Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".

Работа содержит 1 файл

шшш!...Пора..doc

— 301.50 Кб (Скачать)

**Принципы.

**Категории.

**Законы.

Основные принципы Д: 1. Все в мире находится в движ, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - раз-тие. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, к-рое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения – внутр. противор. 

Вопрос 10. Сущность закона единства и борьбы противоположностей и особенности  его проявления в  природе, обществе и мышлении.

Закон единства и  борьбы противоположностей – играет особую роль в структуре Д-ки, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В.И. Ленин называл его сутью, ядром Д-ки.

Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Всем предметам  и явлениям окружающего мира свойственна  относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.

Вместо с тем  каждый предмет, явление находятся  в постоянном движении, изменении. В  одну и ту же реку нельзя войти дважды. Гераклит выразил в этой формуле  текучесть, подвижность, изменчивость, неповторимость предметов или их различие.

С точки зрения Д-ки в реальной жизни нет абсолютного  различия, как нет и абсолютной текучести. Эти понятия существуют только в мышлении, как, например, понятие  абсолютно черного тела. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплетаются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т.е. тождественна самой себе, но и различна одновременно. Например, любой растительный или животный организм каждое мгновение меняется, во-первых, потому, что он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества, во-вторых, потому, что происходящие в нем физиологические процессы существенно изменяют внутренние характеристики самого организма. В неорганической природе все также пребывает в состоянии непрестанных механических, электрических, химических изменений, начиная от минералов, кончая всей Землей. Таким образом, любой объект, сохраняя до поры до времени ряд своих характеристик (в этом отношении он тождествен с самим собой), в то же время утрачивает ряд других характеристик и приобретает новые (в этом проявляется его отличие от самого себя).

Устойчивость и  изменчивость, т.е. тождество и различие противостоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет - это единство противоположностей. Так, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, ассимиляцию и диссимиляцию, электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы, производительные силы и производственные отношения вступают как стороны способа производства. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь.

Противоположные стороны  предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности Вещей, поэтому являются формой проявления активности материи.

Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему, в которой можно выделить следующие элементы:

1) взаимополагание противоположностей;

2) взаимопроникновение;

3) взаимоисключение.

Взаимополагание и взаимопроникновение означают единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта. Взаимоисключение - "борьбу", внутреннюю напряженность в предмете и потребность в разрешении противоречий. Однако эти два момента занимают разное положение в структуре противоречия. Единство противоположностей временно, преходяще, регулятивно (как их совпадение, равенство), а борьба - абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения. Таким образом, момент, когда существует данное единство противоположностей, это время относительного покоя, когда между противоположными сторонами, тенденциями еще сохраняется момент равновесия, когда новые тенденции еще не настолько выросли и окрепли, чтобы побороть свою противоположность. С точки зрения Д-ки, противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные. 

Вопрос 11. Основные школы современной  философии: экзистенциализм, феноменология, позитивизм, прагматизм.

Среди школ современной  Ф-ии особое  место занимает Экзистенциализм. Э-зм – это Ф существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его переживания, его страсти и настроения и т.д. Идеи Э-ма восходит к воззрению датского Ф-фа С. Кьеркегора и Ф-ии жизни. Само же их зарождение произошло в России после поражения революции 1905 - 1907 годов. В работах Н. А. Бердяева, примкнувшего в дальнейшем к религиозному Э-му. После I мировой войны Э-зм получил развитие в Германии. (представители: К. Ясперс,  М. Хайдеггер)

Внутри Э-ма существует два основных направления: 1- атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2- религиозное (Ясперс, Бердяев,   Шестов).

Э-эм провозглашает  активность человека, его свободу. Особое место в Э-ме занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти, причем само существование – смерть.

Феноменология – это Ф сознания. Предметная область, которую исследует феноменология, является новой областью, а потому не имеет непротиворечиво сформированного категориального аппарата философии. Но речь-то идет о нашем сознании, о том, знаем ли мы, что такое наше сознание, можем ли мы понять другого человека, наделенного таким же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то что именно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеем ли мы им пользоваться.

