Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".

Работа содержит 1 файл

шшш!...Пора..doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Источником разделения об-ва на классы является общественное разделение труда (ОРТ)  по конкр  видам деят-ти. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхоза. Отделение  умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит  к появлению частной соб-ти. В обществе появляется соц неравенство.  Пути происхождения класса.

1. Через отделение  в общине эксплуататорской верхушки.

2. Посредством обращения  людей в рабство. (Сначала чужеплеменников,  затем - своих)

Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Теория разделения общества на классы нам интересна потому, что в нашей стране долгое время существовала теория уничтожения классов посредством уничтожения ОРТ. Однако практика показала, что уничтожить ОРТ невозможно. Вывод: любое волюнтаристич изм соц структ об-ва нанесет вред сущ СП.

Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, сущ к-рых обусловлено сущ СП. Неосновные - те, что на основе отжившего  или зарожд СП.  Кроме классов  в об-ве сущ сословия, касты, слои. Эконом условия и занимаемое ими место в об-ве опред их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостр в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы:

1.Экономическая борьба  за наивыгоднейшие усл-я существования.

2.Политическая борьба  за власть

3.Идеологическая  борьба («Борьба за идеи»).

Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность (перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).  

Вопрос 31. Объективные и  субъективные факторы  в историческом процессе и их взаимосвязь. Роль народных масс и личности в истории.

Если з-ны общества объективны, тогда какую роль в  общественной развитии играют люди? Если действие з-нов общества как и  з-нов природы фатально и неизбежно, то деятельность людей бессмысленна, ведь никому не может придти в голову создавать партию по ускорению солнечного затмения. Такая точка зрения наз фатализмом. Если люди могут воздействовать на общественные з-ны, «обуздать» их, повернуть их действие вспять, то тогда они только и должны заниматься революционно - преобраз деятельностью, создавать  партии и осуществлять либо строительство коммунизма, либо переходить к новым производственным отношениям за 500 дней. Эта точка зрения наз волюнтаризмом. С точки зрения материализма, объективное и субъективное в обществе органически слиты. Роль субъективного фактора в истории значительна, но деятельность людей не может носить произвольный характер. Она подчинена объективным условиям существования конкретно-истор общества, зависит от уровня развития производства, госуд устройства, состояния духовной жизни общества, т.е. от всего того, что человек наследует от предшеств деятельности людей, от предш об-ва. То, что не зависит от него, явл объективным.

Если историческая личность осуществляет свою деятельность в соответствии с объект з-нами развития то она способств прогрессивному общественному развитию и наоборот, незнание, недооценка общих закономерностей и тенденций общ развития в деятельности людей негативно влияет на ход истории. При всей многовариантности история развития общества имеет свою «столбовую дорогу» цивилизации, детерминированную историческими закономерностями, теми объективными законами, соответствие к-рым только и позволяет обществу развиваться прогрессивно и наоборот, отклонение от к-рых обрекает его на гибель. Отклоняясь от столбовой дороги цивилизации погибло не одно гос-во (Ацтеки, Инки). И тем не менее люди преувеличивают роль субъективного фактора, пытаясь пришпорить общественный процесс, переделать по своему желанию.

Роль народных масс в истории огромна, достаточно вспомнить, что все наиболее крупные исторические процессы происходят с участием народных масс (войны, восстания, революции и т.д.)

Отдавая приоритет  народным массам в историческом процессе не следует умалять также и  роль личности в истории, особенно выдающихся личностей. Такими являются личности, определенным образом могущие повлиять на движения народных масс, а, следовательно и на ход истории. Средством влияния могут оказаться власть, какие – либо способности к убеждению и др. 

Вопрос 32. Человек, его природа  и сущность. Человек, индивид, личность.

Сущность человека обнаруживается в его существовании. В проблемы сущности и существования  связан вопрос о соотношении биологического и социального человека. В науке  существует 2 подхода к данной проблеме: 1) биологизаторский (сторонники первостепенную роль относят природным врожденным качествам человека) 2) социологизаторский (сторонники считают, что качества человека определяются социальной средой, обществом). Биологическое и социальное в человеке не могут существовать изолировано. Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку в формировании человеческих качеств, которые становятся действительными в силу действия социальных факторов. Весь опыт человечества показывает что человек это синтез биологического и социального, и социальное в человеке может функционировать только на той биооснове, которой присуще каждому конкретному индивиду.

Индивид (от лат. individum - неделимое) – представитель человеческого рода взятый без относительных его социальных качеств. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Индивидуальность означает наличие специфических черт позволяющее отличить одного человека от другого.

Личность – человек, имеющий вполне определенные мировоззрения, те или иные нравственные позиции, уровень культуры. Личность – человеческий индивид наделенный социальными качествами. 

Вопрос 33. Государство, его  сущность, происхождение, основные признаки, функции. Формы государственного устройства. Тоталитарное и демократическое государство.

Основным институтом политической системы является государство.

Государство – есть особая политическая организация принуждения характеризуется наличием публичной власти, права, налогов.

