Исходное основание(  понятия, принципы, з-ны) 2. Идеализированная  модель 3. Логики теорий, направленная  на пояснение структуры и изменению знаний. 4. Совокупность з-нов и утверждений, выведеноных из основоположений данной теории.

Ключевой элемент  теории - закон. Поэтому теорию можно  рассм как систему з-нов, отраж  сущность окруж мира и изучаемых  объектов.  

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"