Таким образом, феноменология  – наука о феноменах сознания. Ее лозунгом становится лозунг «Назад к вещам», которые в результате феноменологической работы должны непосредственным образом явить себя сознанию. Интенциональный акт, направленный на предмет, должен быть наполнен бытием этого предмета.

Одно из основных направлений нашего столетия –  позитивизм (от лат «положительный) Современный позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм начало которых относятся к началу XX века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени были заложены в трудах Б. Рассела и в Венском кружке. Позитивизм всегда претендовал на роль философии науки. Неопозитивизм начал свой путь с призыва «Философию за борт!».  Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы, в непознаваемую сущность вещей. Неопозитивизм исходит из той позиции, что главная задача философии – деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки и в его очищении от всякой метафизики.

Одним из направления  Ф-ии в зарубежной литературе можно назвать прагматизм, который сложился в 70-х годах 20 века. Сегодня прагматизм в США является господствующим философским течением. Прагматизм подчинил себе философию образования, сделался полуофициальной философией американского образа жизни.

Центральная задача прагматизма — опустить абстрактные Ф-ие понятия на землю и искать смысл Ф-ких проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те Ф-ие проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.

По их мнению человек  действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной  истины бессмысленны, поэтому к любой  концепции, к любому понятию, к любой  теории и социальным учениям, а также моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно — это общее понятие этой теории. 

Вопрос 12. Категории диалектики, отражающие структурные  связи: содержание и  форма, целое и часть, элемент, структура, система.

содержание  и форма: Представления об упорядоченности бытия складывались еще в древних Ф-ких учениях. Понятием, с помощью которого в античных Ф-ких учениях осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих, служило также понятие формы. Аристотель антиподом формы считал материю, а Гегель считал содержание. Форма, начиная с  Аристотеля, понималась как организующий фактор (оформленность противопоставлялась бесформию). Короче Аристотель сравнивал всю эту форму – упорядоченность, с работой гончара (который тоже придает форму глине).

Гегель связывал с понятием  формы определенность предмета. Категория формы и содержания предназначались у Гегеля для  постижения многообразия бытия. Он обосновал  неразрывную диал. связь  между содержанием и формой. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющий основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма понятия диалектические. В человеческой деятельности понятие формы связано с понятием правил (ГОСТы). В качестве упорядочивающего фактора форма более консервативна нежели содержание.

целое и часть: Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Под частями понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета. Однако целое есть нечто большее, чем его части, вместе взятые  В науке и в философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к сумме свойств частей, его составляющих. Но возникает вопрос: «в чем заключается секрет целостности».

На этот вопрос отвечает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается  в связи, объединяющей предметы в  сложные комплексы, во взаимовлиянии  частей. Таким образом был открыт и сформулирован принцип целостности. Со временем удалось понять  и то что различным типам связей частей соответствуют разные типы целостности. Целостность выступает как обобщенная  характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением.

элемент, структура, система: В науке идеи системности заявили о себе в середине 19 века при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество и биологический мир. Маркс в «Капитале» представлял общество как «социальный организм» со своей структурой (ОЭФ). Маркс вопреки установившемуся правилу исследования «от частей к общему» ставил иное правило «Нельзя понять часть, не опираясь на некоторое знание о целом». Маркс подошел к обществу не как к механическому объединению людей, а  как к  упорядоченной, организованной системе.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.

Элемент –  неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов.

Элемент понятие  относительное. В любом элементе можно найти следующую систему, но мы ограничиваемся только относительно данной системы. Например, человек является элементом общества, но он и сам является системой клеток.

Структура – относительно устойчивый способ-закон связи элементов того или иного сложного целого.

Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность. 

Вопрос 13. Закон отрицания  отрицания. Особенности  его проявления в  природе, обществе и  познании.

Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: сущесует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? На эти вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.

Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание  отрицания".

Термин "отрицание'' употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле – уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер.

В окружающем нас  мире, конечно, есть и простое уничтожение, и реверс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.

Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Зародыш человека, например, в своем развитии как бы заново проходит основные вехи истории животного мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"