Существует множество  теорий происхождения государства.

1. Теория общественного  договора. (Руссо, Гоббс, Радищев)  Считали, что гос-во возникло  в рез-те общественного договора, сознательно заключ м-у людьми.

2. Теория насилия.  Именно насилие одних людей  над другими привело к возникновению гос-ва.

3. Психологическая  (Шопенгауер). Рассматривал гос-во  как рез-т потребности одних  людей подчинятся, других - управлять.

4. Классовая теория (Маркс и Энгельс). С их точки  зрения гос-во возникает с появлением  классового О и разделение  О на классы они наз гос машиной для поддержания господства одного класса над другим.

5. Социально-демократическая.  Утв, что гос-во есть естественно-истор  инструмент для обеспечения определенного  масштаба прав и свобод людей,  особенно в усл-ях сой нерав-ва. Сущность гос-ва закл в сист организ полит власти в О направленной на регулирование национальных, соц-полит и др отношений.

Гос-во имеет след признаки:

территория, публичная  власть (суд, прокуратура...), налоги, право.

Функции Гос-ва подразд на

--Внутренние

1. Регулирование взаимоотношений между классами, нациями и т.д. Главная задача - обесп права и свободы граждан.

2. Конституционная  ф-ция. Осуществл как основание  з-на.

3. Правоохранительная.

4. Ф-я регулирования  экономики в масштабах своей  территории.

5. Соц защита

6.Планирование. Все  эти ф-ции направлены на управление  О отношениями в рамках этого  Гос-ва.

--Внешние 

1. Оборонная 

2. Внешнеэкономическая

3. Дипломатическая.  Возникнув на опр этапе, гос-во  постоянно изменяется. Гос-ное управление  осущ в различных формах как по способу управления так и по организации национально - территориального устройства.

Различают след формы правления:

Монархия форма  гос упр, главой к-рого явл монарх. Различают абсолютную монархию и  конституционную. 1-ая характерна для  ранней стадии раз-тия истории. 2-ая представляет собой власть монарха, огр парламентом. (существует и в совр развитых об-вах).

Республика - форма  правления при к-рой высш гос  власть принадлеж выборному представительному  органу, а глава гос-ва избирается народом гос-ва. 

Демократия - режим  при к-ром народ явл источником и носителем власти. Признается право  народа участвовать в решении  гос задач наряду с широким  кругом гражд прав и свобод.

Тоталитарные - Гос-во не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на территор единицы в целях удобства администр првления. Такое гос-во организовано по принципу жесткой подчиненности тер-х единиц центру, без каких либо прав на местах. 

Вопрос 34. Исторические формы  общности людей: семья, род, племя, народность, нация. Национальные отношения в современном мире.

СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная  группа людей, связанных единством  происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы.

КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

ПЛЕМЯ - более высокая  форма организации, охватывающая большое  число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего  культурного и экономического развития племена преобразовывались в  народности, а те - на высших стадиях  развития ~ в нации.

НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собо языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками  политическая группировка, члены которой  при-верженны общим ценностям и  институтам. Представители одной  нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них  не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Национальные отношения  в мире одни из самых важных и  в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеалогия (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив господствующие народы стремятся подавить такие желания.

В разных мастах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти  различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п. Важны и формы поддержки национальных особенностей

Семья - важнейший  элемент соц. структуры. Положение  семьи служит барометром состояния  общества, показывает степень его  продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для соц. развития. Чтобы укрепить позиции семьи правительствами многих стран принимаются спец. Меры. Они вкл. В себя различн рода пособия и финансовые льготы, отпуска для ухода за маленькими детьми, создание дошкольн детских учереждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей.  

Вопрос 35. Политическая система  общества, ее элементы. Политические отношения  и политические институты. Концепция разделения властей.

План: 1. Политика как  О явление. Полит сист О и ее осн элементы.

2.Гос-во как главный  элемент полит сист. Теория происх гос-ва, его сущность, основные ф-ции.

3.Типы и формы  гос-ва структура гос власти.

4.Гос- во и право.  Правовое Гос-во. Актуальные проблемы  преобразования полит сист в  России

Политика - особая форма  О деят-ти , связ с регулированием отношений между классами,  . . . . . . . и др соц группами. Деятельность политики направлена 1. на функционирование экономики страны, т.е. ее ф-ции как надстроечного элемента совпад с ф-циями надстройки по отношению к базису. 2. На сохранение соц структуры О, обесп раз-тие и функц экономики данного гос-ва. Итак, деят-ть политики напрвлена на сохр О в целом, главной задачей политики явл завоевание, удержание и использование власти. П - участие в делах гос-ва, определение содержания задач, форм деят-ти гос-ва. Опред роль в полит жизни О играют классы, заним господств положение в экономике, что и заключено в тезисе « Политически господствуют те, кто господствует экономически Сама же политика есть концентрированное выражение экономики.  Экономическая нестабильность порождает полит нестабильность.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"